СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Предыдущий термин:
СЕНСОМОТОРНЫЙ

Следующий термин:
Сенсомоторный образ

Содержание:

Найдено 6 определений термина СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Сенсомоторный интеллект

общее название когнитивных способностей детей, находящихся на сенсомоторной стадии развития.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

англ. sensorimotor intelligence) - согласно взглядам Ж. Пиаже, 1-й уровень развития человеческого интеллекта, формирующийся в период до интенсивного овладения речью (0-2 г.) на основе координации восприятия и движения) этот период часто называют "стадией С. и>.

Пиаже наметил 6 стадий (подстадий) развития С. и., позволяющие проследить момент возникновения интеллектуального поведения: 1) упражнение рефлексов (0-1 мес); 2) первые навыки и первичные циркулярные (круговые) реакции (с 1 до

4-6 мес); 3) координация зрения и хватания, вторичные круговые реакции; впервые намечается дифференцировка цели (изменение во внешнем окружении) и средств для ее достижения (собственное действие): это нач. возникновения собственно интеллекта (от 4-6 до 8-9 мес); 4) стадия "практического" интеллекта - цель заранее указана ребенку, а средства, выступающие в качестве орудия для ее достижения, заимствуются из прошлого опыта (так, ребенок может взять руку взрослого и двигать ее в направлении интересующего предмета или, схватив палку, достать ею отдаленную игрушку) (8-11 мес); 5) третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, которые ребенок находит посредством внешних материальных проб. Ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений, которые привели к интересному результату; поэтому он их намеренно изменяет, чтобы изучить результаты этих изменений; так открываются новые средства для достижения цели (с 11-12 до 18 мес); 6) новые средства решения задачи ребенок может найти путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к внезапному озарению, или инсайту (18-24 мес).

Т. о., один из критериев интеллекта, согласно Пиаже, - дифференцировка ребенком цели и средств для ее достижения. Пиаже считает поэтому, что инсайт как существенный признак интеллекта (В. Келер, К. Бюлер) очень узок, а признак проб и выдвигаемых ребенком гипотез в отношении новых условий действия (Э. Клапаред) - слишком широк.

По своей структуре С. и. представляет собой систему последовательно связанных схем действия субъекта, которая приводит к определенной логике действия. Благодаря С. и. у ребенка возникает представление о постоянном (стабильном, устойчивом) существовании объекта (objectpermanence), а также первичные представления об объективном пространстве, времени, причинности; ребенок начинает рассматривать себя в качестве объекта среди др. в мире, который существует объективно.

Для перехода от С. и. к мышлению в собственном смысле слова необходима интпериоризация схем действия в подвижные, обратимые умственные действия (группировка операций) и межиндивидуальная координация этих операций, обеспечивающая реципрокность точек зрения и соответствие между элементами операции и их результатом (см. Операции интеллектуальные).

В основе С. и. лежит стремление ребенка к достижению практически преследуемой цели, а не к постижению и обоснованию истины. Ребенок преимущественно имеет дело с объектами, их перцептивными указателями и моторными сигналами, а не со знаками, символами и схемами, относящимися к объектам. Этот интеллект, как полагает Пиаже, - явление индивидуальное; здесь не происходит социализации интеллекта, предполагающей использование знаков.

Критический анализ концепции Пиаже, проведенный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и др., показывает несостоятельность подхода к детской психике, рассматривающего развитие согласно схеме взаимодействия "ребенок-предмет". Теория Пиаже не учитывает того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни - социальное существо; поэтому развитие его интеллекта происходит по схеме "ребенок-взрослый-предмет" и зависит от общения и совместной деятельности с окружающими людьми; организация самой предметной деятельности ребенка направляется взрослым. (Л. Ф. Обухова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Сенсомоторный интеллект

Словообразование. Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение + motor - двигатель и intellectus - ум.

Категория. Теоретическое понятие, введенное Ж.Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта (от рождения до 2 лет).

Специфика. Предшествует периоду интенсивного овладения речью. На этой стадии, при прохождении которой достигается координация восприятия и движения, ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект.

Этот период разбивается на шесть частных стадий:

- упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес.);

- первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4-6 мес.);

- координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения (от 4-6 до 8-9 мес.);

- стадия "практического" интеллекта, когда для достижения цели начинают применяться орудия (от 8 до 11 мес.);

- третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, когда ребенок начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей (от 11-12 до 18 мес.);

- ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия для решения новых задач, что позволяет их решать во внутреннем плане (от 18 до 24 мес.).

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Общий термин, используемый для обозначения типов когнитивных способностей, проявляемых детьми на сенсомоторной стадии развития. Согласно Пиаже, такое мышление характеризуется дифференцированием и детальной разработкой схем действий, таких как хватание, сосание, разглядывание и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Сенсомоторный интеллект

в концепции Ж. Пиаже первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и в ходе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникновению собственно мыслительных операций.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Сенсомоторный интеллект

лат. sensus — чувство, ощущение + motor — приводящий в движение; intellectus — разумение, понимание] — тип мышления,.характеризующий доречевой период жизни ребенка. Понятие С. и. — одно из основных в теории развития интеллекта ребенка Жана Пиаже. Пиаже назвал этот тип, или уровень развития мышления сенсомоторным, так как поведение ребенка в этот период строится на основе координации восприятия и движения. Стадии развития сенсомоторного интеллекта: I — стадия рефлексов. Пиаже показал, как в ходе развития некоторых рефлексов (напр., сосательного) изменяются способы включения новых объектов в уже существующие схемы действий. II — стадия элементарных навыков (1—4 мес ) . На этом этапе происходит становление первичных круговых реакций — повторяющихся самоподкрепляющих действий; появляются новые формы поведения, новые способы включения объектов в схемы действия, возрастает роль среды в психическом развитии ребенка. III — стадия вторичных круговых реакций (4—8 мес ) . На этом этапе ребенок начинает разделять действие и его эффект, получая удовольствие от результата. IV — стадия практического интеллекта (8—12 мес ) . На этом этапе ребенок производит попытки самостоятельно отыскивать средства достижения эффекта (цели). V— стадия третичных круговых реакций (12—18 мес ) . В этот период ребенок начинает активно экспериментировать, изменяя действие с целью получения нового результата. VI — завершение С. периода (18—24 мес ) . На этом этапе появляется такая форма поведения как инсайт — внезапное усмотрение решения без внешних материальных проб. Это период начала интериоризации схем интеллекта, перехода к решению задач с использованием представлений. А.Г. Лидере, Д.В.Ушаков

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Типологические и поло-специфические особенности сенсомоторной интеграции и интеллектуального развити

Деханова И. М.
В статье показана специфика интеллектуального развития, сенсомоторной интеграции, развития оперативной памяти и произвольного внимания у мальчиков и девочек 6-7 лет разных соматических типов.
Скачать PDF

Особенности психофизической структуры интеллекта и его взаимосвязь с показателями сенсомоторного тес

Рычкова Л.С., Герасимова О.Ю.
С помощью компьютерного зрительно-моторного теста выявлена специфика психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития, что позволяет понять когнитивную стратегию их деятельности и индивидуальные особенности, и может служить основой для разработки личностно-ориентированных подходов к обучению и индивидуально-дифференцированных мер коррекции.
Скачать PDF

Сенсомоторная интеграция как психофизиологическая предпосылка развития вербального интеллекта мальчи

Нафикова Екатерина Владимировна, Зверева Светлана Викторовна
Установлены тесные корреляционные связи между уровнем развития вербального интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет и качеством их сенсомоторной интеграции: скоростью и точностью сенсомоторных реакций на зрительные и акустические стимулы, связностью отдельных реакций друг с другом. Выявлены половые различия сенсомоторных реакций подростков.
Скачать PDF

Гендерные особенности сенсомоторных реакций у старших дошкольников с нормальным уровнем интеллектуал

Герасимова Оксана Юрьевна
Описаны гендерные особенности сенсомоторных реакций у детей старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем интеллекта. С помощью компьютерного зрительно-моторного теста исследованы простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), простая слухо-моторная реакция (ПСМР), реакция выбора и реакция различения, ПЗМР выбора в условиях статической помехи, ПЗМР выбора в условиях динамической помехи. Сравнительный анализ статистических характеристик времени реакции показал, что все значения показателей, характеризующих свойства нервной системы, особенно показатели силы и подвижности нервных процессов, у девочек ниже, чем у мальчиков. Произвольное внимание, способность его переключать, а также способность различать и дифференцировать лучше проявляются также у мальчиков. У девочек быстрее, чем у мальчиков, наступает утомление. При выполнении заданий они допускают больше ошибок и фальшстартов. Полученные данные подтверждают наличие гендерных особенностей сенсомоторных реакций у здоровых детей старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем интеллектуального развития.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Типичные психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуально

Дубровина Светлана Валериевна
На основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных детей.
Скачать PDF

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности

Степанов Игорь Сергеевич
В статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт, изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством. Рассмотрены различные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Приведены эмпирические исследования взаимосвязи гендерной идентичности и эмоционального интеллекта на примере руководителей. Emotional intelligence is reviewed in the article as a complex personal construction. Correlations between emotional intelligence and leadership are examined. Different approaches to research of emotional intelligence are reviewed. Empirical researches of correlation between emotional intelligence and gender identity are illustrated by the example of executives.
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности

Денисенкова М. В.
В статье подчеркивается необходимость формирования интеллектуальных умений с учетом физиологических и психологических аспектов мышления, обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость мышления, умственных способностей и интеллектуальных умений.The article points out the necessity of forming intelligent skills with taking into consideration physiological and psychological aspects of cognition. It argues for the interconnection and interdependence of cognition, intellectual gifts and skills.
Скачать PDF

Связь социального и общего интеллектов

Саутина Е.С.
Скачать PDF

Социальный интеллект как категория социальной психологии

Лунева Ольга Викторовна
Представлено обоснование рассмотрения социального интеллекта в предметном поле социальной психологии. Раскрыты методологические основания отнесения социального интеллекта к категориям социальной психологии.
Скачать PDF

Специфика когнитивного обеспечения интеллектуальной деятельности лиц с высоким уровнем интеллекта

Холодная М. А., Берестнева О. Г.
В современной психологии интеллекта накоплен большой массив эмпирических данных, которые являются противоречивыми, а порой даже не поддаются содержательной интерпретации. Интеллект относится к надкибернетическому типу организации систем и требует при его изучении особых методов. В статье поднимается вопрос о специфике познавательной продуктивности при различных уровнях интеллектуального развития. Продемонстрирована психологическая неоднозначность высоких и сверхвысоких значений IQ, выделены факторы, способствующие или препятствующие интеллектуальной продуктивности лиц с высоким уровнем развития психометрического интеллекта. Определены особенности структуры интеллекта и уровня креативности при средних, высоких и сверхпороговых значениях
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!