Сексизм Сексолект

Сексизм в общении

Найдено 1 определение:

Сексизм в общении

англ. sexism - гендерная дискриминация, обычно женщин) - одна из форм психич. насилия над личностью, суженое восприятие людей по признаку пола. Понятие возникло в конце прошлого века в американском женском движении по аналогии с расизмом. В отличие от патриархата, узурпирующего властно-имущественные отношения в обществе, идеология С. пропитана явной недооценкой, неравенством шансов и сексуальной эксплуатацией женщин в завуалированных формах: (а) идеализацией женщины как домашней хозяйки, женушки-матери в обществе, где главенствуют мужчины; (б) культом сексуальной привлекательности, сексапильности женского образа, рождающим потребительское, объектное отношение к женщине. Агрессивные формы С. усматриваются в сексуальных домогательствах на работе, когда отказ работодателю в его сексуальных притязаниях сопровождается понижением в должности, уменьшением оклада, нелестными записями в личном деле, отказом в отпуске, поручением скучных или неприятных дел. С. проявляется в разл. воспитании мальчиков и девочек, системе «женских» квот в органах власти и сфере образования и даже в структуре языка, где нет женской формы названия многих профессий. Правда, крайние формы феминизма также базируются на идеологии С., т. к. видят только различия, напряженность и конфликты между мужчинами и женщинами и усматривают полит. освобождение женщин в полном отказе от мужчин, а конкретнее - в лесбиянстве. Различают С. индивидуальный и институциональный. Индивидуальный С. - субъективное убеждение в превосходстве одного пола или гендерной ориентации над другой и конкретное поведение, к-рое выражает это превосходство. Институциональный С. - открытое или скрытое проявление С. в обществ. структурах, политике и практике. Трансляция С. осуществляется через полоролевую социализацию детей и имплицитно поддерживается социальными институтами (Попова, Орешкина, 1995). Жесткая полоролевая социализация детей ограничивает их личностный рост, возможности самореализации и способность справляться со сложностями взрослой жизни, т. к. исходит не из индивидуальных особенностей ребенка (напр., активность/реактивность, чувствительность, эмоциональная лабильность), а из неких усредненных, генерализованных представлений, как правило, отражающих уже прошедший этап развития общества. Главной функцией С., как и полоролевых стереотипов, является сохранение сложившегося положения, удержание власти (Агеев, 1990). С. вызывает психол. проблемы, к примеру - страх проявления и подавление в себе «женских» черт и склонностей (гомофобия у мужчин), боязнь показаться «слишком умной», чувство вины и сомнения в своей половой идентичности (в случае «нетипичных», напр., науч. интересов у женщин); ведет к деформации личности, создает препятствия для развития способностей, порождает внутри- и межличностные конфликты. С. приводит к полоролевым конфликтам, к-рые, в свою очередь, могут быть источником сильного психол. стресса как у мужчин, так и у женщин; причиной того, что мужчины и женщины недооценивают друг друга, испытывают трудности в понимании и во взаимодействии друг с другом. Эмоционально-психол. последствиями таких конфликтов являются страх, гнев, зависть, ненависть, чувство вины, депрессии, что дало основание для причисления С. к формам психопатологии (Albee, 1981). Под патронатом ЮНЕСКО (Мишель, 1986) разработаны специальные рекомендации для предотвращения проявлений С. на институциональном уровне (напр., в телепередачах, школьных учебниках, детских книгах). Американская психол. ассоциация (APA, 1978) приняла рекомендации по предотвращению сексизма в психотерапевтической практике. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. С. Т. Агарков, Л. В. Попова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой. Представлены результаты собственного исследования стилей коммуникативной активности, выполненного с позиций теории интегральной индивидуальности. Описываются разные стили коммуникативной активности мужчин и женщин, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Скачать PDF

О качестве библиотечного общения

Езова Светлана Андреевна
Раскрывается подход к качеству библиотечного общения в ракурсе концепции отношений личности (В. Н. Мясищев) и теории активности (В. Д. Небылицын); характеризуются зарубежные теории межличностных отношений.The approach to the quality of library contacts from the viewpoint of the conception of personality relations (V. N. Mjasischev) and theory of activity (V. D. Nebylitsyn) is shown. Foreign theories of interpersonal relations.
Скачать PDF

Переживания конфликтной ситуации лицами с различной направленностью в общении

Олейник Н.М.
Скачать PDF

Библиотечное общение в ракурсе мыслительной деятельности библиотекаря

Езова Светлана Андреевна
Делаются попытки раскрыть значимость различных видов мышления в осознании библиотекарями смысла библиотечного общения.The author tries to reveal the importance of different types of thinking for a librarian to realize the essence of library communication.
Скачать PDF

Похожие термины: