СЕМИОСФЕРА

Найдено 1 определение
СЕМИОСФЕРА
англ. semiosphere) - обобщенное наименование знаковых систем (Лотман Ю. М., 1984). В это понятие можно включить и сферу знаний, выраженных и существующих на разных языках. Син. когитосфера.
Поиски путей сжатия, схематизации, "оформления знаний в свою аббревиатуру" (Гегель) сопутствуют истории образования и науки. С. - один из возможных образов такого сжатия, напоминающий globus intellectualis Бэкона и Лейбница. Однако в С. число измерений равно числу мыслимых и немыслимых языков, дополненное неопределимым веером значений и смыслов. Поэтому С. в целом можно сравнить со Вселенной, Космосом. Лучшего образа в культуре пока нет. Он лучше, чем унылые образы банка данных, базы знаний, бытующих в компьютерной науке и технике.
Космогоническая (именно космогоническая, а не космологическая, т. к. представлениям о С. до "логии" далековато) метафора интуитивно приемлема. В своем воображении, представлении, знании человек вышел в Космос задолго до полета Гагарина.
С. сложнее расширяющейся Вселенной. Зато она делает ее обозримой, а стало быть, и доступной пониманию. Обозримость достигается за счет пульсаций С, которая способна сжиматься и расширяться, вновь становиться необозримой. Ее кажущаяся, а порой и неслыханная простота и" целостность сменяется новой неправдоподобной раздробленностью и сложностью. В С. есть свои "прибитые к сфере" (образ Данте) или блуждающие звезды, гиганты, карлики, скопления, галактики, туманности, пустоты, черные дыры, самопроявляющиеся вспышки (озарения) новых и сверхновых знаний, долго идущий (или медленно доходящий) свет старых. Есть свои молекулы, атомы - понятия, имеющие планетарное строение, втягивающие в свою орбиту др. понятия и сами движущиеся по "чужим" орбитам; свои "элементарные" частицы (образы, метафоры), пронизывающие С. со скоростью мысли, способные трансформироваться в любые др. частицы. Есть ассоциативные поля с сильными, слабыми и сверхслабыми взаимодействиями, есть свои фазовые переходы. В ней живут свои демоны и гомункулусы, имитирующие свободу воли. С. - это незавершенный мир с полным набором координат, бескрайним пространством, бесконечным временем, точнее, с богатым набором времен (физическим, историческим, психологическим, личным-автобиографическим...) и с разными представлениями о бесконечности (актуальная, потенциальная...).
Пространство и время С. обладают еще более странными свойствами по сравнению с пространством и временем Космоса. Пространство не только искривляется, но и субъективируется, "овременяется", более того, меняется на время, трансформируется в него. Время, в свою очередь, трансформируется в пространство, становится действующим лицом, останавливается, течет вспять, "выходит из колеи своей", и из него можно выпасть. Его мерой становятся мысли и действия. В одной временной точке собираются прошлое, настоящее, будущее. Материя в С. исчезает, а пространство и время приобретают вполне ощутимые физические свойства. Напр., пространство оказывается душным, затхлым, небо кажется с овчинку, время - тяжелым, давящим, невыносимым, оно может мчаться, останавливаться, теряться в пространстве и т. п. Словом, в С. есть многое, что не снилось современной физике и астрономии. Не будем спешить строить модель сферы человеческого знания. Гуманитариям далеко до А. Эйнштейна, который "простенькой" формулой, состоящей из 4 символов, описал половину Вселенной. Это превосходный пример ее концептуального сжатия. Есть пример поэтического или эмоционального сжатия Мирозданья (Б. Пастернак): Мирозданье - лишь страсти разряды, / Человеческим сердцем накопленной.
Это если и не вся 2-я половина, то иной взгляд на Вселенную, ее одушевление. Такой взгляд можно назвать "аффективной феноменологией" (Р. Барт), которая отличается от строгого, иерархически и структурно организованного, истинного знания, добываемого hard scientists (термин "твердые" или "тяжелые ученые" относится к специалистам точных и естественных наук). Идея концептуального ли, эмоционального ли, а скорее, человеческого сжатия, свертывания мира - идея очень давняя. Н. Ку-занский (1401-1464) писал:"Как сила человека человеческим образом способна прийти ко всему, так все в мире приходит к нему, и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что иное, как свертывание в ней человеческим образом вселенского целого". (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Семиосфера как результат и развитие культуры

Павлова Ольга Дмитриевна
Раскрываются основные подходы к анализу культуры в контексте семиотических исследований. Автор рассматривает семиотику в качестве исходного, связанного с самой природой культуры подхода к ее исследованию.
Читать PDF
290.84 кб

Семиосфера культуры как управленческий стратегический ресурс

Логунова Людмила Борисовна
В статье рассматривается роль культурных архетипов в качестве ресурса в стратегическом управлении.
Читать PDF
378.60 кб

Этническая картина мира и семиосфера культуры

Чернявская Юлия Виссарионовна
В статье рассматривается структура этнической картины мира с точки зрения взаимосвязи установок, культурных смыслов, ценностей и символов. В качестве фундаментальных оснований картины мира выделяются фреймы.
Читать PDF
0.00 байт

Петербург и его семиосфера: к проблеме глобализации

Опарина Е. О.
Читать PDF
0.00 байт

«Семиосфера» Ю. М. Лотмана: рецепции в современном социально-гуманитарном знании

Малыгина Ирина Викторовна
Дается информация о научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Ю. М. Лотмана, ее структуре и темах, получивших освещение в докладах участников конференции.
Читать PDF
71.18 кб

Семиосфера и семиотика культуры

Гриненко Галина Валентиновна
В статье рассматривается введенное Ю.М. Лотманом понятие семиосферы, оно сравнивается с понятиями биосферы и ноосферы у В.И. Вернадского.
Читать PDF
212.97 кб

Семиосфера социальной памяти и ее аберрации В. А. Толкачева в образовании

Лойко Ольга Тимофеевна, Драга Светлана Валерьевна, Толкачева Валентина Александровна
В статье представлена динамика трансформации знаково-семиотической сущности социальной памяти под влиянием изменений, происходящих в современном образовании.
Читать PDF
0.00 байт

Семиосфера и аксиосфера в дискурсе «Культура versus свобода»

Буланов Владимир Владимирович
В статье автор, отмечая существование большого числа подходов к исследованию феномена культуры и невозможность создания синтетического подхода к исследованию культуры, говорит о необходимости найти основания для разрешения спора о
Читать PDF
0.00 байт

Семиосфера психоанализа: постановка проблемы

Филатов Филипп Робертович
Автор предпринимает попытку рассмотреть психоанализ как специфическую практику смыслообразования в свете теории семиосферы Ю.М. Лотмана.
Читать PDF
1.40 мб

Архаическое наследие в ландшафтно-топографической семиосфере северного города1

Теребихин Николай Михайлович
В статье представлен анализ манифестации архаического сакрального наследия в ландшафтно-топографической семиосфере исторических городов Северной России.
Читать PDF
3.80 мб

Образование в семиосфере глобальной культуры

Тимощук Алексей Станиславович
Мы живем в мире нарастающей сложности. Традиционные нарративы, сакральные тексты, когда-то обеспечивали легитимацию и универсализацию социальных ценностей. Глобализированное общество разобщено в своих генераторах смысла.
Читать PDF
0.00 байт

Знаки семиосферы при оценке «Плохого» и «Хорошего» в ментальном пространстве самосознания

Жарова О. С.
Автор рассматривает самосознание как процесс отношения к миру личности. Самосознание включает в себя семиотическую сферу. Знаки этой сферы наиболее ярко выражены в фольклоре.
Читать PDF
0.00 байт

Социокультурный регион как фрагмент семиосферы

Казакова Галина Михайловна
В статье рассматриваются культурологические смыслы региона как фрагмента семиосферы, обладающего особым семантическим кодом, придающим ему социокультурное своеобразие.
Читать PDF
0.00 байт

Орнамент как интерпретация знаково-символического ритуала в методологии исследования семиосферы/коги

Привалова Вера Михайловна
Статья посвящена методологии исследования культуры, а также знаково-символической сущности культуры и искусства, как семиосферы – в терминологии Ю.М.Лотмана.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция семиосферы Ю. М. Лотмана и ее значение для исследований журналистики Абхазии

Амкуаб (Миквабиа) Гурам Артемович
В статье проводится мысль о том, что концепция семиосферы Ю.М. Лотмана является эффективным методологическим инструментарием для исследования журналистики Абхазии как культурно-исторического феномена.