Шаманизм

Найдено 1 определение
Шаманизм
shamanism) Ш. яв-ся, по-видимому, древнейшей целительской традицией человечества, сохраняющейся на протяжении десятков тысяч лет. За использование психол. приемов и методов шаманов иногда наз. первыми психологами и психотерапевтами. Шаманов нередко путают с др. целителями-практиками, такими как жрецы, медиумы и знахари, и шаманы действительно часто выполняют эти роли. Однако их можно выделять и определять как целителей, к-рые в качестве метода получения информ. используют произвольный вызов измененного состояния сознания, в к-ром либо они сами, либо их "дух(и)" отправляются путешествовать в др. реальности, где они получают информ. и силу, необходимую для оказания благотворного целебного воздействия. Существует большая путаница в отношении психол. статуса шаманов, к-рых принимали за обманщиков и трюкачей, приписывали им психол. патологии или, наоборот, возносили до ранга святых. До недавних пор традиционное академическое представление о шаманах и Ш. сводилось к тому, что они яв-ся продуктами примитивного или патологического мышления, с щедрым использованием при его характеристике таких диагнозов, как истерия, эпилепсия, психотизм и шизофрения. Однако это не что иное, как отражение целого ряда прискорбных предубеждений, включая этноцентризм, широко известную тенденцию ставить диагнозы незнакомым переживаниям, "смешение клиники и культуры", патологизирующую тенденцию психоан. и отсутствие личного знакомства исследователей с шаманскими переживаниями и измененными состояниями сознания. В ряде исслед. шаманы описываются как исключительно здоровые, эффективные и сильные личности, а многие из их переживаний и состояний - как заботливо культивируемые, ценимые в данной культуре и феноменологически очевидные. В последнее время общественному сознанию стало свойственным противоположное мнение, согласно к-рому шаманы яв-ся по сути святыми, чьи переживания и состояния сознания эквивалентны переживаниям и состояниям мастеров йоги и медитации. Однако хотя мн. шаманы действительно переживают такие состояния, тогда как др. оказываются лишь ловкими обманщиками, феноменологический анализ показывает, что шаманские переживания довольно сильно отличаются от тех, к-рые характерны для йоги и медитации. Шаманские методы сочетают как физ., так и психол. подходы. Одной из главных и отличительных техник яв-ся путешествие шамана (shamanic journey), в ходе к-рого он входит в измененное состояние сознания, расстается со своим телом и странствует в качестве свободного духа по Вселенной и получает знание и силу (гл. обр. от др. духов), чтобы принести ее назад своему племени. Дабы достичь необходимого состояния сознания, шаманы сначала используют подготовительный ритуал и аскетические практики, а затем прибегают к сочетанию ритуала, ритма (обычно с применением барабанов, бубнов, пения и танцев) и, иногда, психоделиков. Такие переживания во время шаманского путешествия обнаруживают определенное сходство с четкими сновидениями и предсмертными ощущениями. Шаманы - онтологические реалисты в том смысле, что они воспринимают посещаемые ими сферы и встречаемых там духов как объективные независимые реальности. С позиций совр. психол. представлений их можно рассматривать как творцов мысленных образов, близких к управляемым представлениям, управляемым визуализациям или юнговскому активному творческому воображению. Однако какова бы ни была философская интерпретация, шаманы, по-видимому, оказываются способными извлекать ценные интуитивные знания из своих переживаний. Др. методы включают диету, массаж, лечение травами (к-рые в настоящее время изучаются этноботаниками) и манипуляцию. Психол. диагностические техники включают древний проективный тест с использованием камня как разновидность проективной техники и оценку мышечного напряжения в качестве показателя конфликта. Психотерапевтические подходы сочетают такие специфические техники, как исповедь, катарсис, музыка, ритуал и наведение транса. Неспецифические подходы включают надежду, концентрацию внимания и внушение. Весь терапевтический процесс осуществляется в контексте того, что Джером Франк называет "разделяемым терапевтическим мифом" ("shared healing myth"), подразумевая под этим, что как шаман, так и пациент имеют общие убеждения, касающиеся природы, причины и адекватности способа лечения заболевания. Конечный рез-т воздействия всех этих факторов, вероятно, включает в себя сильный эффект плацебо. С позиции шамана, терапевтические факторы яв-ся духовными или парапсихол. в такой же или даже в еще большей степени, чем психол. или физ. Исслед. пси-феноменов у шаманов не позволяют прийти к окончательным выводам в этом отношении, и большинство исследователей подходят к решению этой проблемы в соответствии со своими личными системами убеждений. См. также Альтруизм, Культурные различия, Мифы, Психоанализ, Психотерапия Р. Уолш

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
302.72 кб

Чукотский шаманизм как социокультурный феномен

Брачун Татьяна Анатольевна
В статье раскрывается специфика чукотского шаманизма, анализируются его основные функции, в частности, функции накопления и трансляции этнического опыта, сохранения культурного этнического кода.
Читать PDF
649.34 кб

Шаманизм в Туве и на Окинаве: сходства и различия

Монгуш Марина Васильевна
В статье рассматриваются сходства и различия между вариантами шаманизма, распространенными в Туве и в южной префектуре Японии — на Окинаве.
Читать PDF
646.95 кб

«а у нас все шаманы - православные. . . »: современный (нео)шаманизм и проблема культурной идентично

Харитонова Валентина Ивановна
В статье рассматривается происходящий в России процесс глобализации религиозно-мистических практик, претендующих на «объединение религий», среди которых ведущее место отдается «шаманизму» как религиозной «праоснове».
Читать PDF
9.84 мб

Рецензия на книгу Т. Ю. Сем «Шаманизм эвенков»

Е. А. Окладникова
Читать PDF
363.89 кб

Шаманизм как естественная религия

Тобоев Аржан Иванович
Статья посвящена анализу одной из форм естественной религии сибирскому шаманизму. Естественная религия категория в философии и науке, обозначающая языческие верования «первобытных» народов.
Читать PDF
374.16 кб

Шаманизм как социокультурный феномен

Немеров Евгений Николаевич
Статья посвящена рассмотрению шаманизма как особого социокультурного феномена, его возникновения и эволюции. Особое внимание уделяется связи данного явления с мифологической ментальностью архаичного сознания.
Читать PDF
146.40 кб

Корейский шаманизм: от традиции к перформансу

Лазарева Ксения
В статье предпринимается попытка рассмотреть корейский шаманский ритуал Чхильморидан Ёндын Кут в контексте традиционной корейской философии.
Читать PDF
8.05 мб

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРМИНОВ "ШАМАНСТВО", "ШАМАНИЗМ" И "НЕОШАМАНИЗМ"

Ондар Татьяна Алексеевна
Феномен шаманизма необходимо рассматривать не только в рамках этнографии и религиоведения, но этнопсихологии.
Читать PDF
3.18 мб

Тувинский (нео)шаманизм как культовая и целительская практика в современном мире

Харитонова Валентина Ивановна
В статье на основе полевых и лабораторных материалов автора 2000-2018 гг.
Читать PDF
344.74 кб

К проблеме языкового выражения трансцендентального опыта (на примере примитивной магии (шаманизм))

Кормочи Е.А.
В статье автор обращается к исследованию религиозного опыта как одной из форм трансцендентального опыта. Предпринята попытка выявления и описания специфики языкового выражения содержания религиозного опыта шамана.
Читать PDF
253.44 кб

"вертикаль шаманской власти": использование политического дискурса в постсоветском тувинском шаманиз

Пименова Ксения