СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

сензитивный период

возраст наибольшей чувствительности организма к влиянию окружающей среды.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Сензитивный период
от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Сензитивные периоды
для всякого обучения существуют отдельные, т.е. наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз, т.е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно отражающимися на ходе умственного развития ребенка. (5.2, 127) См. Обучение, Развитие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Сензитивный (сенситивный) период
лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций либо определенного типа знания (например, сенситивный период овладения языком, который длится, приблизительно, до подросткового возраста, по другим сведениям, до 6-7 лет).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Сензитивные периоды
Термин описывает периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, так же как и очень позднее начало. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязанности, овладение языковыми навыка-ми и т. д.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД
1. См. критический период. 2. Свободно определяемый период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания. Значение 2 здесь менее четко определено, чем значение 1; например, можно говорить о сензитивном периоде овладения языком (в пределах от возраста в несколько месяцев до, приблизительно, подросткового возраста). См. пример для сравнения в статье критический период.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
от лат. sensus - чувство, ощущение) - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, напр., экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте ок. 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. С. п. - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств). Чрезмерно раннее начало обучения ч.-л. может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. С. п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития (см. Кризисы возрастные). См. также Запечат-ление, Развитие психики.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД
в биологии и психологии это фаза развития, на к–рой организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам. Воздействие этих факторов именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия. В психологии сензитивность в становлении психологических свойств и процессов изучена мало. По сути, имеются лишь разрозненные, отрывочные сведения о становлении отдельных психических функций. В частности, указывается на важность периода раннего детства в развитии речи, в усвоении человеческого языка. Если по тем или иным причинам, имеющим как правило, педагогическую природу, это сензитивное время упущено, то дальнейшее формирование конкретных особенностей будет затруднено и психическое развитие ребенка по сравнению с возможностями его хронологического возраста задержится.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Сензитивный период
лат. sensus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды — кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции . В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л .С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок—взрослый» на данной возрастной стадии. О.А.Карабанова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 6

Похожие термины:

  • СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

    период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
  • Сензитивные периоды развития

    Словообразование. Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение. Категория. Возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к спец
  • Сензитивные или оптимальные периоды

    sensitive or optimal periods). Периоды времени, в течение которых некоторые типы обучения и развития происходят наилучшим способом и наиболее эффективно; это не значит, что такое обучение и развитие невозможно
  • РАЗВИТИЯ ПЕРИОД СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ)

    особенный, ограниченный во времени период в жизни человека, в его психологическом развитии, в течение которого человек проявляет повышенную чувствительность к внешним воздействиям, направленным