СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ это что такое СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ: определение — Психология.НЭС
Семантические шумы СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Семантический дифференциал

Найдено 6 определений термина Семантический дифференциал

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Семантический дифференциал

semantic differential) С. д. был разраб. Ч. Э. Осгудом как измерительная процедура для оценки значений. Осгуд предполагал, что значения слов могут изменяться в отношении довольно значительного, но неизвестного количества измерений. С. д. яв-ся стандартизованной процедурой извлечения тщательно продуманной выборки размещений субъектом понятия (слова) по множеству континуумов. Типичным примером может быть следующий вопрос: "Как бы вы оценили яблоко, используя для этого следующие шкалы? Где бы вы поместили значение яблоко вдоль континуума, простирающегося между двумя указанными точками, где оценка 1 или 7 означает чрезвычайно, 2 или 6 означает очень, 3 или 5 означает, скорее, хороший (или плохой) и оценка 4 означает ни хороший, ни плохой или в равной степени хороший/плохой?" Яблоко Хороший ___-___-___-___ Плохой Большой ___-___-___-___ Маленький Активный ___-___-___-___ Пассивный и т. д. Значения в семантическом пространстве обладают двумя важными свойствами: направлением от средней точки каждой шкалы и удаленностью от начала каждой шкалы (что предположительно свидетельствует об интенсивности значения). Осгуд обнаружил, что семантическое пространство можно теоретически представить как обладающее минимум тремя ортогональными измерениями: оценкой (напр., хороший-плохой), активностью (напр., активный-пассивный) и силой (напр., большой-маленький). Т. о., С. д. оказывается модифицированной формой контролируемых ассоциаций - преим. посредством использования процедур шкалирования и отбора самих оценочных шкал. С. д. применялся в кросс-культурных исслед. значений при изучении развития значений у детей, а тж для оценки настроений, эмоций и изменений личности в ходе психотер. (последнее оказывается наиболее популярным в наше время). См. также Когнитивная сложность, Измерение, Психолингвистика, Шкалирование Р. А. Кашау
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

см. Метод семантического дифференциала.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Семантический дифференциал

Иногда называемый «семантическим дифференциалом Осгуда», по имени его изобретателя Чарльза Осгуда, это метод оценки смысла отдельных понятий для участников эксперимента. Участники оценивают смысл каждого слова по ряду противоположных аспектов, таких как «слабость-сила», «грязный-чистый» и т.д. Таким образом можно выяснить отношение человека к отдельным объектам на разных уровнях (скажем, позитивное или негативное).

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

Методика, предложенная Чарльзом Осгудом и его сотрудниками, для оценки коннотативных значений отдельных слов. Субъект оценивает значение каждого слова по ряду полярных измерений, таких как горячий – холодный, слабый – сильный, напряженный – расслабленный, шершавый – гладкий и т.д. Факторный анализ данных обычно обнаруживает три основных фактора, лежащих в основе коннотативного значения: активность, мощность и оценка.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

отгреч. semantikos — обозначающий и лат. differentia — разность) — один из методов психосемантики, с помощью которого оцениваются представления человека о каком-либо объекте, о себе, о мире и т. п. Метод С. д. является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования; при этом изменяемые объекты (понятия, изображения и др.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых задаются в вербальной (словесной) или невербальной (зрительной^ форме. Наиболее распространенной является трехфакторная модель С. д., предложенная Ч. Осгудом. Каждый фактор может выражаться одной или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. В модели Ч. Осгуда исследуются три фактора: 1) оценки (шкалы типа «хороший —плохой», «приятный—неприятный» и т. п.); 2) силы («сильный — слабый», «большой — маленький» и др.); 3) активности («быстрый — медленный», «активный — пассивный» и т. д.). Каждая шкала имеет семь качественных градаций. Если противоположные значения исследуемого признака обозначить как х и у, то значения каждой шкалы могут быть интерпретированы следующим образом: —3...весьма выраженное х, — 2...выраженное х, — 1...слабо выраженное х , 0 — х и у выражены в равной степени , + 1 , + 2 , + 3 — соответственно слабо выраженное, умеренно выраженное и весьма выраженное у. В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта. При обработке результатов можно: 1) анализировать профиль; 2) строить субъективное семантическое пространство. Для его построения объединяются шкальные оценки по родственным шкалам, входящим в один и тот же фактор. В результате пересчета и суммирования баллов каждый объект получает значение по трем главным семантическим факторам (оценки, силы, активности) и может быть отражен графически в трехмерном пространстве. Метод С. д. имеет ряд общих черт с методом полярных баллов, однако он обладает большими психодиагностическими возможностями. По ряду признаков метод С. д. может быть отнесен к проективному методу исследования личности. Метод С. д. применяется для анализа значений, оценок (в т. ч. и самооценок) контактности при подборе лиц, тесно связанных процессом профессиональной деятельности, а также для анализа эмоциональных отношений, установок и т. п.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Семантический дифференциал

методика Ч. Осгуда и его сотрудников, разработанная для оценки коннотативных значений отдельных слов. Индивид оценивает значение каждого слова по ряду полярных измерений, таких, например, как горячий – холодный, слабый – сильный, напряженный – расслабленный, твердый – мягкий и т.п. Факторный анализ данных обычно обнаруживает три основных фактора, лежащих в основе коннотативного значения: это 1. активность; 2. мощность и 3. оценка.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Семантический дифференциал — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Специализированный семантический дифференциал для оценки детско-родительских отношений

Дерюгина Марина Владимировна
В статье представлен результат разработки специализированного семантического дифференциала для оценки детско-родительских отношений. Автор основывается на алгоритме создания специализированного семантического дифференциала предложенного доктором психологических наук, профессором В. П. Серкиным. Описываемая методика позволяет решать задачи сопоставления и систематического описания значений при оценке детско-родительских отношений.
Скачать PDF

Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и п

Новиков Алексей Львович, Новикова Ирина Александровна
В статье проанализированы теоретические концепции, обосновывающие применение метода семантического дифференциала в лингвистике, социальной психологии и смежных науках. Кратко рассмотрены процедура и основные модификации метода. Приведены результаты эмпирических исследований этнических стереотипов, выполненных с использованием семантического дифференциала.
Скачать PDF

Визуальная оценка шрифтового дизайна методом семантического дифференциала

Шичко Людмила Александровна, Токарь Ольга Владимировна, Зильберглейт Марк Аронович, Литунов Сергей Николаевич
В статье отражены результаты оценки шрифтового дизайна современных вывесок Минска методом семантического дифференциала и методами распознавания образов; изложена методика исследования, описано сформированное семантическое пространство и объединение объектов в группы со сходными признаками.
Скачать PDF

Применение вербального и невербального семантического дифференциала в исследовании этнической иденти

Бублик Мария Михайловна
Раскрыты основные преимущества применения методов психосемантики в изучении этнической идентичности. Произведено качественное и количественное сравнение семантических пространств этнической идентичности молодежи, построенных на материале вербального и невербального семантического дифференциала.There are revealed the main advantages of the method of psychosemantics in the research of ethnic identity. There is given the qualitative and quantitative comparison of the semantic spaces of the ethnic identity of the youth made on the basis of t he material of the verbal and non-verbal semantic differential.
Скачать PDF

Использование метода семантического дифференциала при анализе конкурентоспособности вуза (на примере

Шевченко Юлия Александровна
Вопросы конкурентоспособности вуза тесно связаны с восприятием образа организации, его целостностью и семантическим значением в сознании потребителей. Чем более четкими и устойчивыми являются границы образа вуза, тем большим преимуществом обладает вуз на конкурентном рынке. В рамках данной статьи предпринята попытка исследования восприятия образа вуза с помощью классического семантического дифференциала Ч. Осгуда.
Скачать PDF

Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о се

Алмазова Ольга Викторовна, Дзукаева Вероника Петровна, Садовникова Татьяна Юрьевна
В статье описан опыт использования модифицированного варианта методики «Семантический дифференциал» в исследовании образов родительской и своей будущей семьи у юношей и девушек. В исследовании 2013-2014 гг. приняли участие 205 студентов (61 юноша и 144 девушек) вузов и ссузов в возрасте от 17 до 24 лет, 108 студентов (52,7%) русской национальности и 97 студентов (47,3%) осетинской национальности (гг. Москва, Владикавказ и Алагир). В качестве основного метода исследования был использован модифицированный вариант метода семантического дифференциала (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко), способ анализа данных предложен О. В. Алмазовой. Как выяснилось, оценки студентами образа своей будущей семьи значимо более позитивные по сравнению с оценками образа родительской семьи. Выявленные особенности представлений о родительской и своей будущей супружеской семье имеют значимые гендерные и этнокультурные различия. Девушки больше используют характеристики, которые принято считать скорее эмоциональными, феминными, например «теплая» и «мягкая». Юноши характеристики, которые традиционно считаются маскулинными, например «сильная». Гендерные различия в представлениях о будущей супружеской семье проявились в более позитивных ее оценках девушками. Выявлены как инвариантные, так и культурно-специфические особенности образов родительской и будущей супружеской семьи у студентов, являющихся представителями различных культур русской и осетинской. Сходство проявилось в подобии семантических профилей образов семьи, более высоких средних оценках образа «Моя будущая семья» по сравнению с оценками образа «Наша семья» (родительская). Различия в оценках студентами образов родительской и будущей супружеской семьи проявились в том, что русские студенты больше ориентированы на ценности культуры современного типа (по Дж. Таунсенду), а осетинские традиционной культуры.
Скачать PDF

Психологические механизмы левостороннего смещения оценок в семантическом дифференциале

Волохонский В.Л.
Были проведены два исследования, направленных на изучение причин сдвигов оценок респондентов в сторону левого полюса в семантическом дифференциале. На первом этапе исследовалась взаимосвязь между подверженностью эффекту привязки и склонностью смещать свои ответы в сторону левого полюса семантического дифференциала (смещение оценок в сторону навязанных случайных чисел). На втором этапе исследовалась взаимосвязь между предпочтением испытуемыми ответов, более близких к левому полюсу семантического дифференциала, и порядком считывания информации (52 израильтянина воспринимали информацию справа налево, 80 россиян слева направо). Обнаруженные различия статистически значимы и подтверждают гипотезу о влиянии порядка считывания информации на ответы испытуемых.
Скачать PDF

Анализ представлений студентов о педагогическом труде методом семантического дифференциала

Леонидова Марина Владимировна
Зачастую несформированность профессиональных намерений и мотивов, размытость профессиональных представлений, неустойчивый образ будущей профессии, склонность к разочарованию в профессиональном выборе приводят к непродуктивности профессионального обучения в вузе. В статье рассматриваются результаты анализа представлений студентов о педагогическом труде методом семантического дифференциала.
Скачать PDF

Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения)

Сикевич Зинаида Васильевна
Статья посвящена опыту применения метода семантического дифференциала в социологическом исследовании. Автор дает описание классического теста, разработанного Ч.Осгудом, а также собственные модификации метода применительно к этническим и политическим стереотипам, а также ценностным представлениям. В статье рассматриваются результаты использования этого метода и описывается специфика конструирования шкал. Библиогр. 5 назв. Табл. 2.
Скачать PDF

Обоснование дифференциального подхода к объяснению феномена гомосексуализма в психологии: переосмысл

Курочкин О. Е.
В статье обоснована необходимость систематизации научного психологического знания о гомосексуализме. Здесь рассматривается новый методологический подход проблемы гомосексуализма, основанный на предположении о поликаузальности данного явления. Автор в своих рассуждениях опирается на теорию Стормса, и постулирует, что нетрадиционная ориентация лиц, осознавших свою гомосексуальную идентичность уже в зрелом возрасте, может являться результатом действия защитного механизма, работающего по принципу регрессии. Целью регрессии является достижение интимности в межличностных отношениях между друзьями одного и того же пола.
Скачать PDF

Субъективный образ ситуации как фактор дифференциации поведенческих стратегий личности

Белан Елена Альбертовна
Обсуждается решающая роль субъект-ситуационного взаимодействия в дифференциации поведенческих стратегий личности. Показано, что определенный комплекс ситуационных параметров позволяет выявлять существенные различия между классами повседневных, значимых и трудных жизненных ситуаций. Рассматривается зависимость поведенческих стратегий от образа ситуации, отраженного в индивидуальном сознании субъекта взаимодействия
Скачать PDF

Специфика гендерной дифференциации личности в спорте

Дамадаева Анжела Сергеевна
Статья посвящена изучению проблемы гендерной дифференциации личности спортсменов. В ходе исследования установлено, что спорт оказывает большое влияние на степень и характер психологических различий мужчин и женщин
Скачать PDF

Похожие термины: