ШЕРКОВИН Юрий Александрович это что такое ШЕРКОВИН Юрий Александрович: определение — Психология.НЭС
Шериф Музафер ШЕРОЗИЯ

ШЕРКОВИН Юрий Александрович

Найдено 2 определения термина ШЕРКОВИН Юрий Александрович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ШЕРКОВИН Юрий Александрович

(1924—1998) — российский психолог, специалист в области социальной психологии. Д-р психологических наук (1971), профессор (1973). Участник ВОВ, награжден многими медалями, орденами Красной звезды, За отвагу, Дружбы народов. В 1951 г. окончил Ростовский-на-Дону государственный педагогический ин-т. С 1953 по 1958 г. — преподаватель кафедры спецподготовки Московского института внешней торговли при Министерстве внешней торговли и кафедры спецподготовки в МГИМО МИД СССР (1958-1966). С 1966 г. -доцент Института общественных наук при ЦК КПСС, где создал и возглавил группу (1966—1967), а позднее кафедру Общественной психологии и пропаганды (с 1967 — зам., а с 1975 — зав. кафедрой, которая являлась, по существу, первой в СССР кафедрой социальной психологии). Специализировался в области психологии массовой коммуникации, общения, стихийного поведения. Исследовал проблемы внимания, восприятия, понимания и мнемических процессов в коммуникативном воздействии на массовые аудитории, выявил роль и соотношение убеждения и внушения в тех же процессах, проанализировал генезис и значимость слухов как специфического вида межличностной коммуникации. По результатам исследований защитил на факте психологии МГУ им. М.В. Ломоносова докт. дис. на тему Психологические проблемы массовых информационных процессов (1971) и опубликовал в 1973 г. монографию с тем же названием, переведенную на шесть языков. В ряде публикаций 1970—1980-е гг. уделял внимание психологии политических явлений и процессов и, в частности, социально-психологическим аспектам национализма и терроризма. Под его ред. в 1975 г. вышло первое учебное пособие по социальной психологии (Социальная психология. Краткий очерк, в соавт., М., 1975). Параллельно с отмеченными проблемами занимался вопросами психологии рекламы. С 1991 г., когда Институт общественных наук при ЦК КПСС прекратил свое существование, целиком переключился на эту проблематику, осуществлял сотрудничество с Институтом психологии АН СССР, фак-том психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и фак-том журналистики МГУ. Участвовал в международном научном обмене с исследовательскими учреждениями и ун-тами Болгарии, Чехословакии, Польши, Англии, Бельгии, Германии, США, Италии, Финляндии, Латвии, Эстонии, Анголы, Конго. Автор монографий: Наружная реклама. Трудное искусство простоты. М., 1995; Политический терроризм: обвинение империализму, в соавт., М., 1983, пер. на англ., исп. и фр. языки. Л.А. Карпенко

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

ШЕРКОВИН Юрий Александрович

1924-1998) - российский психолог, спец. в обл. социальной психологии. Докт. психол. наук (1971), проф. (1973). Участник В. О. В., награжден мн. орденами и медалями. Вернувшись с фронта в 1945 г., поступил в Военный ин-т иностр. языков, по окончании к-рого специализировался в обл. внеш. разведки и спецпропаганды. С 1953 по 1958 г. - преподаватель каф. спецподготовки Моск. ин-та внеш. торговли при Минве внеш. торговли. С 1958 по 1966 г. - преподаватель каф. спецподготовки в МГИМО МИД СССР. В 1960-е гг. работал в США, где изучал опыт американских психологов по обеспечению эффективности массовых информационных процессов. Своими учителями считал Б. Ф. Поршнева и американского социопсихолога В. Шрама. С 1966 г. - доцент Ин-та обществ. наук при ЦК КПСС, где создал и возглавил группу (1966-1967), а позднее каф. обществ. психологии и пропаганды (с 1967 - зам., а с 1975 - зав. каф., к-рая являлась, по существу, первой в СССР каф. социальной психологии). Специализировался в обл. психологии массовой коммуникации, общения, стихийного поведения. Исследовал проблемы внимания, восприятия, понимания и мнемических процессов в коммуникативном воздействии на массовые аудитории, выявил роль и соотношение убеждения и внушения в тех же процессах, проанализировал генезис и значимость слухов как специфического вида межличностной коммуникации. По результатам исследований защитил на ф-те психологии МГУ им. М. В. Ломоносова докт. дис. на тему «Психологические проблемы массовых информационных процессов» (1971) и опубл. в 1973 г. монографию с тем же названием, переведенную на 6 языков. В ряде публикаций 1970-1980-е уделял внимание психологии полит. явлений и процессов, и в частности, социально-психол. аспектам национализма и терроризма. Под его ред. в 1975 г. вышло первое учеб. пособие по социальной психологии. Параллельно с отмеченными проблемами занимался вопросами психологии рекламы. С 1992 г., когда Ин-т обществ. наук при ЦК КПСС прекратил свое существование, целиком переключился на эту проблематику, сотрудничал с ИП АН СССР, ф-том психологии и ф-том журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Осн. труды: Психологические проблемы массовых информационных процессов, 1973; Социальная психология. Краткий очерк (в соавт.), 1975; Наружная реклама. Трудное искусство простоты, 1995; Политический терроризм: обвинение империализму (в соавт.), 1983. Л. А. Карпенко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме ШЕРКОВИН Юрий Александрович — 0

Найдено научных статей по теме — 10

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д. Александрова увлеченно работала над проблемами зрительного восприятия. На примере развития зрительных функций ею было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза гетерохронности и неравномерности. Результатом этих исследований стала серия публикаций, посвященных развитию зрительных функций: восприятию формы, определению границ цветового зрения, а также возрастным особенностям отражения времени. Затем, выступив против рассмотрения старения как обратного развития, как возраста потерь, М. Д. Александрова перешла к исследованию и определению возрастных лимитов трудоспособности. Развивая идеи психогеронтологии, М. Д. Александрова в 1970-е годы обращается к социально-психологическим проблемам и исследованиям личности. Она указывает на значение теории отношений В. Н. Мясищева для социальной геронтологии, проводит исчерпывающий анализ состояния исследований в области социальной геронтологии за рубежом. В своей следующей работе она подробно анализирует социальные, демографические аспекты постарения населения планеты, рассматривает задачи, которые этот процесс ставит перед социальными институтами и перед наукой. Сама Мария Даниловна, обладая активным характером и стремлением помочь людям, постоянно взаимодействовала с различными организациями, решающими научные и жизненные проблемы пожилых людей. Являясь первопроходцем в области психогеронтологии, М. Д. Александрова разработала и ввела в образовательный процесс учебный курс «Психогеронтология». Среди множества ее талантов и личных качеств нельзя не отметить незаурядное чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Мария Даниловна Александрова была не только выдающимся ученым, но и выдающимся человеком, вдохновлявшим коллег и учеников. Библиогр. 7.
Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF