СХЕМА ТЕЛА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Схема тела
Сложный вид чувствительности, лежащий в основе ощущения взаимного расположения и соотношения размеров частей собственного тела.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Схема тела
это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

СХЕМА ТЕЛА
body image, body schema) - представление человека о расположении его конечностей и отдельных частей тела. Эту функцию выполняют ассоциативные зоны головного мозга. См. также Синдром Герстмана.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

СХЕМА ТЕЛА
гипотетическая внутренняя, заложенная в генотипе человека, нейродинамическая модель его тела, управляющая его движениями и позволяющая локализовать, т. е. точно определять место внутренних, особенно мышечных ощущений. Доказательством существования С.т. служат иллюзорные представления о принадлежности частей тела, иллюзии движений, искажение представлений о форме, размерах и положении частей тела. С.т. включает восприятие границ и размеров частей тела, их расположения относительно друг друга, движений и положения в пространстве. С помощью С.т. анализируется информация, поступающая от многочисленных рецепторов, расположенных в теле человека, реализуются двигательные программы, производится их коррекция. С.т. задает систему отсчета для ориентации человека в пространстве. См. фантом конечности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СХЕМА ТЕЛА
обобщенное представление человека о своем теле, его контурах и габаритах, его границах и о его ориентации и состоянии движения в окружающем пространстве. Непрерывно меняя положение тела, человек одновременно создает и опробует постуральную модель, формирующую С. т. Воспринимаемые границы С. т. чрезвычайно подвижны. В нее включается одежда и разнообразные орудия труда (перо, лопата, автомобиль, танкер и т. п.). С. т., как правило, входит в образ внешнего окружения человека, позволяет ему свободно ориентироваться как в микроскопическом, так и в макроскопическом пространстве, достаточно легко переходить от работы в одном пространстве к работе в другом пространстве. С. т. может рассматриваться как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы — образы будущего движения.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СХЕМА ТЕЛА
может рассматриваться как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы - образы будущего движения.
На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью коей образуются психологические и эстетические образы тела, несущие и оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела"формируются образы, связанные с такими представлениями, как полоролевые функции и мораль. Поэтому схема тела выступает как аппарат не только самопознания, но и самосознания.
Т-ГРУППА - группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных - с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (-> тренинг социально-психологический). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они - одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.
Для Т-групп характерна:
1) кратковременность существования - от нескольких дней до недель;
2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.
Основной метод в Т-группах - свободная дискуссия без предварительно принятого плана (-> метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу "здесь и теперь" - анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту участников.
Условие успешной работы Т-групп - климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение - развитие чувствительности к процессам групповым - происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СХЕМА ТЕЛА
BODY SCHEMA)
Вначале построения своей теории Фрейд, рассматривая ранние стадии развития Я, относил его проявления во многом к телесной сфере. Такой взгляд удерживался вплоть до создания структурной теории (1923). В этот период термин Я употреблялся Фрейдом неоднозначно и соотносился то с понятием индивида, то с психической организацией или структурой, то с образованиями, обозначаемыми в настоящее время термином Самость (Hartmann, 1964). В современном понимании Я представляет собой одну из структур психического аппарата, характеризующуюся различными функциями и состоящую из важных подструктур, среди которых наиболее существенными являются репрезентации Самости и объектов. На ранних стадиях развития Я первые элементы репрезентации Самости откладываются в Я, а эти первые образы-впечатления о себе, кок противоположные не-Я, обязательно основываются на телесных ощущениях. Именно эти первичные телесные представления, возникающие на ранних стадиях формирования образа Самости, и имел в виду Фрейд, когда говорил о телесном Я. Основное внимание ребенка сфокусировано на кормлении, поиске удовольствия и избегании неудовольствия (голода). Таким образом, рот (благодаря своей функции сосания) становится самым ранним ядром возникающей репрезентации Самости, к которому вскоре добавляются руки (прикосновение, хватание) и глаза (зрение) (Hotter, 1949). Со временем, по мере развития ребенка и Я, формируется схема или паттерн образа тела. Пополняясь ощущениями, поступающими из области рта, рук, глаз, головы, а также под влиянием развивающегося либидо, образ тела становится все более четким. Локомоция и вертикальное положение тела добавляют новые структуры и функции, и постепенно рот и голова теряют свое физиологическое и психологическое значение. Наконец, в эдиповой фазе и позднее в пубертоте наиболее катектированной становится область половых органов, которая теперь оказывает основное влияние на формирование образа тела. Таким оброзом, схема тела меняется соответственно процессам созревания и развития.
Термины телесное Я, образ Я и схема Я искусственно отделены от общей репрезентации Самости - в узком аспекте речь здесь идет о психической репрезентации тела и его функций. В аспекте развития тело является местом, где начинается репрезентация Самости. Но постепенно это развивается в репрезентацию всей психофизиологической Самости с прошлым, настоящим, влечениями, Я и его функциями и, наконец, силами Сверх-Я (Jocobson, 1964).

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
308.02 кб

Механизмы дезинтеграции в системе "сенсомоторный аппарат - схема тела" периферического генеза на мод

А. П. Шеин
На основании обобщенных результатов многоплановых нейрофизиологических исследований реактивности и адаптации нервов и мышц при удлинении конечностей по Илизарову, а также анализа характеристик локальных изометрических моторных тес

Похожие термины:

  • Образ или схема тела

    непосредственный образ собственного тела, представленный в сознании индивида. Обычно образ тела субъективно остается неизменным на протяжении всей жизни, как если бы с возрастом тело никак не из
  • ТЕЛЕСНОЕ ЭГО, ОБРАЗ ТЕЛА, СХЕМА ТЕЛА

    body ego, body image, body SCHEMA) телесное эго - термин, использованный Фрейдом для обозначения той части ЭГО, которая возникает из восприятия самого СЕБЯ (т.е. как противоположное восприятию внешних объектов). &q