СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ Семьи со школьниками и подростками

Семьи со взрослыми детьми

Найдено 1 определение:

Семьи со взрослыми детьми

Этот период называют «пустым гнездышком». Это депрессивное состояние женщины, лишившейся забот. Здесь появляются внуки, и приходится создавать новые взаимоотношения. В основном семья на этом этапе прекращает воспитательную деятельность и попытки продолжать ее вызывают сопротивление у детей. Здесь начинают играть роль проблемы здоровья, восстановительные функции, отдых. Они приобретают все более важное значение. Очень часто этот период «потерь» становится приобретением (выход на пенсию).

Итак, функции семьи заключаются в следующем.

1. Воспитательная функция – удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, воспитании, самореализации в детях.

2. Хозяйственнобытовая – удовлетворение материальных потребностей.

3. Эмоциональная – удовлетворение потребности семьи в симпатии, уважении, признании, поддержке.

4. Духовная (культурная) – функция общения, взаимное духовное обогащение, досуг.

5. Функция первичного социального контроля.

6. Сексуальноэротическая – регулирование моральных, этических норм поведения и биологического воспроизводства.

Другая очень интересная теория семьи была изложена Джеральдом Капланом, так называемая «теория возрастных кризов».

В жизни каждого человека существуют угрожающие ситуации. Д. Каплан понимал их как состояния:

1) эмоционального блока, когда блокируются потребности на эмоциональном уровне;

2) тогда наступает период дезорганизации, который характеризуется тревогой;

3) далее идет поиск выхода из создавшейся ситуации, когда идет возможный перебор вариантов. К примеру, человек берет ответственность на себя или перекладывает ее на других.

Максимальный период дезорганизации – один месяц. Есть свои закономерности в каждом кризисе, в котором видны конструктивные и неконструктивные отношения.

Ниже приводятся эти критические периоды.

1. Рождение ребенка. Еще внутриутробно, а особенно после рождения, ребенок может чувствовать нецелостную мотивацию со стороны матери и отца. Чувственная сторона оптимального развития ребенка касается ласки, прикосновений, речи, т. е. всего того, что происходит между любящей матерью и ребенком. Ребенок впитывает все: фигуру, лицо матери, глаза и особенно руки (руки матери могут быть теплыми, ласкающими и жесткими, «нервными»). Через эти паттерны ребенок воспринимает мир как угрожающий ему или как дружественный, оберегающий. Ребенок чувствует поэтому, является ли он желанным или является обузой. Особенно важно в этом плане работать с молодыми супружескими парами, когда родительская подсистема находится еще в стадии взаимного приспосабливания, когда имеются еще выраженные конфликтные отношения, когда родительский холон испытывает большие материальные и психологические трудности. В последующей жизни, при таком положении дел ребенок будет нести отпечаток этих отношений (вплоть до формирования психологических отклонений в развитии личности, неврозов, психосоматика).

2. Поступление в детские ясли, сад. Многие дети в этот период дают выраженные реакции протеста, если между родителями и детьми существуют слишком тесные связи или ребенок боится оставить мать одну наедине с отцом. Тесный симбиоз матери и ребенка связан с функцией защиты матери (мать больна, отец плохо к ней относится). Эти реакции часто у ребенка переходят в психосоматические состояния. Пример: каждый раз при пребывании в детском саду ребенок испытывал приступы удушья.

3. Школа. Ребенок вступает в новые отношения с окружающим миром, формируется функция самосознания. В этот период формируется самооценка, вырабатываются механизмы конфронтации, идет и осуществляется поиск половой роли. Идет оценка способностей ребенка, предъявляются строгие требования, проявляется конкуренция со своими сверстниками.

4. Вступление в подростковый возраст. Полностью формируется (при нормальном развитии) самоосознание личности, и закрепляется самооценка. Если у ребенка в более раннем периоде были заложены неконструктивные отношения, скажем, жесткая система табу, то возникает дезадаптация личности. Отсюда вырастают девиантные отношения (протест, агрессия или, наоборот, неуверенность, пассивность, инфантилизм). Запаздывание развития довольно частый результат, возникающий в ответ на дисфункциональные отношения в семье – в подростковом возрасте решается то, что должно быть решено в детстве. Еще более худшая ситуация состоит в том, что эти запаздывания в развитии в том или ином отношении проявляют себя и во взрослой жизни. Здесь адекватная психотерапия необходима как в работе с родительским холоном, так и с их детьми.

5. Окончание школы. В этом периоде очень многие выпускники затрудняются в выборе жизненного пути. Выбор может осуществляться самостоятельно, с помощью других (родителей, авторитетов) или принудительно. Если выбор был неконструктивным, то счастливой жизни не будет, так как личности приходится удовлетворять свои потребности на более низком уровне.

6. Поступление в ВУЗ либо начало самостоятельной трудовой деятельности. В этом периоде проявляются такие важные категории личностных черт, как способность к автономному мышлению и действию, способность к коммуникации, конкуренции, выживанию, работоспособность, настойчивость в достижении целей и, особенная категория, – зрелость личности.

7. Вступление в брак. Требует реорганизации всей внутренней жизни.

8. Беременность. Подготовка к роли матери.

9. Рождение ребенка. Новые заботы, новые трудности в отношениях с мужем.

10. Разрыв с родительской семьей. Необходимость сделать приоритетный выбор.

11. Уход на пенсию. Для многих это трагическая ситуация. Сталкиваются воочию с бытом, происходит расставание с иллюзиями, кончается ослепление, испытывают меньшее уважение со стороны близких. Ломается привычный стереотип. Тревога объясняется тем, что за душой больше ничего нет.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Добрачная беременность как фактор риска для молодой семьи

Левкович Валентина Петровна
В статье представлены результаты исследования роли добрачной беременности в стабилизации и дестабилизации молодых супружеских пар. Показано, что наличие добрачной беременности является фактором риска для тех молодых семей, в которых партнеры не были готовы к принятию на себя семейных обязанностей.
Скачать PDF

Разработка психокоррекционной программы для работы с агрессивными детьми

Истратова О.Н.
Скачать PDF

О роли семьи в воспитании общительности осетинских детей

Габуева Е.М.
Скачать PDF

Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения

Качанова Ольга Борисовна
Статья посвящена изучению влияния личностных особенностей и типа семейного окружения в генезисе девиантного поведения у подростков. Описан профиль девиантности, сопряженный с нарушением семейных отношений у подростков, проявляющейся переживанием враждебности, мнимой несправедливости социального мира, агрессии, мифологизацией собственной личности и поведения, депривацией потребности в признании.
Скачать PDF

Системноструктурная модель комплексного психологического сопровождения семьи

Плешакова Ольга Владимировна
Опираясь на исследования современных ученых, проблема организации психологического сопровождения семьи рассматривается с точки зрения комплексного подхода. В статье разработана и обоснована оригинальная структурная модель комплексного психологического сопровождения семьи, которая состоит из четырех взаимодополняющих программ. Подробно раскрывается их содержание и описываются способы практического применения. Обозначена актуальность психологического сопровождения семьи в современном российском обществе, важнейших подходов к её использованию в практической деятельности.
Скачать PDF

Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и деву

Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В.
В статье представлены результаты исследования особенностей связи ценности семьи со структурно-содержательными характеристиками направленности личности современных юношей и девушек. В результате сравнительного анализа установлено, что у юношей высокая значимость ценности «счастливая семейная жизнь» связана с доминированием эмоциональной направленности акизитивного типа. Ценность семьи является приоритетной для девушек, имеющих гуманистическую направленность с индивидуалистической и неопределенной акцентуацией, с преобладанием эмоциональной направленности альтруистического и гностического типов.
Скачать PDF

Экспериментальное исследование успешности распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет

Андерсон Мария Николаевна
Проблема распознавания эмоций в последнее время заслуживает все больше внимания со стороны ученых-психологов. В статье представлены материалы эмпирического изучения способности к распознаванию эмоций детьми в возрасте от шести до одиннадцати лет. Автору удалось показать неравномерный характер этой способности, а также критический характер восьмилетнего возраста в развитии способности к распознаванию эмоций гнева, страха, удивления, презрения и отвращения. Кроме того, рассмотрена проблема влияния фактора пола и возраста на успешность распознавания эмоций.
Скачать PDF

Ценностные изменения в структуре семьи, связанные с гуманизацией социальных ценностей

Шапошникова Т.Е.
Скачать PDF

Социально-психологические характеристики семьи, детерминирующие выбор профессии современных выпускни

The results of the study on social and psychological family characteristics determining the professional (career) choice of the high school graduates today are presented in the article. The estimated determinats prove to include: social and economical family position (status), family values system, emotional and behavioral family unity (integrity) and the parental style of bringing up (education). The characteristics considered have different influence on the career choice made in the position of the only, the elder or the younger child in the family, as the results testify.
Скачать PDF

Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведени

Джос Ю.С., Рысина Н.Н.
В статье представлены результаты исследования семейных факторов и особенностей воспитания детей, имеющих школьные трудности и нарушения поведения. Выявлены достоверные отличия семейных взаимоотношений ребенка и родителей у детей с нарушениями поведенияя по сравнению с контрольной группой. Обсуждаются возможные причины семейных нарушений, доказана необходимость проведения коррекционных мероприятий.
Скачать PDF

Задачи психологического сопровождения семьи психически больного ребенка в условиях психиатрического

Грошева Е. В.
Психическое расстройство у ребенка и госпитализация его в психиатрический стационар являются источником тяжелых переживаний у родителей. Работа психолога с такими родителями должна быть ориентирована на повышение их адаптации к болезни ребенка с целью сохранения психологического благополучия родителей и создания оптимальной обстановки в семье для восстановления и развития ребенка.
Скачать PDF

Психологические аспекты раскрытия сексуальных преступлений над детьми

Тюрин П.Т.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16