(1929—1994) — российский философ, психолог, методолог, создатель научной школы методологии. Канд. философских наук (1964). В 1946 г. поступил на физический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1949 г. перевелся на второй курс философского фак-та МГУ (философские вопросы естествознания, логика и методология науки), который закончил в 1953 г. В 1952— 1954 гг. создает (вместе с Б.А. Грушиным, А.А. Зиновьевым и М.К. Мамардашвили) Московский логический кружок (МЛК), явившийся предшественником Московского методологического кружка — ММК (1955), который Щ. вел до конца своей жизни. После окончания ун-та работает школьным учителем (1951—1958), одновременно разрабатывает проблемы взаимоотношений педагогики и логики, социологии и психологии; проводит исследования мыслительной деятельности, способов решения детьми арифметических задач, роли игровой деятельности в детском сообществе и т.п. (Языковое мышление и его анализ — тема его кандидатской диссертации). Опыт изучения, с одной стороны, процедур и процессов мышления на материале истории науки и, с другой стороны, формирования мыслительных навыков в процессе обучения был отрефлек-сирован в идее и программе разработки новой (содержательно-генетической) логике или, шире, эпистемологии. В 1958 Щ. оставляет преподавание в школе и переходит в Издательство АПН РСФСР. Одновременно работает в отделе теории журнала Вопросы психологии. Укрепляет и расширяет контакты с психологами, приобретшие регулярный характер начиная с 1954—1955 гг. В 1958 г. организует (совместно с В.В. Давыдовым и под патронажем П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике (при Обществе психологов СССР), первое официальное междисциплинарное объединение (ММК) — пока еще в основном философов и психологов. В 1960 г. становится научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, где создает программу операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления. В 1960-е гг. разрабатывает представление об объективной структуре мыслительной деятельности, реконструируемой методологическими, по преимуществу, средствами и метод нормативного анализа деятельности. Используя в качестве системообразующей категорию норма (культурная норма), преобразует операционально-дея-тельностный подход в культурно-нормативный (нормативно-деятельностный), развивает методологический вариант теории деятельности. В эти же годы объединяет методологические исследования с системным подходом и разрабатывает основы методологии системно-структурных исследований и разработок (ССМ, позже СМД-методология). Этому способствовал организованный им в 1962 г. (совместно с В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике при совете по кибернетике АН СССР — одна из форм и стадий развития ММК. С 1965 г. работает в проектно-ис-следовательских организациях до перехода в 1974 г. в Московский областной государственный институт физической культуры. В конце 70-х гг. реформирует ММК, который становится органом трансляции практических форм организации мысле-деятельности по образу методологического семинара (самого ММК), с его особыми организованностями мышления и деятельности, как самовоспроизводящейся формой междисциплинарной коллективной интеллектуальной коммуникации. В 1980-е гг. Щ., совместно с учениками и последователями, разрабатывает и отрабатывает специальные средства такой трансляции — организационно-деятель-ностные игры (ОДИ), своеобразные гибридные игры, соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса. Организация и проведение ОДИ, разработка средств их интеллектуально-организационного обеспечения — основная его тема в НИИ ОиПП АПН СССР, куда он в 1980 г. переходит на работу (лаборатория принятия решений и психологии оргуправленческой деятельности). С 1983 по 1992 г. Щ. работает в проектно-иссле-довательских организациях. С 1988 г. организует при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ, а при комитете печатный орган — журнал Вопросы методологии , в котором он — гл. ред. За период 1979—1991 гг. организовал и провел свыше 90 игр (с количеством участников от десяти до нескольких сот человек), предметно-тематическим содержанием которых были педагогика и психология, наука и производство, право и экология, экономика и управление и т.д. и т.п. В ходе проведения широкомасштабных ОДИ обучил, воспитал и приобщил к методологическому движению сотни специалистов, демонстрируя и передавая им уникальный опыт педагога-организатора. Основные соч.Щ. представлены в Избранных трудах, М.,1995. А.А. Пископпель
ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович
ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005