Сепарация СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ

СЕПАРАЦИЯ, ОТДЕЛЕНИЕ

Найдено 1 определение:

СЕПАРАЦИЯ, ОТДЕЛЕНИЕ (SEPARATION)

Термин, обозначающий уход от объекта или прекращение с ним каких-либо отношений. В психоаналитическом смысле сепарация представляет собой интрапсихический процесс, входящий в структуру сепарации-индивидуации, благодаря которому индивид приобретает чувство себя как самостоятельной и независимой от объекта целостности. Способность к сепарации является важным компонентом развития каждого индивида. Умение изживать проявления сепарации указывает но достижение индивидом соответствующего уровня развития. С другой стороны, несвоевременное или чересчур резкое отделение ребенка от заботящегося объекта может привести к серьезным осложнениям и искажениям развития и адаптации,вплоть до возникновения длительной депрессии или психопатических явлений. Вызывающая травму сепарация может быть обусловлена как физической, так и психологической недоступностью объекта.

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

Найдено книг по теме — 11

Найдено научных статей по теме — 12

Социально-психологические факторы преодоления матерями кризиса сепарации: гендерный аспект

Маленова А.Ю., Потапова Ю.В.
Results of research of a situation of separation of children are given to articles through the analysis of interrelation of social and psychological factors it accompanying. As the last are considered: unity, orientation, control level in a family, number of children and sequence of their withdrawal from a family, age and relationship status of mother. As separate criterion of the analysis the sex of the child which mother leaves acts
Скачать PDF

Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования

Маленова А. Ю., Потапова Ю. В.
В статье анализируется понятие сепарации, рассматриваются различные подходы к его изучению от психоаналитического (М. Малер) до системного в семейной терапии (А. Варга). Рассмотрена роль сепаративных процессов в течение жизни человека (от младенчества до ранней взрослости) и уровни сепарации, которые человек проходит, прежде чем стать зрелым и отделившимся от родителей. Рассматривается вопрос о критериях сепарации, от внутренних (связанных с определенными стадиями в развитии личности человека) до внешних (связанных с социальными аспектами). Ставится вопрос о необходимости более глубокого исследования данной темы методом фокус-группы
Скачать PDF

Использование категориально-системной методологии для анализа ситуации сепарации

Потапова Ю.В.
Статья посвящена проблематике отделения взрослеющего ребенка от родителя и воздействия факторов этого процесса на развитие личности. Рассмотрены вопросы противоречий в детско-родительских взаимоотношениях и влияния ситуации расставания с ребенком на родителя. Анализируются вопросы семейной психологии и психологии личности в рамках категориально-системной методологии. Результатом работы является построение схем, отражающих механизмы функционирования семейной системы
Скачать PDF

Зрелость личности и ее критерии как предикторы изучения ситуации сепарации

Маленова Арина Юрьевна, Потапова Юлия Викторовна
Анализируется ситуация сепарации через призму критериев личностной зрелости. Теоретический анализ понятия личностной зрелости позволил выделить 7 критериев: ответственность, просоциальная направленность, гармоничные отношения с собой и окружающими, целостность личности, активность в решении жизненных задач и независимость, способность делать свободный выбор. Изучение данных критериев позволит определять, на какой ступени личностной зрелости находятся испытуемые и как взаимосвязана ситуация сепарации с личностной зрелостью.
Скачать PDF

Типы эмоционального отношения юношей с разным уровнем личностной зрелостик ситуации сепарации от род

Маленова Арина Юрьевна, Потапова Юлия Викторовна
Приводится описание типов эмоционального отношения юношей и девушек кситуации расставания с матерью и отцом в период начала самостоятельной жизни.Основанием для типологии служат личностные качества студентов и их эмоциональные состояния в ситуации сепарации. Выбор качеств личности для основания типологии осуществлялся исходя из анализа теоретических взглядов о критериях личностнойзрелости. Результатом работы становится заключение о качествах, значимых дляпреодоления кризиса сепарации.
Скачать PDF

Психологическая сепарация как феномен межличностных отношений: к проблеме определения понятия

Дитюк Анастасия Александровна
Представлен анализ различных теоретических подходов к пониманию явления психологической сепарации. Формулируется определение психологической сепарации, предлагается описание структуры феномена, образованной когнитивно-поведенческим, эмоциональным и коммуникативным компонентами. Первый включает в себя формирование личностной идентичности и автономии, аттитюдной и функциональной независимости. Эмоциональный компонент психологической сепарации выражен совладанием с сепарационной тревогой, виной за отделение и чрезмерной зависимостью от одобрения и поддержки, а также способностью чувствовать себя безопасно в близости с другими. Коммуникативный компонент психологической сепарации представлен трансформацией межличностных отношений, в результате которой каждый из сепарантов воспринимает и принимает другого как отличного от себя, сохраняя с ним эмоциональную связь.
Скачать PDF

Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек с разной степенью финансово

Потапова Юлия Викторовна, Маленова Арина Юрьевна
Исследуется ситуация сепарации детей от родительской семьи в юношеском возрасте. Финансовая независимость выделяется как фактор, способный оказать воздействие на отношение к ситуации сепарации и связанный с некоторыми личностными особенностями. Различия были найдены для когнитивного компонента отношения к ситуации, а также в области проявления такого качества, как стремление к доминированию.
Скачать PDF

Гендерные особенности формирования эмоциональной сепарации в юношеском возрасте

Потапова Юлия Викторовна
Статья содержит результаты сравнительного исследования уровня выраженности эмоциональной сепарации от родителей у юношей и девушек, имеющих различный сепарационный статус (факт отдельного или совместного проживания молодого человека с его родительской семьей) и стаж (время, прошедшее с момента ухода молодого человека из родительской семьи). В результате проведенного исследования было обнаружено, что существуют определенные гендерные различия в проявлении эмоциональной сепарации от родителей в юношеском возрасте: девушки формируют сепарацию от родительского одобрения и поддержки вне зависимости от того, проживают ли они отдельно от родителей или вместе с ними. Юношам для корректного и гармоничного формирования эмоциональной сепарации от родительской семьи следует выбрать вариант отдельного проживания, поскольку в противном случае уровень их независимости от родителей не только не растет, но даже уменьшается с возрастом.
Скачать PDF

Особенности совладающего поведения у юношей и девушек с разным уровнем эмоциональной сепарации

Потапова Юлия Викторовна
Исследования сепарации в отношениях родителей и взрослеющих детей в последнее время становятся все более популярными в отечественной психологии. Современные авторы часто обращаются к семейной ситуации развития юноши, изучению сепарации через призму отношений с родителями. В данном исследовании акцент ставится на личности молодого человека, его особенностях, взаимосвязанных с параметрами внутренней, психологической, сепарации, и внешней, физической, выраженной в факте отдельного проживания от родителей. Цель исследования сравнение копинг-поведения молодых людей, проживающих отдельно от родителей и вместе с ними, имеющих разный уровень выраженности эмоциональной сепарации. Основные задачи исследования: выделение стратегий, используемых преимущественно для преодоления трудной жизненной ситуации в целом, а также выявление в группе живущих отдельно от родителей копинг-стратегий, используемых для совладания конкретно с ситуацией физической сепарации. Сравнение показало, что если молодой человек имеет высокий уровень эмоциональной сепарации от родителей, то, как при стрессе в целом, так при совладании с трудной ситуацией ухода из родительского дома, он чаще использует положительное истолкование и рост, активный копинг. При низкой эмоциональной сепарации от родителей человек чаще обращается за эмоциональной и активной общественной поддержкой, фокусируется на эмоциях, использует религиозный копинг. Таким образом, степень эмоциональной сепарации от родителей потенциально может стать предиктором зрелости совладающего поведения в юношеском возрасте. Чем выше уровень эмоциональной сепарации от родителей, тем чаще человек использует самостоятельный, активный, рациональный копинг. Данные результаты могут быть применены при исследовании темы психологической сепарации от родителей, а также в психологической практике для разрешения противоречий в отношениях родителей и взрослеющих детей. Перспективой исследования является изучение взаимосвязей других типов сепарации аттитюдной и функциональной с психологическими особенностями юношей и девушек.
Скачать PDF

Теоретические подходы к анализу проблемы сепарации в отечественной и зарубежной психологии

Луговский Владимир Алексеевич, Петренко Татьяна Васильевна, Сысоева Лидия Владимировна
Данная статья посвящена изучению процесса психологической сепарации от родителей в студенческом возрасте. Актуальность темы обусловлена существующими проблемами в современной студенческой среде, к которым можно отнести общие тенденции позднего взросления молодёжи (инфантилизация): продление периода детства, низкая мотивация достижений, отсутствие стремления к саморазвитию, нежелание брать ответственность за собственную жизнь. Значимость темы подчёркивается рядом возрастных задач, без решения которых развитие личности немыслимо. Авторами даётся анализ теоретических представлений проблемы сепарации в отечественной и зарубежной психологии. Рассматривается понятие сепарации в контексте различных подходов к его изучению. На основании проведенного исследования формулируется собственное определение сепарации. Процессы сепарации-индивидуации рассматриваются в психоаналитическом направлении, через семейную системную психотерапию, изучение уровня межпоколенных отношений в дихотомии «близость разрыв», становление суверенности личности, формирование психологического пространства. На основе проведённого теоретического анализа даётся категоризация типов сепарации: противоречивая или амбивалентная, успешная, кризисная, конфликтная. Приводится характеристика каждого типа и его влияние на разрешение сепарационного конфликта
Скачать PDF

СЕПАРАЦИОННЫЙ СТАТУС И СТАЖ КАК ФАКТОРЫ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ В СТУДЕНЧ

Потапова Юлия Викторовна
В статье приводится анализ когнитивного компонента ситуации сепарации студентов медицинского вуза с родителями в период их адаптации к самостоятельной жизни. Для исследования когнитивной оценки ситуации сепарации студентов от родителей используется специально подготовленный семантический дифференциал. Сравнительный анализ оценок ситуации сепарации студентами разных групп (N = 687), имеющих разный сепарационный статус (факт отдельного проживания от родительской семьи) и стаж (время отдельного проживания), показал отличия в когнитивной оценке ситуации сепарации, касающиеся стрессогенности, соревновательности и равенства позиций участников взаимодействия. При этом наибольшее равноправие в отношениях с другими людьми прогнозируют студенты старших курсов, живущие совместно с родителями. Большая стрессогенность ситуации у студентов младших курсов, обладающих постсепарационным статусом, а наибольшая соревновательность у младших испытуемых, живущих в родительских семьях. Студенты старших курсов, длительное время живущие самостоятельно, весьма умеренны в оценках ситуации по всем исследуемым параметрам. Данные результаты иллюстрируют характерные особенности ситуации, которую можно воспринимать и как кризисное событие в жизни молодого человека, и как психологический ресурс для развития его личности.
Скачать PDF

Психологическое состояние родителей детей, находящихся на лечении в отделении реанимации

Пахомова Мария Александровна
В статье описывается психологическое состояние родителей в период лечения их детей в отделении реанимации. Особенности психологического состояния родителей рассматриваются с точки зрения их отношения к ситуации болезни ребенка, самому ребенку, своей семье, собственной жизни, ближайшему и отдаленному будущему. Картина внутренних переживаний, полученная в ходе исследования, свидетельствует о том, что психологическое состояние родителей реанимационной группы носит признаки экстремальности и кризисности и требует оказания им квалифицированной психологической помощи.
Скачать PDF