СХЕМА ПРОФЕССИОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА
СХЕМА ПРОФЕССИОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА
главные черты, обобщенная психологическая характеристика профессии в зависимости от условий и задач труда. Ее составление всегда должно предшествовать разработке учебных планов и программ. Анализ будущей деятельности выпускников вузов является необходимой предпосылкой правильного решения вопроса о задачах воспитания и обучения. Результатом такого анализа должна быть профессиограмма той или иной профессии, определение соответствующих требований к специалисту, к его знаниям, умениям, навыкам, моральным и волевым качествам, мышлению, воображению и т. д. Адекватность личности специалиста этим требованиям получает выражение в форме определенных свойств и черт, находящихся в динамическом соотношении с соответствующими социальными и производственными потребностями. Необходимость такого подхода к конкретизации содержания цели формирования личности специалиста с высшим образованием связана с возрастающей ролью научного предвидения во всех сферах общественного развития, особенно в области трудовой деятельности. Такого предвидения психология может добиться только в том случае, если будет правильно решать вопрос о профессиограмме определенного специалиста (см. Профессиограмма). Примером схемы профессиограммы выпускника вуза как будущего специалиста может быть: 1. Общая характеристика специализации (социальное и практическое значение, ее место в общественно-трудовой деятельности, связь с другими специализациями, варианты возможных должностей внутри специализации, типичные места работы). 2. Основные черты будущей работы (характерные черты внешних условий и средств деятельности, рабочая зона, основные операции и приемы работы, новые формы работы по данной специальности, эргономические и гигиенические условия, основные трудности и неудобства, влияние работы на психику и основные требования к психосенсорной сфере и психомоторике, интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности деятельности; характерные черты групп). 3. Черты направленности специалиста (отношение, интерес и любовь к профессии, система целей, установок и мотивов, способствующих выполнению служебных обязанностей, структура и содержание духовных, интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей, направление развития интересов, склонностей, идеалов). 4. Общеобразовательная подготовка и общее умственное развитие (совокупность знаний, навыков, умений, привычек, необходимых для работы, внимательность, наблюдательность, особенности памяти, воображения и мышления, интеллектуальные способности и др.). 5. Специальные качества и способности (черты характера, необходимые в работе способности к деятельности по специальности, специализированно развитые качества познавательных психических процессов, быстрота переработки информации и т. д.). Углубленный психологический анализ отдельных специальностей даст возможность наметить структуру и особенности необходимых качеств, определить их содержание. Составление профессиограмм не решает полностью вопрос о конкретизации целей формирования личности студента, но это дает известный ориентир в вопросах: с какой целью, какой учебно-воспитательный материал и в каком количестве надо отобрать и положить в основу подготовки студентов определенного вуза.