Селекция СЕЛЕН

СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 2 определения термина СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

англ. information selection) - отбор полезной информации из всей совокупности предъявленных сигналов. Механизм фильтрации задерживает несущественную информацию и отбирает необходимую для выполнения задачи. Экспериментальные факты свидетельствуют о возможности С. и. на различных уровнях ее обработки: на уровне сенсорного анализа, на уровне вербального кодирования, на уровне принятия решения и пр. Эстонский психолог Т. К. Бахманн (1977) полагает, что С. и. свойственна уже процессам формирования иконического образа, организации материала для его избирательного структурирования. Эти процессы Бахманн называет ретушированием, У. Найссер -предвниманием. Время предиконического анализа составляет примерно 50 мс. С. и. на уровне предвнимания осуществляется по физическим характеристикам (цвет, форма, яркость и пр.). Различают центральные и периферические механизмы С. и. (М. Эрдели, 1974). К периферическим механизмам С. и. относятся установочные движения глаз, подъем и опускание век, фиксации глаз, изменения диаметра зрачка, аккомодация глаз и др. процессы на рецепторном уровне. Центральные механизмы С. и. - кодирование, избирательное закрепление отобранной информации, распознавание и др. Процессы управления С. и. определяются задачами деятельности, установками, мотивацией субъекта. С. и. - эффективное средство преодоления информационной перегрузки. Однако при всей полезности С. и. она затрудняет познание тех факторов, которые действуют относительно стабильно. Нередко именно постоянные аспекты ситуации легче всего ускользают от внимания и труднее всего поддаются пониманию. (Т. П. Зинченко.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

от лат. selekto — отбор, выбор) — отбор полезной информации в процессе восприятия, который обусловлен его избирательностью и определяется задачами деятельности человека. С. и. осуществляется как в процессе сенсорно-перцептивного, так и словесно-логического анализа и является одним из функциональных механизмов самоконтроля и перцептивного контроля. Механизм С. и. включает в себя как жесткие, так и гибкие звенья. К числу жестких звеньев можно отнести особенности структуры нервной системы и органов чувств, обусловливающие избирательную чувствительность лишь к определенному виду раздражителей, ограниченность доступной одномоментному восприятию области пространства, ограничения в скорости переработки информации. К этой же категории можно отнести наличие у человека некоторых врожденных критериев, на основании которых он способен выделять некоторые области сенсорного пространства как объекты (сигнал), а другие — как фон, а также набор рефлекторных механизмов, лежащих в основе сенсомоторной координации в процессе поиска и отслеживания сигналов. Все эти структуры и механизмы составляют основу для развертывания более гибких и дифференцированных процессов С. и., регулирующих протекание информационных процессов, относящихся к сфере психики. Ведущая роль при этом принадлежит, с одной стороны, субъекту и, с другой стороны, требованиям ситуации (внешним условиям). На основе их осознания и синтеза субъект формирует цели, стратегии и программы поведения, в соответствии с которыми вся поступившая информация оценивается с точки зрения полезности ее использования в интересах достижения этих целей. Большое значение в процессе С. и. имеет вероятностное прогнозирование, что позволяет субъекту строить гипотезы относительно будущих событий. Процессы С. и. могут протекать не только под контролем сознания, но и на бессознательном (непроизвольном автоматизированном) уровне, под непосредственным влиянием доминирующих интенций и в соответствии с индивидуальными стилистическими особенностями переработки информации.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Интерференционные процессы селекции информации при конвергентном/дивергентном мышлении: роль индивид

Каразаева Анастасия Юрьевна, Разумникова Ольга Михайловна
С использованием латерализованного предъявления иерархически организованных букв изучены взаимосвязи интеллекта и креативности с полушарными особенностями внимания и выяснено значение индивидуального профиля моторной асимметрии. Показано, что чем сильнее эффекты интерференции конкурирующих свойств стимулов, тем меньше интеллект и менее выражено типичное доминирование правой руки, но больше креативность. Во взаимосвязи между интеллектом и интерференционными селективными процессами сравнительно большее значение имеет левое полушарие, а между креативностью и эффектом интерференции правое. Индивидуальные стратегии достижения творческой продуктивности связаны со степенью вовлечения правого полушария в решение проблемы и характером межполушарного взаимодействия и зависят как от вербальной или образной природы креативного задания, так и от профиля моторной асимметрии.
Скачать PDF

Особенности селекции информации при креативном мышлении

Разумникова Ольга Михайловна
Выполнен анализ частотно-пространственной организации активности коры головного мозга при креативном мышлении и проведено ее сопоставление с функциями систем внимания. Преобладание целенаправленного фокусирования внимания при постановке проблемы, планировании ее решения или критическом переборе сгенерированных идей сопровождается повышением активации коры, тогда как переход к дефокусированному вниманию к противоположным процессам снижения активации: преимущественно в лобной коре, выполняющей функции исполнительного и поддерживающего внимания, а затем и в задних отделах коры, ответственных за воспроизведение ресурсов знания. Результирующая стратегия селекции информации и соответствующий ей уровень активации коры и взаимодействия полушарий определяется дополнительно мотивацией творческой деятельности и структурой интеллекта, от которых зависит субъективно оцениваемая сложность решаемой задачи.
Скачать PDF

Взаимосвязь конвергентного мышления и полушарных особенностей селекции информации: значение моторной

Загайнова Анастасия Юрьевна
С использованием метода множественной регрессии изучена взаимосвязь полушарных особенностей селективного внимания и моторной асимметрии, с одной стороны, и эффективности конвергентного мышления – с другой. Установлено, что успешность конвергентного мышления связана преимущественно с быстрым и точным восприятием информации на глобальном уровне селекции. В ситуации сравнения для повышения вербального конвергентного мышления необходима высокая точность и скорость сравнения стимулов в левом, а для образного – в правом полушарии.
Скачать PDF

Значение интерференционных процессов селекции информации и моторной асимметрии в эффективности конве

Загайнова Анастасия Юрьевна
С использованием парадигмы Д. Навона – латерализованного предъявления глобальных и локальных стимулов – было изучено значение эффекта интерференции в ситуации идентификации стимулов и моторной асимметрии в эффективности интеллекта и креативности. Было выявлено, что основное значение для образного и вербального компонентов интеллекта имеет эффект интерференции между локальным и глобальным уровнями селекции. Для образного компонента интеллекта более информативны характеристики правополушарных процессов селекции информации, а для вербального – не только правополушарные, но и левополушарные эффекты интерференции. У праворуких усиление интерференционных процессов в ситуации идентификации стимулов соответствует повышению эффективности креативности, а у леворуких – интеллекта.
Скачать PDF

Исследование представлений об информационной безопасности у студентов технических специальностей вуз

Басанова Т.А.
Скачать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода.
Скачать PDF

Психология в обеспечении информационной безопасности личности и общества

Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Информационно-психологическое противоборство с террористами в условиях психологической войны

Кудряшова Г.Н.
В статье рассматривается психологическое противоборство террористам в структуре специальных операций МВД. Автор включает в оборот новые положения о тех эффектах психологического воздействия, которые стали достоянием научной общественности.
Скачать PDF

Информационная структура психодиагностического эксперимента, проводимого в пакетном режиме

Бельтюков М.В.
Скачать PDF

Информационная составляющая процесса профессиональной подготовки студентов-гуманитариев

Булгакова Е.Т.
Скачать PDF

Проблема гуманитаризации информационнообразовательных сред

Гура В.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: