СЕМЕЙНАЯ ПЛЕЯДА Семейная система

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Найдено 3 определения термина СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976).

В последней четверти XIX в. возникло учение о "семейной диагностике" и "семейном лечении" (Маляревский И. В., 1886; Smith Z., 1890) различных психических расстройств. Подлинным основоположником С. п. в России и одним из первых в мире был И. В. Маляревский. В 1882 г. в Санкт-Петербурге он основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось "семейное воспитание" - прообраз современной С. п.

Потребность населения в С. п. возрастала во всех странах мира, особенно начиная с середины 40-х гг. XX в., после завершения Второй мировой войны (Spiegel J. Р., Bell N. W., 1959), а в СССР - в 70-е гг. и после 1990 г. (Мягер В. К., 1976; Эйдемиллер Э. Г., 1994). В настоящее время выделяют несколько основных направлений в С. п.: психодинамическое (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976; Костерева В. Я., 1979; Трегубов И. Б., 1987; Бабин С. М., 1996; Ackermann N. W., Franklin P. F., 1985), системное и стратегическое (Эйдемиллер Э. Г., 1990, 1994; Чаева С. И., 1992; Haley J., 1976; Minuchin S., Fishman H. С., 1981; Palazzoli М. S. et al., 1981; Burnham G., 1991), а также эклектическое (Эйдемиллер Э. Г., 1980; Захаров А. И., 1982).

Исторически первым в С. п. было психодинамическое направление, выросшее, как считают на Западе, из анализа Фрейдом (Freud S.) случая "маленького Ганса" (Sakamoto J., 1967). Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдающего навязчивым страхом перед лошадьми, а в ответ получал советы по проведению этой работы. Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Задачей психотерапии являлось достижение инсайта - осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, огромных затрат времени, считается экономически менее целесообразным, но высокоэффективным.

Как показал состав участников 2-й международной конференции (Краков, 1990), 3-го (Юваскюля, 1991) и 6-го (Иерусалим, 1992) международных конгрессов по С. п., представителей психодинамического направления было 25%, а сторонников системной семейной психотерапии - около 60% от общего числа участников. Представители эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе с семьями различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и др.

В ходе С. п., продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, выделяют ряд этапов. Длительность С. п. обусловливается тяжестью психических расстройств у "носителя симптома", выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Когда участники психотерапии спрашивали у Сатир (Satir V.): "Сколько будет длиться семейная психотерапия?", она отвечала: "Для того чтобы определить, в чем заключается ваша проблема, потребуется от 3 до 6 сессий продолжительностью в 1 час, а дальше вы сами решите, достаточно этого для вас или захотите продолжать работать со мной". Вначале С. п. проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее - 1 раз в 3 недели.

Часто в С. п. выделяются 4 этапа (Эйдемиллер Э. Г., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1989):

1) диагностический (семейный диагноз),

2) ликвидация семейного конфликта,

3) реконструктивный,

4) поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи и характеристик болезни одного из них (Мишина Т. М., 1983). Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она носит сквозной характер, т. е. сопровождает С. п. на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Другая особенность диагностики семейных отношений заключается в стереоскопическом ее характере. Это означает, что в случае, если информация о происходящем получена от одного из членов семьи, на односторонних встречах, то она должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии ("семья глазами ребенка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта", "какие мы на самом деле"). На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с пациентом и членами его семьи осуществляется выявление и кларификация истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает в согласованном объеме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть транслирован психотерапевтом на сеансе совместной встречи, для чего используется прием "робот-манипулятор". Выслушав противоречивое сообщение участника сеанса, психотерапевт переводит его на язык жеста, а экспрессивность жеста соотносит с сенситивностью и толерантностью участников. Таким образом, на этой стадии ведущими оказываются следующие психотерапевтические методы: недирективная психотерапия, нацеленная в основном на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга (попытка установить контакт и добиться эффекта, влияя в иерархизированном порядке на различные стороны личности участников) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999). На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах пациентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора. На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в естественных семейных условиях закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон ролевого поведения, приобретенные на предыдущих этапах, заслушиваются ответы о динамике внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс С. п., обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объема диагностических сведений. По Э. Г. Эйдемиллеру, В. В. Юстицкису, понятие "этап С. п." и выбор адекватной ему психотерапевтической методики - взаимосвязанные между собой явления. К психотерапевтическим приемам, наиболее часто применяемым в С. п., относятся следующие (Мишина Т. М., 1983):

1) эффективное использование молчания,

2) умение слушать,

3) обучение с помощью вопросов,

4) повторение (резюмирование),

5) суммарное повторение,

6) уточнение (прояснение) и отражение аффекта,

7) конфронтация,

8) проигрывание ролей,

9) создание "живых скульптур",

10) анализ видеомагнитофонных записей (Perrez M., 1979).

Сторонники расширенного понимания содержания С. п. считают, что любое индивидуальное психотерапевтическое воздействие на членов семьи, преследующее цель позитивного влияния на семью в целом, можно расценивать в качестве одного из вариантов С. п. (Bach О., Scholz M., 1980; Kratochvil S., 1985). Это допущение оказывается справедливым, если, выслушивая пациента и выдвигая гипотезу о семейном диагнозе, психотерапевт мыслит категориями целостной семейной структуры и, "следовательно, предварительно оценивает, как то или иное воздействие отражается на семейных взаимоотношениях в целом" (Столин В. В., 1981). Кроме того, смысл принципа системности проявляется в свете идеи о "круговой причинности" в семье, т. е. о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которой стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл (Andolfi М., 1980). С. п. является попыткой разрушения этого цикла и создания конструктивных альтернатив семейного функционирования.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Семейная психотерапия

всякая форма психотерапии, к-рая занимается с семьей как с группой, включая супругов, детей, дедушек и бабушек, остальных членов семьи, а также приемную семью и некровных родственников. С. п. работает со всей семьей (ее структурой, формами взаимоотношений, стилем взаимодействия). Проблемы брака и трудности между поколениями (проблемы между родителями и детьми, с дедушками и бабушками, в приемных семьях и др.) являются осн. показаниями для С. п. Психотерапевт проявляет интерес к тому, как взаимодействует семья в целом, обращает внимание на характер границ, к-рые родители определяют своим детям, особенности отношений между членами семьи, принадлежащими к разным поколениям, когда в жизни семьи появились симптомы дисфункции. Также представляют интерес: характер привязанностей, эмоциональный «треугольник», иерархия власти, функция «козла отпущения», эмоциональное взаимодействие, самоидентификация и пр. С. п. часто проводит бригада психотерапевтов (мужчина и женщина) для того, чтобы наглядно представить членам семьи образцы ролей обоих полов. Они работают с каждым членом семьи как составной частью единого целого, заключая с ним некое рабочее соглашение, создающее в семье атмосферу, благоприятствующую переменам. Изменения, появившиеся хотя бы у одного члена семьи, выводят всю семью из состояния сложившегося равновесия, к-рое ее не устраивает. Психотерапевт помогает научиться распознавать те силы, к-рые заставляют семью функционировать как единое целое. Его вмешательство ориентировано, как правило, на поведение; работа осуществляется с применением упражнений и домашних заданий с целью стимулировать доверие, сочувствие и дифференцированный подход у членов семьи по отношению друг к другу. В настоящее время осн. школами С.т. являются: теория объектных отношений, теория Боуэна, структурная семейная терапия, теория коммуникации. Понятия, образующие основу этих 4 совр. ведущих теорий: 1) «взаимосвязанные патологии» (Н. Аккерман), когда проблемы одного члена семьи связываются через взаимодействия с др. ее членами; 2) «слияние» (М. Боуэн) означает, что отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, спаяны вместе, образуя неоднородную массу; 3) «псевдовзаимность» (Л. Уини) - ложный тип близости или интимности, характеризующийся утратой границ между отдельными членами семьи; 4) «двойная связь» паттерн взаимодействия, характеризующийся строгими ограничениями, налагаемыми с помощью парадоксальной коммуникации в рамках важных, эмоционально значимых отношений, результатом к-рого становится неприемлемое решение, из к-рого его участники не в состоянии выпутаться (Эбелис). Нек-рые психотерапевты предпочитают заниматься только с парами. Это особенно оправдано при сексуальных проблемах и вопросах, связанных с разрывом или угрозой развода. В процессе работы анализируются противоположные ожидания партнеров, они учатся распознавать свои ошибки в предпринимаемых попытках разрешения конфликтов. В психодинамической терапии пар делается попытка глубже исследовать вопрос о том, в какой мере сказываются на трудностях обоих партнеров те конфликты или особенности их родительских семей. Лит.: Творогова Н. Д. Работа скорби при онкологическом заболевании // Медсестра, 2007. № 8; Она же. Психология семьи // Психологические основы деятельности врача / Под ред. Р. П. Ловелле, Н. В. Кудрявой. М., 1999; Энциклопедия психического здоровья / Г.-У. Виттхен. М., 2006. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Семейная психотерапия

направление современной психотерапии, при которой в качестве "клиента" для семейного терапевта выступает не индивид, не профессиональная группа, а семья. Как самостоятельное направление психологической помощи С. п. возникла в 50-е годы XX в. (Дж. Белл, Н. Аккерман, Х. Мидельфорт, Т. Лидз, Л. Винн, М. Боуэн, К. Витакер, Г. Батесон, Дж. Хейли, В. Сатир и др.), сосредоточив свое внимание на развитии личности в семейном окружении и тем самым преодолев односторонние ориентации традиционной психотерапии либо на личность, либо на социум. Семейный подход оказался не только продуктивным, но и экономически эффективным — доказано, что семья, если дать ей нужный профессиональный толчок и запустить ее созидательные силы, способна сама, на основе собственных внутренних ресурсов, помочь своим членам. В то же время "нездоровая" семья может усугубить страдания человека, обратившегося за психологической помощью. Психопатологические симптомы рассматриваются семейными терапевтами в качестве функции неадекватных внутрисемейных коммуникаций, проявляющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия — как явление скорее интерперсональное, чем интраперсональное ("запутанный клубок", "двойная связь", пр.). Причина аномалий видится в особенностях семейной системы и для того, чтобы произвести позитивные психологические изменения в семье, терапевту необходимо прежде всего модифицировать саму систему, а не составляющих ее индивидов. Профессиональная работа семейного терапевта направлена на помощь в изменении интенсивности факторов, препятствующих нормальному функционированию семьи, и осуществляется в процессе применения специальных методических приемов. Причем в большей мере ответственность за исход такой работы — у семьи, а не у психотерапевта. В представлениях о профессинальной позиции и роли личности психотерапевта семейная терапия резко революционизирует всю сферу психологической помощи, противопоставляя образ психотерапевта — образу духовного учителя, гуру, что проявляется и в особенностях функционирования сообщества С. п. ("включенное супервидение"). Утверждается, что психотерапевт не может дать семье больше, чем ее члены могут сделать друг для друга, по сути дела он лишь способствует запуску положительного семейного механизма. Из основных направлений в современной семейной терапии прежде всего следует назвать системный подход в его многочисленных вариантах. В теории семейных систем Мюррея Боуэна утверждается, что члены семьи часто из-за груза прошлого не могут действовать независимо друг от друга, что собственно и приводит к внутрисемейной дисфункциональности; роль семейного терапевта здесь подобна позиции тренера, который учит членов семьи дифференцироваться во внутрисемейном общении. Другим вариантом системного подхода является структурная С. п. Сальвадора Минухина, направленная прежде всего на преодоление стирания границ между членами семьи, неадекватной близости ("запутанный клубок"). Утверждается, что семейная система является дисфункциональной из-за ее настоящей организации, а не из-за ее истории, прошлое не является предметом рассмотрения структурных терапевтов, усилия которых направлены на изменения актуальной структуры альянсов и коалиций членов семьи. Стратегическая семейная терапия (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацлавик, Л. Хоффман и др.) является наиболее распространенным в настоящее время вариантом системного подхода в С. п., специфика которого характеризуется (а) активными попытками терапевта сделать членов семьи ответственными друг за друга; (б) более частыми, по сравнению с другими направлениями С. п., встречами с членами семьи отдельно; (в) формированием терапевтических альянсов и (г) применением техник парадоксальной интервенции. Миланская школа системной семейной терапии иногда выделяется в составе стратегической С. п., а иногда рассматривается как самостоятельное направление системного подхода. Психоаналитический (психоаналитическая семейная терапия), поведенческий подходы (поведенческая семейная терапия) и гуманистический подход в С. п. являются более традиционными по сравнению с системным подходом и возникли на стыке С. п. и основных теоретических направлений современной психологии. Имеется также ряд оригинальных направлений в С. п., непосредственно не привязанных к основным выше названным подходам и получивших свое развитие благодаря авторитету их создателей. К таковым прежде всего следует отнести контекстуальный подход к С. п. И. Боззормени-Нэджи (в фокусе внимания психотерапевта здесь интересы и потребности всех членов семьи, а не только взаимоотношения между ними); символический подход к С. п., основанный на опыте К. Витакера. Современная семейная терапия также подразделяется на супружескую, развода, сексуальную С. п. В настоящее время все более широкое распространение получает краткосрочная С. п. (например, Позиционная семейная терапия, предложенная Н. Пезешкианом). Таким образом, за рубежом С. п. представляет собой в настоящее время особую субкультуру, сообщество профессионалов, с установившейся этикой, правилами и традициями, множеством порой противоборствующих друг с другом, а не только взаимодополняющих, направлений и подходов. Теория и практика С. п. в нашей стране находится в стадии становления, хотя проблемы психологической помощи семье ставились и решались здесь уже давно в рамках психологических консультаций по вопросам семьи и брака, клинической психологии, семейной психиатрии, семейной педагогики и т. д. Парадоксальные техники С. п. — 1) специфические образцы внутрисемейных взаимоотношений; 2) определенные виды психотехнических приемов, применяемых в современной семейной терапии. Наиболее известным парадоксом межличностных взаимоотношений в семье является утверждение "Будь спонтанным!", что означает "Перестань себя контролировать на каждом шагу!" (но поведение не может быть спонтанным "по заказу"). Если адресат парадоксальных высказываний не может от них отстроится, парадокс им интериоризируется и он оказывается в ситуации внутреннего противоречия, имеющей тенденцию к воспроизводству во внутрисемейных взаимоотношениях и к возникновению на ее основе у членов семьи ряда психологических проблем и симптомов. Парадоксальные техники семейной терапии состоят в принятии психотерапевтом тех образцов поведения, которых придерживаются клиенты и в их преднамеренном преувеличении. Например, психотерапевт может посоветовать матери, ребенок которой отказывается что-то делать, стать гораздо больше беспомощной и неадекватной, чем ее чадо, стимулируя последнего к деятельной позиции. Таким образом, парадоксальным поведению и коммуникациям в семье противопоставляется парадоксальное (контрпарадоксальное) поведение психотерапевта. Клиенты помещаются в условия терапевтической "двойной связи", в которых они, подчиняясь предписаниям семейного терапевта, кооперируются с ним.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Семейная социализация детей «Группы риска»

Панова О. В.
Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопровождению семейной социализации детей «группы риска».
Скачать PDF

Семейная кризисная социальнопсихологическая помощь при суицидальном риске

Линевич Владимир Леонтьевич
Статья посвящена анализу основных объектов, этапов и форм семейной кризисной помощи лицам с суицидальным риском. Отражена последовательность ведения и методики семейной социально-психологической превенции суицидальных и парасуицидальных форм поведения.
Скачать PDF

Семейная устойчивость как психологический феномен

Е.В. Куфтяк
Обсуждается проблема развития устойчивости семьи под действием трудностей. Проведен анализ достижения семьей устойчивости в разных жизненных ситуациях (нормативные трудные жизненные ситуации, ситуации стресса «особого» родительства). Выделены и описаны факторы восстановления, участвующие в возвращении семьи к функциональному состоянию в кризисной ситуации.
Скачать PDF

Семейная система, как основа воспитания нигилистических мировоззрений личности

Павленко Наталия Геннадьевна
Цель. Анализ данной работы направлен на изучение семейной системы как основы формирования нигилистических мировоззрений подростков. Метод или методология проведения работы. Для решения поставленных задач нами использовались методы обобщения, систематизации, а также структурно-функциональный и системный анализ. Результаты. В процессе работы происходит анализ семейной системы, как основы формирования позиции подростка в ракурсе нигилистических тенденций и негативной самопрезентации; обосновываются социально-психологические моменты подростковой самоидентификации при нигилистической позиции. Область применения результатов. Результаты данной работы будут полезны практикующим психологам в сфере семейного неблагополучия, педагогам-психологам, социальным педагогам, психологам-консультантам, работающим в отрасли семейной психологии, а также всем специалистам, занимающимся проблемами семьи и воспитания. Кроме того, полученные результаты могут быть полезны для разработки коррекционных и тренинговых программ с семьями, имеющих трудных подростков.
Скачать PDF

Семейная система как пространство воспитания

Коваленко Наталья Петровна
В работе рассматривается проблема образования взрослых в области семейного строительства и воспитания, формирования программ родительского образования. Предлагаются новые направления исследования в педагогике и психологии семьи информационные и эмоциональные связи в семейной системе, культурологические традиции
Скачать PDF

Семейная идентичность супругов на этапе перехода от молодой семьи к зрелой

Лукьянченко Наталья Владимировна
В статье определяется значение исследования семейной идентичности как важнейшего фактора целостности семьи. Даётся определение семейной идентичности как особой формы личностно-групповой идентичности. Анализируются результаты исследования когнитивной и эмоционально-оценочной составляющих семейной идентичности на этапе перехода от молодой семьи к зрелой. Выделяются стабилизирующие и дестабилизирующие аспекты семейной идентичности супругов в семьях переходного этапа.
Скачать PDF

Семейная идентичность супругов и их оценка степени удовлетворенности браком

Вагапова Альфия Равилевна, Перова Софья Алексеевна
Проанализированы теоретические подходы к пониманию семейной идентичности; обнаружена зависимость благополучия в браке от того, какая идентичность (личностная или семейная) преобладает у человека. Выборка исследования включала в себя 40 семей (20 бездетных семей со стажем совместного проживания в браке от 1 месяца до 3 лет и 20 семей с детьми со стажем 18-23 года). Применение комплекса методик тест-опросника «Степень удовлетворенности браком» (В. В. Столина) и «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т. В. Румянцевой) позволило выявить, что молодые семьи более не удовлетворены браком, так как у них не сложились ролевая структура семьи и система согласованных семейных ценностей. Авторы пришли к выводу, что у супругов со стажем совместного проживания 18-23 года преобладает семейная идентичность, у них выявлен более высокий уровень удовлетворенности браком. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологическими службами.
Скачать PDF

Конфликтная семейная ситуация как фрагмент жизненного процесса в семье

Камнева Нина Анатольевна
В статье обсуждаются результаты исследования, в которых относительно устойчивая модель изучение конфликта позволяющие вскрывать закономерности конфликтного поведения в семье и показывает этот сложный характер данного явления. Получены, данные позволили сделать вывод, что актуальными и особенно важными являются психологические исследования конфликтной семейной ситуации как фрагмента жизненного процесса у супругов в семье.
Скачать PDF

Брачно-семейная адаптация супругов и благополучие в браке

Султанова А.В.
Основой супружеского благополучия является брачно-семейная адаптация процесс, предполагающий высокую согласованность, взаимоприспособление, а также поиск такого типа взаимоотношений, который удовлетворял бы обоих супругов на всех этапах их семейной жизни. Согласование супружеских ожиданий и представлений может быть выражено в совпадении направленности супругов, а также в их индивидуальной мотивации назначения супружеского союза. В периоды первичной и вторичной адаптации возможны изменения и рассогласования в совпадении ожиданий и представлений супругов, что может обострять их отношения и влиять на благополучие в браке.
Скачать PDF

Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации

Карпова Наталия Львовна
Изложены данные теоретического анализа проблемы заикания (логоневроза) как одной из крайних форм нарушения речевого общения, представлены характеристики заикающихся и их семей и особенностей терапии данного дефекта. Показано, что применение нетрадиционных методов: динамической психотерапевтической диагностики, разработанной Ю. Б. Некрасовой, а также библио-, кинези-, символо-, видео- и кинотерапии может служить моделью формирования мотивационной включенности и интрагенной активности пациентов и их родственников в процесс социореабилитации. Описаны уровни и психологическая структура мотивационной включенности и механизмы ее формирования в логопсихотерапевтическом процессе.
Скачать PDF

Семейная система как средовой фактор формирования личностной беспомощности: теоретическое обосновани

Циринг Д.А., Овчинников М.В., Эвнина К.Ю., Евстафеева Е.А.
В статье приведено обоснование семейной системы как средового фактора формирования личностной беспомощности с позиций системного подхода. Описаны механизмы функционирования семейной системы, приводящие к возникновению личностной беспомощности детей. Приведены конкретные нарушения семейных взаимоотношений, детерминирующих личностную беспомощность. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитар-ного научного фонда на 2014-2015 гг. (ГК № 14-06-00577 а).
Скачать PDF

Восстановительная семейная конференция в системе комплексного сопровождения семейного устройства дет

Яцута Елена Исааковна, Белоногова Елена Валентиновна, Працун Элина Валерьевна, Мудрец Тамара Васильевна
Статья посвящена разработке методологии и модели комплексного медико-социально-психологического сопровождения семейного устройства детей-сирот, центральным звеном которого является семейная конференция как восстановительная технология, способствующая актуализации воспитательного потенциала замещающей семьи и превенции возможных проблем в социально-психологической адаптации ребенка
Скачать PDF