СЕПАРЦИЯ, МАТЬ - РЕБЕНОК это что такое СЕПАРЦИЯ, МАТЬ - РЕБЕНОК: определение — Психология.НЭС
СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ Сепир Эдвард

СЕПАРЦИЯ, МАТЬ-РЕБЕНОК

Найдено 1 определение:

СЕПАРЦИЯ, МАТЬ - РЕБЕНОК

SEPARATION, MOTHER - CHILD) За последние двадцать лет получила широкое распространение - во многом благодаря работе Боулби и Винникотта - идея о том, что многие психические заболевания обусловлены отделением ребенка от МАТЕРИ в младенчестве и в детском возрасте. Гипотеза заключается не в том только, что разделение является причиной страдания в данный момент или даже несчастья потом, а в том, что служит причиной определенных ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ, особенно ПСИХОПАТИИ, ФОБИИ и ДЕПРЕССИИ. Объяснения того, как сепарация приводит к этим результатам, различаются по изощренности и сложности, например:

а) она вызывает чувство незащищенности;

б) увеличивает враждебность и АМБИВАЛЕНТНОСТЬ;

в) вмешивается в процессы интроекции и идентификации (см. ИНТРОЕКЦИЯ и ИДЕНТИФИКАЦИЯ), тем самым препятствуя РАЗВИТИЮ ЭГО; и

г) она порождает переживание СКОРБИ в том возрасте, когда ребенок еще слишком незрел, чтобы справиться с ней, и как бы "застревает" на фазе ОТЧАЯНИЯ или ДЕПРЕССИИ. Гипотезаг),принадлежащая Боулби, имеет то преимущество, что может охватывать все другие.

Данная гипотеза, в отличие от других психоаналитических положений, может быть подвергнута статистической обработке, поскольку наиболее очевидные причины полного разделения матери и ребенка - госпитализация матери или ребенка, смерть матери, оставление матерью ребенка - являются фактами, которые можно установить. Похоже, однако, что статистические данные недостаточно убедительны для того, чтобы привести ко всеобщему согласию. (См.: "Родительская депривация и психическое здоровье" - редакционная статья в журнале "Ланцет" от 6 августа 1966г., в которой приводится обзор литературы). Понятие сепарации не так однозначно, как может показаться, поскольку:

а) лишь полная сепарация легко отличима от материнской ДЕПРИВАЦИИ, которая, конечно же, может иметь место и без физического разделения; и

б) она предполагает рассмотрение двух переменных: возраста ребенка, в котором имеет место сепарация, и длительности сепарации. См. СЕПАРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА. См. Bowlby (1951, 1961).

Оцените определение:

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

Найдено рефератов по теме СЕПАРЦИЯ, МАТЬ-РЕБЕНОК — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития детей двух-трех л

Василенко Маргарита Анатольевна
На основании авторской модификации метода М. Эйнсворт, названного «Незнакомая ситуация», изучалось поведение ребенка младшего дошкольного возраста в новой ситуации, привязанность ребенка к матери, типы привязанности, их влияние на психическое развитие младших дошкольников. Основная гипотеза: дети с надежным типом привязанности имеют более высокий уровень развития по сравнению с детьми с ненадежным типом привязанности. В исследовании приняли участие 64 диады «мать-ребенок».
Скачать PDF

Изменение отношений в диаде мать ребенок и динамика образа матери в подростковом возрасте

Харламенкова Наталья Евгеньевна, Стоделова Тамара Сергеевна
Обсуждается проблема изменения отношений в диаде мать-ребенок в подростковом возрасте и сопутствующая этим изменениям динамика образа матери. Показано, что представления о матери формируются под влиянием реальных семейных отношений, а также вследствие воздействия архетипических и мифологических содержаний. Выделены общие тенденции в изменении представлений о матери в подростковом возрасте, которые касаются появления амбивалентности, дифференциации и расширения образа матери.
Скачать PDF

Феноменология симбиотической зависимости в диаде мать - ребенок

Васягина Наталья Николаевна, Глуханюк Наталья Степановна
Рассматриваются проблемы изучения феноменологии симбиотической зависимости в диаде мать ребенок. В работе обозначены основные линии анализа феномена: генезис, проявления, последствия.
Скачать PDF

Специфика отношений в диаде «Мать-маловесный ребенок»

Карпенко А.А.
В статье освещаются особенности материнского поведения и отношения в диаде. Представлены результаты психологического исследования родительских установок и поведенческих реакций матерей по отношению к маловесным детям.
Скачать PDF

Мать, отец, ребенок в сложной системе взаимоотношений в семье

Шкурко Т.А.
В статье базовые социально-психологические потребности родителей (во включении, в контроле, в любви) рассматриваются в качестве фактора взаимоотношений в семье. В статье представлены результаты исследования супружеских пар и их детей-дошкольников, которое показало, что социально-психологические потребности матери и отца обусловливают параметры взаимодействия в парах «мать-ребенок» / «отец-ребенок», отношения матери /отца к семье, мужу /жене, отношения ребенка к матери /отцу.
Скачать PDF

Характерные черты личности матерей в диаде «Мать - маловесный ребенок»

Карпенко Алевтина Анатольевна
В статье освещаются особенности личностного профиля матери и взаимоотношения в диаде, где дети при рождении имеют малый вес и появились на свет раньше срока. Актуальность темы обусловлена острой демографической ситуацией, которая продолжает оставаться очень значимой для нашей страны. Рассматриваются факторы, осложняющие становление материнства при преждевременных родах, влияние длительной психотравмирующей ситуации на диаду. Представлены результаты психологического исследования характерных черт личности матерей, родивших маловесных детей, даны их личностные характеристики. Прокоментированы такие важные психологические характеристики, как эмоциональная устойчивость, тревожность, уравновешенность, дисциплинированность, общительность, уверенность, фрустрированность, восприятие действительности, настроение, мотивированность женщин. Раскрываются личностные характеристики матерей в послеродовом периоде и то, каким образом различия личностных особенностей матерей влияют на отношения в диаде и обуславливают их. А также дана характеристика «синдрома родительской растерянности» и предпринята попытка проанализировать процесс становления материнства при рождении маловесного ребенка, трудности налаживания контакта в диаде «мать маловесный ребенок». В статье рассмотрены методы и формы психологической помощи матери для оптимизации отношений в диаде.
Скачать PDF

Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраст

Реан Артур Александрович, Баранов Александр Аркадьевич, Махмутова Роза Кашифовна
В статье представлены результаты изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В эмпирическом исследовании были использованы опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой и шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан. Основная идея научного изыскания оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с такими детьми-дошкольниками средствами психологического тренинга, нацеленного на формирование у родительниц эмоционально-чувственной, эмпатийно-поведенческой и когнитивно-рефлексивной составляющей общения. Полученные данные позволяют описывать эмоциональную сторону взаимодействия матери с дошкольником, имеющим интеллектуальные нарушения, как дизьюнктивную для большинства опрошенных матерей характерна низкая чувствительность к состоянию и потребностям такого ребенка, непонимание причин его поведения, неспособность к сопереживанию ему в трудных ситуациях. С целью повышения способностей матерей к пониманию собственного ребенка, его переживаний, состояний, интересов, особенностей и закономерностей его развития, а также изменения отношения родителей к ребенку и себе была реализована тренинговая программа. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительное влияние групповой работы на специфику детско-родительского эмоционального взаимодействия. Увеличилось число матерей, которые понимают настроение ребенка с интеллектуальными нарушениями, сочувствуют ему, устанавливают с ним спокойные отношения. Мамы научились контролировать развитие дошкольника, стали чаще стремиться к телесному контакту с ним. Многие начали оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, учитывать его настроение и интересы при планировании досуга.
Скачать PDF

Аутичный ребенок в подростковом центре

Сиголаева Лариса Михайловна
Статья по специальной психологии описывает опыт инновационного подхода в работе и воспитании аутичного ребенка. В статье рассказывается о позитивных результатах, полученных в Санкт-Петербурге с 2003 г., о работе по развитию навыков рекреации (умению организации свободного времени) аутичных детей в условиях системы дополнительного образования, а также о важности и необходимости использования полученных навыков в дальнейшей социальной адаптации детей данной группы.
Скачать PDF

Ребенок как субъект затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
Скачать PDF

Дефицитарность отношений взаимодействия «Ребенок-взрослый» как условие личностного развития подростк

Терещенко Владимир Валерьевич
Рассматриваются особенности взросления подростков с нарушенными отношениями взаимодействия. Комплексное исследование подростков от 12 до 16 лет показало, что в 14 лет дефицитарность отношений сопровождается перестройкой структуры индидвидально-личностных свойств.
Скачать PDF

Детские обиды в отношениях взрослый ребенок (на примере детей дошкольного возраста)

Борисова Светлана Петровна
Анализируются различные подходы к пониманию «обиды», рассмотрен механизм возникновения, особенности проявления и способы избавления и ослабления обиды, типы, функции, виды и последствия обид. Дана характеристика обид дошкольников. Выявлена сущность преодоления обид и помощи детям в их преодолении.
Скачать PDF

Родительская позиция в системе взаимоотношений «Родитель ребенок»

Козлова Елена Викторовна
Скачать PDF