ЩЕЛОВАНОВ Николай Матвеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Щелованов Николай Матвеевич
(1892–1972) – советский ученый, создал в 1925 г. в Ленинграде клинику нормального развития детей, где за ребенком наблюдали 24 часа в сутки. Там были определены основные показатели развития в первый год жизни, изучен «феномен госпитализма» – задержки физического и психического развития детей в условиях дефицита общения, следствием к–рого бывает повышение числа их заболеваемости и смертности. Его ученицы Н.М. Аскарина и др. разработали и ввели в практику нормативы психофизического развития детей от 0 до 3х лет. Осн. работы: «О воспитании в домах младенца», «Вопросы материнства и младенчества», 1938; «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет», 1965.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЩЕЛОВАНОВ Николай Матвеевич

(1892— 1981) — российский психолог, рефлексолог, д-р медицинских наук (1934), чл.-кор. АМН СССР (1946). После окончания естественно-исторического фак-та Психоневрологического ин-та в Петербурге (1911) работал в нем ассистентом на созданной В.М. Бехтеревым кафедре рефлексологии (1917-1921). В 1918— 1931 гг. работал в Институте по изучению мозга и психической деятельности, где организовал и возглавил в 1927 г. клинику физиологии НС и невропатологии младенчества, а также Отдел генетической рефлексологии (Методы объективного исследования ребенка / под ред. Щ., 1924). В 1931 г. отдел и клиника были переведены в Москву и реорганизованы в Отдел развития и воспитания Центрального НИИ охраны материнства и младенчества (с 1940 г. — Институт педиатрии АМН СССР). Щ. оставался руководителем отдела (до 1961 г.), а также преподавал в медицинских ин-тах Москвы и Ленинграда. Область научной деятельности Щ. — психология и рефлексология развития, детская и педагогическая психология, сравнительная психология. Щ. и его сотрудники проводили психологические наблюдения за детьми раннего возраста (до 3-х лет) (Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца, М., 1939, всоавт.). Ими было впервые доказано, что кора больших полушарий головного мозга начинает функционировать с первого месяца жизни младенца. Была установлена оптимальная продолжительность сна и бодрствования в первые 3 года жизни и суточная потребность ребенка в сне. На основе полученных данных Щ. были предложены физиологически обоснованные режимы, разработана система воспитания детей раннего возраста (Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / под ред. Щ. и Н.М. Аксариной, М.,1955, I960.). В ходе исследований были выявлены и описаны особенности поведения младенца, такие как комплекс оживления, особенности детской ходьбы и хватательных рефлексов. Щ. разрабатывал также проблемы сравнительной психологии человека и животных. И.Е. Сироткина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005