СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ

Найдено 3 определения термина СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ

Термин Маргарет Маллер для обозначения осознания ребенком его дискретной идентичности, отдельности от матери и индивидуальности. В ее теории этот процесс следует за симбиотической стадией, когда доминирует взаимно подкрепляемая связь между матерью и ребенком.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ

SEPARATION-INDIVIDUATION)

Термин, предложенный Малер для описания двух взаимосвязанных процессов, постепенно разворачивающихся в ходе психического развития/ в частности,для описания 'психологического рождения' ребенка. Термин применяется также в теоретическом смысле при изучении некоторых процессов и/или стадий развития. До наступления фазы сепарации-индивидуации можно наблюдать предшествующие очерченные периоды развития - нормальную аутистическую фазу (от момента рождения до десятой-двенадцатой недели жизни), отличающуюся сравнительным 'безразличием' (отсутствием ответов) на внешние стимулы и нормальную симбиотическую фазу (от шести недель до конца первого года жизни), характеризующуюся установлением специфической аффективной привязанности ребенка и матери.

Понятием симбиоза матери и ребенка принято обозначать восприятие ребенком материнского объекта и себя как двуединого существа (Mahler & Gosliner, 1955); при этом мать выступает в виде удовлетворяющей потребности ребенка части его Самости. При усилении фрустрации и удовлетворения, а главное - при их чередовании, младенец начинает осознавать 'нечто вовне' (вне симбиотического дуального единства) и вырабатывать устойчивый образ матери. Симбиотические взаимоотношения проявляются прежде всего специфической реакцией улыбки на мать. В свою очередь, осознаваемые или бессознательные способы поведения по отношению к младенцу создают основу для его концепции объектного мира и формирования Самости.

Наступление фазы сепарации-индивидуации, заканчивающейся примерно в возрасте 24-х месяцев, приходится на пик симбиоза в пяти-шестимесячном возрасте. Сепарация отражает процесс выхода из симбиотического единства с матерью и наряду с формированием представлений о матери 'вне Самости' включает установление объектных отношений. Индивидуация подразумевает процессы различения и ограничения ребенком собственных свойств и особенностей, то есть процессы дифференциации Самости и объекта и создание интрапсихического образа Самости в виде серии последовательных представлений. Малер выделяет в процессе сепарации-индивидуации четыре подфазы:

1. Дифференциация (от пятого-шестого до десятого месяца жизни), отличающаяся нарастающим осознанием заинтересованности ребенка в событиях внешнего мира, а также 'вылуплением' из симбиотического единства.

2. Упражнение (между десятым и пятнадцатым месяцами жизни), характеризующееся испытанием и оценкой зарождающихся моторных и когнитивных навыков, развитие которых приводит к дальнейшей физической и психологической сепарации. Однако но этом этапе развития ребенок еще не может обойтись без поддержки со стороны матери, присутствие которой необходимо для эмоциональной подпитки, особенно в состоянии упадка сил или усталости. Основным настроением в этой подфазе является эйфория, сопровождающаяся ощущением собственного всемогущества и верой во всесилие матери.

3. Восстановление (между шестнадцатым и двадцать четвертым месяцами жизни) отражает процесс и/или период разрешения интрапсихического кризиса, связанного с противоречивыми желаниями оставаться вместе с матерью, с одной стороны, и быть самостоятельным, осознающим себя в качестве независимого индивида - с другой. Развитие когнитивных процессов заставляет ребенка болезненно осознавать свою обособленность от матери и невозможность удерживать ее под своим контролем. Именно здесь впервые проявляется страх сепарации, ослабевает чувство собственного всемогущества, теряется прежняя уверенность во всесилии матери, контролировать которую теперь ребенок пытается с помощью манипулирующего поведения. В этой подфазе трудности, возникающие между матерью и ребенком, отражаются в конфликтах анальной и ранней эдиповой фаз психосексуального развития. Интенсивность амбивалентности постепенно убывает, а у ребенка развивается более реалистичное восприятие себя и возрастает автономия.

4. На пути к константности объекта (между двадцать четвертым и тридцатым месяцами жизни) - период, когда ребенок начинает интересоваться качеством и функцией психического репрезентанта матери. Константность либидинозного объекта означает, что качество любви психического репрезентанта матери вызывает у ребенка примерно такое же чувство надежности и комфорта, которое вызывает реальное присутствие матери. Интрапсихическая репрезентация матери получает позитивный катексис даже тогда, когда ребенок сердится или отделяется от матери но определенный период времени.

Поскольку ни воспоминания, ни психические репрезентанты не могут полностью заменить реальной любви объекта, период 'на пути к константности объекта* представляет собой безграничный, длящийся в течение всей жизни процесс, который никогда не может стать завершенным.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

Сепарация-индивидуация

термин М.Маллер, обозначает осознание ребенком его дискретной идентичности, отдельности от матери, своей индивидуальности. Этому, предположительно, предшествует симбиотическая стадия развития, когда доминирует взаимно подкрепляемая связь между матерью и ребенком.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Социально-психологические факторы преодоления матерями кризиса сепарации: гендерный аспект

Маленова А.Ю., Потапова Ю.В.
Results of research of a situation of separation of children are given to articles through the analysis of interrelation of social and psychological factors it accompanying.
Читать PDF

Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования

Маленова А. Ю., Потапова Ю. В.
В статье анализируется понятие сепарации, рассматриваются различные подходы к его изучению от психоаналитического (М. Малер) до системного в семейной терапии (А. Варга).
Читать PDF

Использование категориально-системной методологии для анализа ситуации сепарации

Потапова Ю.В.
Статья посвящена проблематике отделения взрослеющего ребенка от родителя и воздействия факторов этого процесса на развитие личности.
Читать PDF

Зрелость личности и ее критерии как предикторы изучения ситуации сепарации

Маленова Арина Юрьевна, Потапова Юлия Викторовна
Анализируется ситуация сепарации через призму критериев личностной зрелости.
Читать PDF

Типы эмоционального отношения юношей с разным уровнем личностной зрелостик ситуации сепарации от род

Маленова Арина Юрьевна, Потапова Юлия Викторовна
Приводится описание типов эмоционального отношения юношей и девушек кситуации расставания с матерью и отцом в период начала самостоятельной жизни.
Читать PDF

Психологическая сепарация как феномен межличностных отношений: к проблеме определения понятия

Дитюк Анастасия Александровна
Представлен анализ различных теоретических подходов к пониманию явления психологической сепарации.
Читать PDF

Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек с разной степенью финансово

Потапова Юлия Викторовна, Маленова Арина Юрьевна
Исследуется ситуация сепарации детей от родительской семьи в юношеском возрасте.
Читать PDF

Гендерные особенности формирования эмоциональной сепарации в юношеском возрасте

Потапова Юлия Викторовна
Статья содержит результаты сравнительного исследования уровня выраженности эмоциональной сепарации от родителей у юношей и девушек, имеющих различный сепарационный статус (факт отдельного или совместн
Читать PDF

Особенности совладающего поведения у юношей и девушек с разным уровнем эмоциональной сепарации

Потапова Юлия Викторовна
Исследования сепарации в отношениях родителей и взрослеющих детей в последнее время становятся все более популярными в отечественной психологии.
Читать PDF

Теоретические подходы к анализу проблемы сепарации в отечественной и зарубежной психологии

Луговский Владимир Алексеевич, Петренко Татьяна Васильевна, Сысоева Лидия Владимировна
Данная статья посвящена изучению процесса психологической сепарации от родителей в студенческом возрасте.
Читать PDF

СЕПАРАЦИОННЫЙ СТАТУС И СТАЖ КАК ФАКТОРЫ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ В СТУДЕНЧ

Потапова Юлия Викторовна
В статье приводится анализ когнитивного компонента ситуации сепарации студентов медицинского вуза с родителями в период их адаптации к самостоятельной жизни.
Читать PDF

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕДУЩЕГО ТИПА СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ С ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ К НИМ В ЮНОШЕСКОМ ВО

Сысоева Лидия Владимировна, Луговский Владимир Алексеевич
В статье приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи ведущего типа сепарации от родителей с типом привязанности к ним в юношеском возрасте.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!