СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Сенсомоторный интеллект
общее название когнитивных способностей детей, находящихся на сенсомоторной стадии развития.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Общий термин, используемый для обозначения типов когнитивных способностей, проявляемых детьми на сенсомоторной стадии развития. Согласно Пиаже, такое мышление характеризуется дифференцированием и детальной разработкой схем действий, таких как хватание, сосание, разглядывание и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Сенсомоторный интеллект
в концепции Ж. Пиаже первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и в ходе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникновению собственно мыслительных операций.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ИНТЕЛЛЕКТ СЕНСОМОТОРНЫЙ
1. Тип интеллекта (мышления, способа решения задач), основанный на восприятии и оценке сложившейся обстановки и на практических действиях, манипуляциях с реальными, физическими предметами при непосредственном восприятии как ситуации, в которой возникла соответствующая задача, так и самих этих предметов. 2. Форма мышления, познания окружающей действительности, характерная для детей младенческого и раннего возраста. Согласно Ж. Пиаже, эта форма мышления отличается дифференциацией и развитием основных схем действий, таких как схватывание рукой, сосание, рассматривание и другие. См. мышление наглядно-действенное, сенсомоторная стадия, схема.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Сенсомоторный интеллект
Словообразование. Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение + motor - двигатель и intellectus - ум.
Категория. Теоретическое понятие, введенное Ж.Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта (от рождения до 2 лет).
Специфика. Предшествует периоду интенсивного овладения речью. На этой стадии, при прохождении которой достигается координация восприятия и движения, ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект.
Этот период разбивается на шесть частных стадий:
- упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес.);
- первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4-6 мес.);
- координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения (от 4-6 до 8-9 мес.);
- стадия "практического" интеллекта, когда для достижения цели начинают применяться орудия (от 8 до 11 мес.);
- третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, когда ребенок начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей (от 11-12 до 18 мес.);
- ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия для решения новых задач, что позволяет их решать во внутреннем плане (от 18 до 24 мес.).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Сенсомоторный интеллект
(от лат. sensus — «чувство, ощущение», motor — «приводящий в движение») — одна из стадий развития интеллекта, рассматриваемая Ж. Пиаже. Охватывает период жизни ребенка от года до двух лет и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. Под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков.
По мнению Пиаже, ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, смотрящего, что из этого получится («А что можно почувствовать, если пососать ухо плюшевого мишки?», «А что будет, если я подвину свою тарелку за край стола?»). В результате этих мини-экспериментов ребенок строит «теории» (Пиаже называл их схемами) о том, как устроены физический и социальный миры. Сталкиваясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его, оперируя уже существующей схемой (Пиаже называл это процессом ассимиляции: дети хотят уподобить новое событие предсуществующей схеме). Если она оказывается неадекватной для ассимиляции ею нового события, тогда ребенок, подобно хорошему ученому, модифицирует ее и тем самым расширяет свою теорию мира (этот процесс переделки схемы Пиаже называл аккомодацией).
К концу данной стадии ребенок становится субъектом, т. е. выделяет себя из окружающего мира, осознает свое Я. У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребенок начинает познавать самого себя.
Литература
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Сенсомоторный интеллект
лат. sensus — чувство, ощущение + motor — приводящий в движение; intellectus — разумение, понимание] — тип мышления,.характеризующий доречевой период жизни ребенка. Понятие С. и. — одно из основных в теории развития интеллекта ребенка Жана Пиаже. Пиаже назвал этот тип, или уровень развития мышления сенсомоторным, так как поведение ребенка в этот период строится на основе координации восприятия и движения. Стадии развития сенсомоторного интеллекта: I — стадия рефлексов. Пиаже показал, как в ходе развития некоторых рефлексов (напр., сосательного) изменяются способы включения новых объектов в уже существующие схемы действий. II — стадия элементарных навыков (1—4 мес ) . На этом этапе происходит становление первичных круговых реакций — повторяющихся самоподкрепляющих действий; появляются новые формы поведения, новые способы включения объектов в схемы действия, возрастает роль среды в психическом развитии ребенка. III — стадия вторичных круговых реакций (4—8 мес ) . На этом этапе ребенок начинает разделять действие и его эффект, получая удовольствие от результата. IV — стадия практического интеллекта (8—12 мес ) . На этом этапе ребенок производит попытки самостоятельно отыскивать средства достижения эффекта (цели). V— стадия третичных круговых реакций (12—18 мес ) . В этот период ребенок начинает активно экспериментировать, изменяя действие с целью получения нового результата. VI — завершение С. периода (18—24 мес ) . На этом этапе появляется такая форма поведения как инсайт — внезапное усмотрение решения без внешних материальных проб. Это период начала интериоризации схем интеллекта, перехода к решению задач с использованием представлений. А.Г. Лидере, Д.В.Ушаков

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
англ. sensorimotor intelligence) - согласно взглядам Ж. Пиаже, 1-й уровень развития человеческого интеллекта, формирующийся в период до интенсивного овладения речью (0-2 г.) на основе координации восприятия и движения) этот период часто называют "стадией С. и>.
Пиаже наметил 6 стадий (подстадий) развития С. и., позволяющие проследить момент возникновения интеллектуального поведения: 1) упражнение рефлексов (0-1 мес); 2) первые навыки и первичные циркулярные (круговые) реакции (с 1 до
4-6 мес); 3) координация зрения и хватания, вторичные круговые реакции; впервые намечается дифференцировка цели (изменение во внешнем окружении) и средств для ее достижения (собственное действие): это нач. возникновения собственно интеллекта (от 4-6 до 8-9 мес); 4) стадия "практического" интеллекта - цель заранее указана ребенку, а средства, выступающие в качестве орудия для ее достижения, заимствуются из прошлого опыта (так, ребенок может взять руку взрослого и двигать ее в направлении интересующего предмета или, схватив палку, достать ею отдаленную игрушку) (8-11 мес); 5) третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, которые ребенок находит посредством внешних материальных проб. Ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений, которые привели к интересному результату; поэтому он их намеренно изменяет, чтобы изучить результаты этих изменений; так открываются новые средства для достижения цели (с 11-12 до 18 мес); 6) новые средства решения задачи ребенок может найти путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к внезапному озарению, или инсайту (18-24 мес).
Т. о., один из критериев интеллекта, согласно Пиаже, - дифференцировка ребенком цели и средств для ее достижения. Пиаже считает поэтому, что инсайт как существенный признак интеллекта (В. Келер, К. Бюлер) очень узок, а признак проб и выдвигаемых ребенком гипотез в отношении новых условий действия (Э. Клапаред) - слишком широк.
По своей структуре С. и. представляет собой систему последовательно связанных схем действия субъекта, которая приводит к определенной логике действия. Благодаря С. и. у ребенка возникает представление о постоянном (стабильном, устойчивом) существовании объекта (objectpermanence), а также первичные представления об объективном пространстве, времени, причинности; ребенок начинает рассматривать себя в качестве объекта среди др. в мире, который существует объективно.
Для перехода от С. и. к мышлению в собственном смысле слова необходима интпериоризация схем действия в подвижные, обратимые умственные действия (группировка операций) и межиндивидуальная координация этих операций, обеспечивающая реципрокность точек зрения и соответствие между элементами операции и их результатом (см. Операции интеллектуальные).
В основе С. и. лежит стремление ребенка к достижению практически преследуемой цели, а не к постижению и обоснованию истины. Ребенок преимущественно имеет дело с объектами, их перцептивными указателями и моторными сигналами, а не со знаками, символами и схемами, относящимися к объектам. Этот интеллект, как полагает Пиаже, - явление индивидуальное; здесь не происходит социализации интеллекта, предполагающей использование знаков.
Критический анализ концепции Пиаже, проведенный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и др., показывает несостоятельность подхода к детской психике, рассматривающего развитие согласно схеме взаимодействия "ребенок-предмет". Теория Пиаже не учитывает того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни - социальное существо; поэтому развитие его интеллекта происходит по схеме "ребенок-взрослый-предмет" и зависит от общения и совместной деятельности с окружающими людьми; организация самой предметной деятельности ребенка направляется взрослым. (Л. Ф. Обухова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004