СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
сензитивный период
возраст наибольшей чувствительности организма к влиянию окружающей среды.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Сензитивный период
от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.
Сензитивные периоды
для всякого обучения существуют отдельные, т.е. наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз, т.е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно отражающимися на ходе умственного развития ребенка. (5.2, 127) См. Обучение, Развитие
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Сензитивные периоды
критические периоды, — процесс возрастного развития; проявляется в наличии особых периодов, когда обостряется чувствительность к определенным влияниям окружающей среды. Так, нормальный для ребенка возраст развития речи — 1—3 года; для развития ритмики и пластики — 4— 6 лет; навыков чтения — 5—8 лет; навыков письма — 6—8 лет; для развития абстрактного мышления — 10—14 лет.
Сензитивный (сенситивный) период
лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций либо определенного типа знания (например, сенситивный период овладения языком, который длится, приблизительно, до подросткового возраста, по другим сведениям, до 6-7 лет).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Сензитивные периоды
Термин описывает периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, так же как и очень позднее начало. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязанности, овладение языковыми навыка-ми и т. д.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД
1. См. критический период. 2. Свободно определяемый период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания. Значение 2 здесь менее четко определено, чем значение 1; например, можно говорить о сензитивном периоде овладения языком (в пределах от возраста в несколько месяцев до, приблизительно, подросткового возраста). См. пример для сравнения в статье критический период.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
от лат. sensus - чувство, ощущение) - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, напр., экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте ок. 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. С. п. - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств). Чрезмерно раннее начало обучения ч.-л. может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. С. п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития (см. Кризисы возрастные). См. также Запечат-ление, Развитие психики.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД
в биологии и психологии это фаза развития, на к–рой организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам. Воздействие этих факторов именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия. В психологии сензитивность в становлении психологических свойств и процессов изучена мало. По сути, имеются лишь разрозненные, отрывочные сведения о становлении отдельных психических функций. В частности, указывается на важность периода раннего детства в развитии речи, в усвоении человеческого языка. Если по тем или иным причинам, имеющим как правило, педагогическую природу, это сензитивное время упущено, то дальнейшее формирование конкретных особенностей будет затруднено и психическое развитие ребенка по сравнению с возможностями его хронологического возраста задержится.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
периоды, в которые определенная функция является наиболее чувствительной для развития. Так, наиболее успешным для овладения родным языком является возраст от двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевая связной речью. Дошкольный возраст является сензитивным для усвоения этических представлений и норм, младший школьный - для освоения основ наук. Существующая закономерность основывается на том, что каждая психическая функция обладает своим темпом и ритмом становления. Отдельные из них развиваются интенсивнее других, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые развивались медленнее, приобретают приоритет в развитии и создают почву для дальнейшего усложнения психической деятельности. Напр., в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развивается сенсорный аппарат, а позднее на его основе формируются предметные действия. Влияние С.п. сказывается на всем развитии, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые функции проявляют себя инертно, а в некоторых обстоятельствах возможно их отрицательное влияние на развитие.
Сензитивный период
лат. sensus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды — кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции . В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л .С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок—взрослый» на данной возрастной стадии. О.А.Карабанова