ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШЕВАРЕВ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ
(1903—1990)-психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии. Основная тема научных исследований-ощущения и зрительное восприятие (особенно цветовое), формирование ассоциаций.
Соч.:Цвет в архитектуре (в соавт. с С.С. Алексеевым). М.—Л., 1935; Иллюстрации и опыты в курсе психологии. М.—Л., 1949; Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. М., 1959; Теория обобщенных ассоциаций в психологии. М.-Воронеж, 1998.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич

(1892-1972) — российский психолог, специалист в области когнитивной психологии, автор теории обобщенных ассоциаций в умственной деятельности. Д-р психологических наук (1960), профессор, чл.-кор. АПН СССР. Окончил в 1915 г. историко-филологический факультет МГУ и аспирантуру при кафедре психологии (1915— 1919). С 1919 по 1920 преподавал психологию в Тамбовском ун-те. В 1921 — 1923 гг. — ассистент отделения прикладной психологии Психологического ин-та при Московском ун-те. С 1923 по 1925 г. — педагог-психолог Приемно-наблюдательного пункта для беспризорных детей, одновременно преподает в Академии социального воспитания, в Институте физкультуры, в Высшей школе военной маскировки, затем на педагогических курсах при Московском высшем техническом училище. В 1931 г. возвращается в Институт психологии и сначала работает с.н.с, затем зав. лабораторией, отделом общей психологии (1947-1955). С 1958 по 1961 г. -зам. директора по научной работе и одновременно зав. лабораторией восприятия и памяти. В 1960 г. защитил докт. дис. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. До 1969 г. — зав. лабораторией восприятия. Под его руководством проводились исследования формирования понятий у детей. Другое направление исследований было связано с разработкой психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе. Результаты исследований были опубликованы в книге Обобщение ассоциаций в учебной работе школьника (1959). Все ассоциации сводил к ассоциациям по смежности. Отвергал существование ассоциаций по сходству, доказывая, что они так же являются особым видом ассоциаций по смежности. Создал две классификации ассоциаций. Первая построена на основании признаков константности—вариативности и конкретности—обобщенности, присущих каждому из двух членов ассоциации. Выделены 4 семейства ассоциаций: константные, семивариативные, абстрактно-вариативные, конкретно-вариативные. Все семейства распадаются на две большие группы: константные и вариативные (обобщенные). Вторая классификация включает в себя три группы ассоциаций в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций. Они названы альфа-, бета-и гамма-ассоциациями. Весьма важны для практики были его исследования по вопросам восприятия и применения цвета в архитектуре. В результате совместно с С.С. Алексеевым и Б.М. Тепловым был создан специальный курс цветоведения Для архитектурных вузов, в котором данные психологии и психофизиологии использовались для решения практических задач по цветовому оформлению архитектурных сооружений. Основные труды: К вопросу о структуре восприятия, 1962; О роли ассоциаций в процессах мышления, 1966. СВ. Ильина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005