СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
от латинского selectio – «выбирать», от латинского informātiō – «разъяснение, представление, понятие о чём-либо», от латинского informare – «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать» – осознанный выбор важных и необходимых сведений из всей совокупности сигналов, поступающих на субъекта. С.и. основана на избирательном отборе значимых данных для выполнения поставленной задачи, и определяется целью деятельности, установками, мотивацией и степенью оперативности нервно-психических функций человека. Отношение и ценностные характеристики как к самой информации, так и к ее распознаванию, классификации (выделение главной, второстепенной) в экстремальных условиях деятельности значительно возрастают.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
англ. information selection) - отбор полезной информации из всей совокупности предъявленных сигналов. Механизм фильтрации задерживает несущественную информацию и отбирает необходимую для выполнения задачи. Экспериментальные факты свидетельствуют о возможности С. и. на различных уровнях ее обработки: на уровне сенсорного анализа, на уровне вербального кодирования, на уровне принятия решения и пр. Эстонский психолог Т. К. Бахманн (1977) полагает, что С. и. свойственна уже процессам формирования иконического образа, организации материала для его избирательного структурирования. Эти процессы Бахманн называет ретушированием, У. Найссер -предвниманием. Время предиконического анализа составляет примерно 50 мс. С. и. на уровне предвнимания осуществляется по физическим характеристикам (цвет, форма, яркость и пр.). Различают центральные и периферические механизмы С. и. (М. Эрдели, 1974). К периферическим механизмам С. и. относятся установочные движения глаз, подъем и опускание век, фиксации глаз, изменения диаметра зрачка, аккомодация глаз и др. процессы на рецепторном уровне. Центральные механизмы С. и. - кодирование, избирательное закрепление отобранной информации, распознавание и др. Процессы управления С. и. определяются задачами деятельности, установками, мотивацией субъекта. С. и. - эффективное средство преодоления информационной перегрузки. Однако при всей полезности С. и. она затрудняет познание тех факторов, которые действуют относительно стабильно. Нередко именно постоянные аспекты ситуации легче всего ускользают от внимания и труднее всего поддаются пониманию. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
от лат. selekto — отбор, выбор) — отбор полезной информации в процессе восприятия, который обусловлен его избирательностью и определяется задачами деятельности человека. С. и. осуществляется как в процессе сенсорно-перцептивного, так и словесно-логического анализа и является одним из функциональных механизмов самоконтроля и перцептивного контроля. Механизм С. и. включает в себя как жесткие, так и гибкие звенья. К числу жестких звеньев можно отнести особенности структуры нервной системы и органов чувств, обусловливающие избирательную чувствительность лишь к определенному виду раздражителей, ограниченность доступной одномоментному восприятию области пространства, ограничения в скорости переработки информации. К этой же категории можно отнести наличие у человека некоторых врожденных критериев, на основании которых он способен выделять некоторые области сенсорного пространства как объекты (сигнал), а другие — как фон, а также набор рефлекторных механизмов, лежащих в основе сенсомоторной координации в процессе поиска и отслеживания сигналов. Все эти структуры и механизмы составляют основу для развертывания более гибких и дифференцированных процессов С. и., регулирующих протекание информационных процессов, относящихся к сфере психики. Ведущая роль при этом принадлежит, с одной стороны, субъекту и, с другой стороны, требованиям ситуации (внешним условиям). На основе их осознания и синтеза субъект формирует цели, стратегии и программы поведения, в соответствии с которыми вся поступившая информация оценивается с точки зрения полезности ее использования в интересах достижения этих целей. Большое значение в процессе С. и. имеет вероятностное прогнозирование, что позволяет субъекту строить гипотезы относительно будущих событий. Процессы С. и. могут протекать не только под контролем сознания, но и на бессознательном (непроизвольном автоматизированном) уровне, под непосредственным влиянием доминирующих интенций и в соответствии с индивидуальными стилистическими особенностями переработки информации.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
205.52 кб

Праздник как селекция информационного поля

Охотникова Т.В.
В предлагаемой статье речь идет о праздниках как мудрой системе отношений людей и окружающего мира, через которую можно понять жизнь народа, его чаяния, проблемы.
Читать PDF
379.07 кб

Особенности селекции информации при креативном мышлении

Разумникова Ольга Михайловна
Выполнен анализ частотно-пространственной организации активности коры головного мозга при креативном мышлении и проведено ее сопоставление с функциями систем внимания.
Читать PDF
150.73 кб

3-е информационное письмо о 3 съезде Вавиловского общества генетиков и селекционеров

Читать PDF
211.83 кб

Интерференционные процессы селекции информации при конвергентном/дивергентном мышлении: роль индивид

Каразаева Анастасия Юрьевна, Разумникова Ольга Михайловна
С использованием латерализованного предъявления иерархически организованных букв изучены взаимосвязи интеллекта и креативности с полушарными особенностями внимания и выяснено значение индивидуального профиля моторной асимметрии.
Читать PDF
890.10 кб

Взаимосвязь конвергентного мышления и полушарных особенностей селекции информации: значение моторной

Загайнова Анастасия Юрьевна
С использованием метода множественной регрессии изучена взаимосвязь полушарных особенностей селективного внимания и моторной асимметрии, с одной стороны, и эффективности конвергентного мышления – с другой.
Читать PDF
992.27 кб

Значение интерференционных процессов селекции информации и моторной асимметрии в эффективности конве

Загайнова Анастасия Юрьевна
С использованием парадигмы Д.