/санскр. sati – добродетельная; англ. suttee/, в Индии обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа (1).
Упоминается в Ведах, памятнике древ.-инд. литературы конца II – начала I тысячелетия до н. э. Символизирует супружескую верность и самопожертвование. Сати – одно из имен богини Деви, жены (1) бога Шивы. Согласно легенде, ее отец Дакш Праджапати не захотел пригласить зятя на пир. Обидевшись за мужа, Сати взошла на жертвенный костер. Ее пепел развеялся по земле и там, где он падал, возникали озера.
Обычай С. проник на территорию Индии из Центральной Азии. Женщины местных кочевых племен подвергали себя самосожжению, чтобы не оказаться добычей чужеземных завоевателей. В V в. до н. э. С. был запрещен, однако в V – VII в.в. н.э. вновь возродился. Получил широкое распространение в конце XVIII – начале XIX в. в. Несмотря на запрет англ. колониальных властей в 1829, продолжал существовать нелегально. Жены, совершившие С., причислялись к лику святых, в их честь сооружались храмы и святилища.
«В древних легендах воспета любовь женщин, покончивших с собой на костре мужа – немногих настолько храбрых, фанатичных или обезумевших от горя, что они решились на столь ужасную гибель, оставив детей и родных, вместо того чтобы нести через жизнь память любимого. Случаи эти польстили ревнивому чувству собственников, никак не мирившихся с мыслью оставить принадлежавших им красавиц жить после себя, чтобы они любили еще кого-то. Только так, Даярам, других чувств тут не было! И во время мусульманского завоевания Индии, после того, как тысячи героинь покончили с собой, бросаясь в пламя горевших, осажденных городов, чтобы не достаться победителю, Сати вошло в обычай. Сначала это была мода, установленная принцами крови, магараджами, потом распространившаяся как признак хорошего тона на другие касты и слои населения от брахманов до шудр.» И. Ефремов. Лезвие бритвы.
0.00 байт
Истоки и священный смысл ритуала сати: социологическая интерпретация
Предлагается систематизация накопленных в индологии знаний об истоках и священном смысле ритуала сати и их социологическая интерпретация.