Сенсорное развитие

Найдено 1 определение
Сенсорное развитие
развитие всех сенсорных функций, заложенных в младенчестве (см. Младенческий возраст) как сензитивном периоде для формирования слухового и зрительного восприятия. Основные линии С. р. связаны с формированием дифференциальной чувствительности, направленной на тонкое различение градаций признаков одной и той же сенсорной модальности. Так, слуховая чувствительность совершенствуется под влиянием не только речевого восприятия (см. Речевосприятие), но и речевого порождения (речеобразование), причем у взрослого она максимальна в области речевых частот. Для русского языка максимальная дифференциальная чувствительность лежит в диапазоне частот от 1 до 4 Гц. Хотя слух новорожденного и младенца обострен в более высокочастотной области, к концу 3-го года частотные свойства слуха позволяют распознавать речь на русском языке.
Зрительное восприятие в раннем детстве проходит этап специализации, направленной на распознавание предметов окружающей обстановки и людей. Образ предмета или человека у ребенка в этот период характеризуется полимодальностью, т. е. необходимыми для правильного и быстрого распознавания признаками, относящимися к разным сенсорным системам. Особенно это необходимо при узнавании людей. Постепенно в памяти ребенка за два года накапливается достаточный и необходимый алфавит образов, который позволяет осуществлять важнейшую перцептивную операцию как начальную стадию мышления — образную категоризацию. Разумеется, она возможна только при условии достаточной зрелости теменновисочных ассоциативных полей коры (см. Коры поля ассоциативные) и наличии длинных транскортикальных ассоциативных связей, которые продолжают свое формирование и позднее.
Образная категоризация проявляется в том случае, если ребенок способен узнать в предмете существенные свойства, которые определяют предметное и практическое назначение того. На начальной стадии ребенок воспринимает предмет неразрывно от ситуации, в которой он осуществляет действия с этим предметом. Тот не вычленен из ситуации, слит с ней и неотделим от самого ребенка.
К концу 3-го года жизни он обучается благодаря манипуляциям с предметами вычленять в каждом из таковых ведущие и инвариантные признаки, что позволяет оторвать процесс восприятия предмета от ситуации, в которой тот находится. Возможно, образные категоризация и обобщение осуществляются на основе эмоционально значимой зрительной и зрительно-моторной памяти.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007