ШАРДАКОВ Михаил Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШАРДАКОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
(1895-1961)-психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии. Основная тема исследований-память.
Соч.:Очерки психологии учения. М., 1951; Очерки психологии школьника. М., 1955.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ШАРДАКОВ Михаил Николаевич

(1895— 1961) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Д-р психологических наук, профессор. Работал в ЛГПИ им. Герцена (1927-1942; 1944— 1961), являлся зав. кафедрой психологии (1944—1961). Занимался изучением психического развития школьников в процессе обучения, психологией мышления. На основе проведенных в 1946—1960 гг. экспериментальных исследований Ш. дает всестороннюю характеристику развития мышления учащихся, показывает особенности динамики осознавания школьниками собственных мыслительных процессов. В результате исследования процессов анализа, синтеза, сравнения были раскрыты соотношения этих процессов в развивающемся интеллекте школьника, а также выделены черты их совершенствования: дифференцировка свойств объектов, целенаправленность, планомерность. Изучение развития различных видов умозаключений позволило установить основные ошибки учащихся в индуктивных, дедуктивных умозаключениях и умозаключениях по аналогии, а также выделить Те дидактические приемы, использование которых позволяет целесообразно развивать эти виды умозаключений. В работах Ш. рассмотрены особенности развития понимания, процесса усвоения связей и отношений. Дана характеристика развития причинного мышления школьников, понимания истиусвоения ими функциональной математической зависимости, пространственных, временных, условных отношений, а также обратимости и противоречий в связях и отношениях. Цикл работ Ш. посвящен изучению развития понятий у школьников. Рассмотрены различные пути усвоения понятий: от единичного к общему и от общего к единичному; раскрыты ступени формирования различных видов понятий: предметных, научных, моральных; показаны дидактические условия, позволяющие избежать ошибок в формировании понятий и обеспечить их неформальное усвоение. Исследования развития мышления охватывало учащихся 1—9-х классов. Полученные данные содержат достаточно полный и обоснованный перечень критериев для оценки развивающегося в учебной деятельности мышления школьников и отражают особенности мышления учащихся разного возраста. Ш. Автор монографий: Обществоведческое мышление школьника. Экспериментальное исследование , 1931; Очерки психологии учения , 1951; Очерки психологии школьника , 1955; Мышление школьника, 1963. Л. А. Регуш

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005