ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШАДРИКОВ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ
(р. 1939)-психолог, специалист в области общей психологии, психологии труда, инженерной психологии. Основная тема исследований-психология профессиональной деятельности и способности человека.
Соч.:Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982; Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990; Психология деятельности и способности человека. М., 1996; Способности человека. М.-Воронеж, 1997; Происхождение человечности. М., 1999.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич

(р. 1939) — российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Д-р психологических наук (1977), профессор (1978). Чл.-кор. АПН СССР (1982). И.о. Президента АПН СССР (1989-1990). Д. чл. АПН СССР (с 1990) и РАО (с 1992). Засл. работник ВШ РФ (1998). Научно-практическая деятельность Ш. была отмечена рядом общественных наград: медалями (им. Н.К. Крупской, 1989; К.Д. Ушинского, 1989; А.С. Макаренко, 1990); Орденом Благоверного князя Даниила Московского (Российская Патриархия, 2001); орденом Почета (указом Президента РФ за разработку Гос. стандартов высшего проф. образования, 2002). За цикл работ по психологии способностей Президиумом РАН Ш. была присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна (1996) и премия Президента РФ в обл. образования (за комплекс работ: Отечественное направление в психологии творчества и одаренности, 1999). Образование получил в Ярославском государственном педагогическом ин-те им. К.Д. Ушинского (ЯрГПИ), закончив физико-математический фак-т (1962) и аспирантуру кафедры психологии (1965-1968). В 1968 защитил канд. дис. на тему: Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору. С 1968 г. — преподаватель кафедры психологии ЯрГПИ, доцент (1970). В 1970-е гг. принимал участие в создании фак-та психологии вновь создаваемого Ярославского государственного университета (ЯрГУ). Был деканом фак-та психологии и зав. кафедрой Психологии труда и инженерной психологии (1971-1982). С 1976 по 1982 г. -проректор по учебной работе. В 1977 г. защитил докт. дис: Системный подход в психологии производственного обучения. В 1982-1985 гг.-ректорЯрГПИ. В 1985 г. был приглашен в Москву на должность зам. Министра просвещения СССР. В 1988—1991 гг. — первый зам. председателя Госкомитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1991—2001 гг. — зам. министра образования РФ, в числе прочих дел занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. С 2001 г. — профессор кафедры общей психологии и научный руководитель фак-та психологии Высшей школы экономики МО и МЭ РФ. Научная работа Ш. связана с проблемами системогенеза профессиональной деятельности, а также теоретическими и прикладными проблемами психологии профессионального обучения. Анализ процессов системогенеза профессиональной деятельности показал, что научение в ходе освоения профессии целесообразно рассматривать как процесс формирования системы деятельности (Психологический анализ деятельности (системогенетический подход), 1979). Были выделены основные компоненты ее структуры, раскрыто их содержание, закономерности формирования и функционирования. Другое направление научных исследований Ш. связано с изучением и развитием способностей. В предложенной им теории способности рассматриваются на трех уровнях: индивида, субъекта деятельности и личности. Было показано, что способности индивида определяются свойствами функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые в процессе освоения конкретной деятельности приобретают черты оперативности. На уровне личности способности (наряду с природными механизмами) начинают определяться духовными качествами. Раскрывается генезис развития способностей от биологических к духовным. Показывается, что невозможно дать полную характеристику способностей, ограничиваясь только одним аспектом: природным, деятельностным или социальным. Большое внимание Ш. и его ученики уделяли вопросам диагностики способностей, проектированию психодиагностических методик, разработке комплексных методик диагностики мне-мических способностей, исследованию возможностей использования вычислительной техники в психодиагностических и профориентационных процедурах, выявлению принципов профессиональной психодиагностики. Ш. — автор более 20 монографий и учебных пособий, основные из которых: Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, М., 1982; Философия образования и образовательные политики, М., 1994; Психологическая деятельность и способности человека, М., 1996; Способности человека, М.Воронеж, 1997; Происхождение человечности , М., 2001; Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека , М., 2002. Л.А. Карпенко, В.А.Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
85.10 кб

К 70-летию Владимира Дмитриевича шадрикова

Черемошкина Любовь Валерьевна
Читать PDF
80.88 кб

«ШАДРИКОВ ДЛЯ МЕНЯ…». К 75-летию Владимира Дмитриевича Шадрикова