Шкала графическая
Шкала графическая
форма фиксации данных по измерительной шкале при помощи наглядного отображения развития признака в веде непрерывной линии или определенной фигуры.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ШКАЛА ГРАФИЧЕСКАЯ
форма фиксации данных по шкале измерительной при помощи наглядного отображения развития признака в виде непрерывной линии или определенной фигуры. Графические способы отображения измеряемых признаков обычно используются в комплексе
со шкалами вербальными и (или) с шкалами числовыми.
Ш. г. могут быть горизонтальными и вертикальными. Примером горизонтальной Ш. г. может явиться группа заданий методики исследования самооценки (САН):
Инструкция испытуемому: «Точку, соответствующую степени проявления данного качества у Вас, обозначьте на шкале вертикальной черточкой. Не обязательно ставить отметку на месте одной из цифр. В вашем распоряжении вся шкала. Цифры на шкалах означают
следующее: 0 — поровну одного и другого качества; 1 — качество проявляется редко; 2 — качество заметно, проявляется часто; 3 — качество выражено, проявляется всегда».
В данном примере горизонтальная Ш. г. применяется в сочетании с вербальной и числовой. Пример вертикальной Ш. г. приведен на рис. 58.
Благодаря непрерывности Ш. г. появляется возможность получать более дробные, дифференцированные оценки измеряемых пока зателей по сравнению с чисто числовыми шкалами. Применение такого типа фиксации данных удобно для испытуемых, облегчает задачу
выбора оценки, что субъективно более сложно в случае необходимости указания точного числового значения или градации. Особенно полезно применение такого типа шкалирования в методиках, предназначенных для обследования испытуемых детского возраста.
Эмпирически установлен оптимальный диапазон длины шкалы (8-—18 см). Короткая Ш. г. может не позволить вместить индивидуальный масштаб оценок, в то же время слишком длинная шкала ослабляет впечатление континуальности оценок.
со шкалами вербальными и (или) с шкалами числовыми.
Ш. г. могут быть горизонтальными и вертикальными. Примером горизонтальной Ш. г. может явиться группа заданий методики исследования самооценки (САН):
Инструкция испытуемому: «Точку, соответствующую степени проявления данного качества у Вас, обозначьте на шкале вертикальной черточкой. Не обязательно ставить отметку на месте одной из цифр. В вашем распоряжении вся шкала. Цифры на шкалах означают
следующее: 0 — поровну одного и другого качества; 1 — качество проявляется редко; 2 — качество заметно, проявляется часто; 3 — качество выражено, проявляется всегда».
В данном примере горизонтальная Ш. г. применяется в сочетании с вербальной и числовой. Пример вертикальной Ш. г. приведен на рис. 58.
Благодаря непрерывности Ш. г. появляется возможность получать более дробные, дифференцированные оценки измеряемых пока зателей по сравнению с чисто числовыми шкалами. Применение такого типа фиксации данных удобно для испытуемых, облегчает задачу
выбора оценки, что субъективно более сложно в случае необходимости указания точного числового значения или градации. Особенно полезно применение такого типа шкалирования в методиках, предназначенных для обследования испытуемых детского возраста.
Эмпирически установлен оптимальный диапазон длины шкалы (8-—18 см). Короткая Ш. г. может не позволить вместить индивидуальный масштаб оценок, в то же время слишком длинная шкала ослабляет впечатление континуальности оценок.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.