СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ СХЕМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

СХЕМА ТЕЛА

Найдено 6 определений термина СХЕМА ТЕЛА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СХЕМА ТЕЛА

BODY SCHEMA)

Вначале построения своей теории Фрейд, рассматривая ранние стадии развития Я, относил его проявления во многом к телесной сфере. Такой взгляд удерживался вплоть до создания структурной теории (1923). В этот период термин Я употреблялся Фрейдом неоднозначно и соотносился то с понятием индивида, то с психической организацией или структурой, то с образованиями, обозначаемыми в настоящее время термином Самость (Hartmann, 1964). В современном понимании Я представляет собой одну из структур психического аппарата, характеризующуюся различными функциями и состоящую из важных подструктур, среди которых наиболее существенными являются репрезентации Самости и объектов. На ранних стадиях развития Я первые элементы репрезентации Самости откладываются в Я, а эти первые образы-впечатления о себе, кок противоположные не-Я, обязательно основываются на телесных ощущениях. Именно эти первичные телесные представления, возникающие на ранних стадиях формирования образа Самости, и имел в виду Фрейд, когда говорил о телесном Я. Основное внимание ребенка сфокусировано на кормлении, поиске удовольствия и избегании неудовольствия (голода). Таким образом, рот (благодаря своей функции сосания) становится самым ранним ядром возникающей репрезентации Самости, к которому вскоре добавляются руки (прикосновение, хватание) и глаза (зрение) (Hotter, 1949). Со временем, по мере развития ребенка и Я, формируется схема или паттерн образа тела. Пополняясь ощущениями, поступающими из области рта, рук, глаз, головы, а также под влиянием развивающегося либидо, образ тела становится все более четким. Локомоция и вертикальное положение тела добавляют новые структуры и функции, и постепенно рот и голова теряют свое физиологическое и психологическое значение. Наконец, в эдиповой фазе и позднее в пубертоте наиболее катектированной становится область половых органов, которая теперь оказывает основное влияние на формирование образа тела. Таким оброзом, схема тела меняется соответственно процессам созревания и развития.

Термины телесное Я, образ Я и схема Я искусственно отделены от общей репрезентации Самости - в узком аспекте речь здесь идет о психической репрезентации тела и его функций. В аспекте развития тело является местом, где начинается репрезентация Самости. Но постепенно это развивается в репрезентацию всей психофизиологической Самости с прошлым, настоящим, влечениями, Я и его функциями и, наконец, силами Сверх-Я (Jocobson, 1964).

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

СХЕМА ТЕЛА

может рассматриваться как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы - образы будущего движения.

На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью коей образуются психологические и эстетические образы тела, несущие и оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела"формируются образы, связанные с такими представлениями, как полоролевые функции и мораль. Поэтому схема тела выступает как аппарат не только самопознания, но и самосознания.

Т-ГРУППА - группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных - с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (-> тренинг социально-психологический). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они - одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.

Для Т-групп характерна:

1) кратковременность существования - от нескольких дней до недель;

2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в Т-группах - свободная дискуссия без предварительно принятого плана (-> метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу "здесь и теперь" - анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту участников.

Условие успешной работы Т-групп - климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение - развитие чувствительности к процессам групповым - происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СХЕМА ТЕЛА

body image, body schema) - представление человека о расположении его конечностей и отдельных частей тела. Эту функцию выполняют ассоциативные зоны головного мозга. См. также Синдром Герстмана.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

Схема тела

это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Схема тела

Сложный вид чувствительности, лежащий в основе ощущения взаимного расположения и соотношения размеров частей собственного тела.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

СХЕМА ТЕЛА

обобщенное представление человека о своем теле, его контурах и габаритах, его границах и о его ориентации и состоянии движения в окружающем пространстве. Непрерывно меняя положение тела, человек одновременно создает и опробует постуральную модель, формирующую С. т. Воспринимаемые границы С. т. чрезвычайно подвижны. В нее включается одежда и разнообразные орудия труда (перо, лопата, автомобиль, танкер и т. п.). С. т., как правило, входит в образ внешнего окружения человека, позволяет ему свободно ориентироваться как в микроскопическом, так и в макроскопическом пространстве, достаточно легко переходить от работы в одном пространстве к работе в другом пространстве. С. т. может рассматриваться как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы — образы будущего движения.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Показать все [+3] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Изучение особенностей образа тела при помощи проективного метода «три дерева» в семьях с психосомати

Залесская О. В.
В статье рассматриваются условия формирования образа тела у детей, страдающих бронхиальной астмой, и у детей без психосоматической патологии. Представлено исследование уровня осознания ребенком индивидуальной телесной идентичности. Выделены виды симбиотической связи в семье с психосоматическим заболеванием у ребенка.
Скачать PDF

Коррекция «Я-образа» тела методами ритмодвигательной оздоровительной физической культуры

Малкина-Пых И.Г.
Скачать PDF

Образ тела как компонент «Я-концепции» личности детей с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
В статье рассматривается «образ тела», его значение в структуре «Я концепции», связь «физического» и «социального» «Я». Исследуются особенности телесного опыта ребенка, больного детским церебральным параличом. Результаты исследования позволяют считать, что у детей, страдающих детским церебральным параличом, независимо от интеллекта, заниженная самооценка, имеется тревожность, преобладает низкое самоуважение, выраженные тенденции к регрессии и зависимости, переживание телесной неуклюжести, рассогласованности, общей физической неадекватности и недостаток осознания и рефлексии собственных переживаний и межличностных отношений.
Скачать PDF

Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела

Ковязина Мария Станиславовна, Балашова Елена Юрьевна
Проанализированы публикации, посвященные вкладу мозолистого тела (МТ) в организацию высших психических функций (ВПФ) и в межполушарное взаимодействие. Большинство авторов приходят к выводу, что при нейропсихологическом обследовании лиц с патологией МТ можно выявить проблемы в различных ВПФ. Изложены результаты нейропсихологического обследования 29 лиц с различными вариантами патологии МТ.
Скачать PDF

Особенности формирования образа тела в условиях современного образования

Стребкова Ю.А.
Рассматривается современное положение психологии телесности среди гуманитарных наук. Проведены анализ и разграничение смежных понятий: «телесность» и «образ тела». Раскрыты психологические факторы, влияющие на структуру образа тела, и обоснована социокультурная детерминированность формирования образа тела, а также необходимость изучения педагогической психологией особенностей формирования образа тела в условиях современного образования. Проанализированы современные исследования формирования образа тела в студенческом возрасте.
Скачать PDF

Формирование образа тела в сознании студентов-психологов

Минияров Валерий Максимович, Иванов Дмитрий Викторович
Раскрываются особенности процесса формирования образа тела в сознании студентов-психологов. Проведен анализ существующих образовательных стандартов подготовки психологов по специализации «Психология» и «Педагогика и психология» с точки зрения формирования образа тела. Описана психолого-педагогическая модель формирования образа тела. Рассматриваются результаты формирования образа тела в сознании студентов-психологов.
Скачать PDF

Модель формирования образа тела у студентов в условиях вуза

Стребкова Ю.А., Минияров В.М., Агафонов А.Ю.
Рассматривается процесс формирования образа тела в условиях современного образования. Раскрыты психологические факторы, влияющие на структуру образа тела в условиях вуза, и обоснована социокультурная детерминированность формирования образа тела. Раскрываются особенности процесса формирования образа тела у студентов факультета психологии в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Проведен анализ существующих образовательных стандартов подготовки психологов по специализации «Психология» и «Педагогика и психология» с точки зрения формирования образа тела. Описана психолого-педагогическая модель формирования образа тела, включающая спецкурс «Психология тела» и «Телесно-ориентированный тренинг».
Скачать PDF

Изучение взаимосвязи соматотипа по половой дифференцировке тела и гендера у юношей

Надеина Светлана Яковлевна, Ситникова Ульяна Михайловна, Филатова Ольга Викторовна
Проведено антропометрическое исследование 180 юношей. Определение соматотипа по половой дифференциации тела показало, что большинство испытуемых имеют гинекоморфный тип телосложения. Несмотря на то что большинство испытуемых принадлежат к гинекоморфному соматотипу, у них выявлен маскулинный тип гендера. Не обнаружено достоверных различий представленности гендера в группах лиц с разным соматотипом. Переменные соматотип и гендер не связаны друг с другом.
Скачать PDF

Особенности синдрома нарушения межполушарного взаимодействия при патологии мозолистого тела

Ковязина Мария Станиславовна, Кузнецова Дарья Алексеевна
На сегодняшний день остается открытым вопрос о качественной специфике нейропсихологических синдромов при различной патологии главной комиссуры мозга - мозолистого тела (МТ). Нами было обследовано 30 больных с различной патологией МТ. Все больные проходили через процедуру фиксированной установки Д.Н. Узнадзе. Анализ результатов показал связь между функционированием фиксированной установки и состоянием левой гемисферы головного мозга. Наиболее выраженные нарушения динамики формирования установки демонстрировали испытуемые с патологией МТ. При этом в стандартном нейропсихологическом обследовании больные с патологией МТ демонстрировали дефицит задних отделов правого полушария. Таким образом, можно говорить не о латерализованном, а о диссоциативном характере синдрома межполушарного взаимодействия.
Скачать PDF

Сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания

Татаурова Светлана Сергеевна
Образ тела рассматривается как результат интеграции знаний, представлений и оценок внешности и физических данных в когнитивной структуре самосознания. Представления об образе тела формируются в процессе онтои социогенеза, в том числе путем интериоризации стандартов привлекательности. Представлены результаты апробации методик исследования образа тела, разработанные Т.Ф. Кэшем, полученные в ходе межкультурального сравнительного изучения представлений об образе тела у молодых людей студенческого возраста с помощью пяти адаптированных психодиагностических методик Т.Ф. Кэша.
Скачать PDF

Адаптация методики исследования образа тела в клинической психологии

Баранская Людмила Тимофеевна, Ткаченко Алексей Евгеньевич, Татаурова Светлана Сергеевна
В статье демонстрируются возможности психометрического анализа образа тела, количественного измерения аффективного отношения к данному образу, показана когнитивно-поведенческая значимость оценки собственной внешности в действиях человека, направленных на конструктивные или деструктивные телесные изменения. С предлагаемой методикой необходимо знакомить студентов-психологов в курсе психодиагностики, с тем чтобы молодые специалисты в будущем могли оперативно и качественно справляться с профессиональными задачами, исходя из потребностей конкретной области социальной практики.
Скачать PDF

Избыточный вес тела как психосоматическая проблема в контексте психодинамической концепции личности

Вассерман Людвиг Иосифович, Святенко Людмила Владимировна, Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются проблемы избыточного веса тела в форме алиментарного ожирения как расстройства личностно-поведенческого уровня. Обсуждаются вопросы пищевого поведения с точки зрения концептуальных психодинамических (психоаналитических) позиций. Для обсуждения привлекаются работы классиков психоанализа и современных психодинамически ориантированных отечественных и зарубежных психологов. Рассмотрение ожирения с современных биопсихосоциальных позиций, в известной степени, созвучно психосоматическим воззрениям основателей психосоматической медицины и имеет непосредственное отношение к организации психотерапевтической помощи людям с излишней массой тела
Скачать PDF