СХЕМА ТЕЛА это что такое СХЕМА ТЕЛА: определение — Психология.НЭС

СХЕМА ТЕЛА

Найдено 6 определений термина СХЕМА ТЕЛА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СХЕМА ТЕЛА

BODY SCHEMA)

Вначале построения своей теории Фрейд, рассматривая ранние стадии развития Я, относил его проявления во многом к телесной сфере. Такой взгляд удерживался вплоть до создания структурной теории (1923). В этот период термин Я употреблялся Фрейдом неоднозначно и соотносился то с понятием индивида, то с психической организацией или структурой, то с образованиями, обозначаемыми в настоящее время термином Самость (Hartmann, 1964). В современном понимании Я представляет собой одну из структур психического аппарата, характеризующуюся различными функциями и состоящую из важных подструктур, среди которых наиболее существенными являются репрезентации Самости и объектов. На ранних стадиях развития Я первые элементы репрезентации Самости откладываются в Я, а эти первые образы-впечатления о себе, кок противоположные не-Я, обязательно основываются на телесных ощущениях. Именно эти первичные телесные представления, возникающие на ранних стадиях формирования образа Самости, и имел в виду Фрейд, когда говорил о телесном Я. Основное внимание ребенка сфокусировано на кормлении, поиске удовольствия и избегании неудовольствия (голода). Таким образом, рот (благодаря своей функции сосания) становится самым ранним ядром возникающей репрезентации Самости, к которому вскоре добавляются руки (прикосновение, хватание) и глаза (зрение) (Hotter, 1949). Со временем, по мере развития ребенка и Я, формируется схема или паттерн образа тела. Пополняясь ощущениями, поступающими из области рта, рук, глаз, головы, а также под влиянием развивающегося либидо, образ тела становится все более четким. Локомоция и вертикальное положение тела добавляют новые структуры и функции, и постепенно рот и голова теряют свое физиологическое и психологическое значение. Наконец, в эдиповой фазе и позднее в пубертоте наиболее катектированной становится область половых органов, которая теперь оказывает основное влияние на формирование образа тела. Таким оброзом, схема тела меняется соответственно процессам созревания и развития.

Термины телесное Я, образ Я и схема Я искусственно отделены от общей репрезентации Самости - в узком аспекте речь здесь идет о психической репрезентации тела и его функций. В аспекте развития тело является местом, где начинается репрезентация Самости. Но постепенно это развивается в репрезентацию всей психофизиологической Самости с прошлым, настоящим, влечениями, Я и его функциями и, наконец, силами Сверх-Я (Jocobson, 1964).

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

СХЕМА ТЕЛА

может рассматриваться как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы - образы будущего движения.

На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью коей образуются психологические и эстетические образы тела, несущие и оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела"формируются образы, связанные с такими представлениями, как полоролевые функции и мораль. Поэтому схема тела выступает как аппарат не только самопознания, но и самосознания.

Т-ГРУППА - группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных - с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (-> тренинг социально-психологический). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они - одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.

Для Т-групп характерна:

1) кратковременность существования - от нескольких дней до недель;

2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в Т-группах - свободная дискуссия без предварительно принятого плана (-> метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу "здесь и теперь" - анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту участников.

Условие успешной работы Т-групп - климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение - развитие чувствительности к процессам групповым - происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

СХЕМА ТЕЛА

body image, body schema) - представление человека о расположении его конечностей и отдельных частей тела. Эту функцию выполняют ассоциативные зоны головного мозга. См. также Синдром Герстмана.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Схема тела

это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Схема тела

Сложный вид чувствительности, лежащий в основе ощущения взаимного расположения и соотношения размеров частей собственного тела.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

СХЕМА ТЕЛА

обобщенное представление человека о своем теле, его контурах и габаритах, его границах и о его ориентации и состоянии движения в окружающем пространстве. Непрерывно меняя положение тела, человек одновременно создает и опробует постуральную модель, формирующую С. т. Воспринимаемые границы С. т. чрезвычайно подвижны. В нее включается одежда и разнообразные орудия труда (перо, лопата, автомобиль, танкер и т. п.). С. т., как правило, входит в образ внешнего окружения человека, позволяет ему свободно ориентироваться как в микроскопическом, так и в макроскопическом пространстве, достаточно легко переходить от работы в одном пространстве к работе в другом пространстве. С. т. может рассматриваться как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы — образы будущего движения.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Изучение особенностей образа тела при помощи проективного метода «три дерева» в семьях с психосомати

Залесская О. В.
В статье рассматриваются условия формирования образа тела у детей, страдающих бронхиальной астмой, и у детей без психосоматической патологии.
Читать PDF

Коррекция «Я-образа» тела методами ритмодвигательной оздоровительной физической культуры

Малкина-Пых И.Г.
Читать PDF

Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
В статье рассматривается «образ тела», его значение в структуре «Я концепции», связь «физического» и «социального» «Я».
Читать PDF

Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела

Ковязина Мария Станиславовна, Балашова Елена Юрьевна
Проанализированы публикации, посвященные вкладу мозолистого тела (МТ) в организацию высших психических функций (ВПФ) и в межполушарное взаимодействие.
Читать PDF

Особенности формирования образа тела в условиях современного образования

Стребкова Ю.А.
Рассматривается современное положение психологии телесности среди гуманитарных наук. Проведены анализ и разграничение смежных понятий: «телесность» и «образ тела».
Читать PDF

Формирование образа тела в сознании студентов-психологов

Минияров Валерий Максимович, Иванов Дмитрий Викторович
Раскрываются особенности процесса формирования образа тела в сознании студентов-психологов.
Читать PDF

Модель формирования образа тела у студентов в условиях вуза

Стребкова Ю.А., Минияров В.М., Агафонов А.Ю.
Рассматривается процесс формирования образа тела в условиях современного образования.
Читать PDF

Изучение взаимосвязи соматотипа по половой дифференцировке тела и гендера у юношей

Надеина Светлана Яковлевна, Ситникова Ульяна Михайловна, Филатова Ольга Викторовна
Проведено антропометрическое исследование 180 юношей. Определение соматотипа по половой дифференциации тела показало, что большинство испытуемых имеют гинекоморфный тип телосложения.
Читать PDF

Особенности синдрома нарушения межполушарного взаимодействия при патологии мозолистого тела

Ковязина Мария Станиславовна, Кузнецова Дарья Алексеевна
На сегодняшний день остается открытым вопрос о качественной специфике нейропсихологических синдромов при различной патологии главной комиссуры мозга - мозолистого тела (МТ).
Читать PDF

Сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания

Татаурова Светлана Сергеевна
Образ тела рассматривается как результат интеграции знаний, представлений и оценок внешности и физических данных в когнитивной структуре самосознания.
Читать PDF

Адаптация методики исследования образа тела в клинической психологии

Баранская Людмила Тимофеевна, Ткаченко Алексей Евгеньевич, Татаурова Светлана Сергеевна
В статье демонстрируются возможности психометрического анализа образа тела, количественного измерения аффективного отношения к данному образу, показана когнитивно-поведенческая значимость оценки собст
Читать PDF

Избыточный вес тела как психосоматическая проблема в контексте психодинамической концепции личности

Вассерман Людвиг Иосифович, Святенко Людмила Владимировна, Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются проблемы избыточного веса тела в форме алиментарного ожирения как расстройства личностно-поведенческого уровня.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!