Саногенное мышление в общении

Найдено 1 определение
Саногенное мышление в общении
СГМ) - теория и практика управления своими эмоциями (в частности, такими отрицательными эмоциями, как обида, вина, гнев, зависть, стыд и др.), затрудняющими О., путем осознания и управления теми умственными операциями, к-рые автоматически порождают соответственную эмоцию. Технология обучения СГМ позволяет установить неуместность тех или иных умственных операций и выбрать уместные, расширяя тем самым многообразие ходов мысли, раскрепощая ее, предлагая новые умственные программы, что в итоге способствует предотвращению хронизации отрицательных эмоциональных переживаний. Теория и практика СГМ предложена Ю. М. Орловым (1991) в контексте санологии (комплексное направление медицинской науки и практики, изучающее здоровье). Принципы оздоровляющего мышления зародились в античной философии. Чтобы обслуживать человека, философ должен был научиться отличать системы мышления, к-рые приносят вред человеку, умножая его страдания и беспокойство, от других, к-рые способствуют достижению блага, атараксии, блаженства, счастья. Начиная с Эпикура, в античной философии общепринятым считался тезис о том, что мудрость состоит в различении вещей зависящих от нас и независящих. Человек должен научиться распознавать отдаленные последствия своих поступков, к-рые могут быть благоприятными и неблагоприятными. Эпикур предлагал каждому установить для себя предел, за к-рый он не хотел бы переходить, если бы даже и мог. Сенека предлагал отказаться от симбиотических отношений с людьми, следуя непривязанному отношению к дружбе, любви, богатству и даже жизни. Стоической философии мы обязаны принципом реалистичности в мышлении. Философия отношения к разным вещам формулирует требование соразмерности своих притязаний в жизни со своими способностями и иными возможностями. Понятие благоразумия Аристотелем рассматривалось как антитеза распущенности. Любое отклонение в сторону недостатка или избытка в удовлетворениях и удовольствиях им рассматривалось как порок, к-рый ведет к неблагополучию. Античность знала лишь 2 средства управления эмоциями подавление их и сдерживание внеш. проявления. В философии обыденной жизни каждой личностью решается задача объяснить (в первую очередь себе), почему обстоятельства таковы, а не иные. Понимание является условием эффективной ориентировки в жизненных ситуациях и принятия эффективных решений по тем или иным вопросам. Философия обыденной жизни человека в свою очередь определяет специфику его обыденного мышления. Мышление может работать и на то, чтобы уменьшить страдания от неудачи, поражения, необязательности близких, возникших препятствий в О. и пр. Многое зависит от способов мышления. Осн. принципы СГМ («здравомыслия»): а) принцип уместности умственных операций, б) принцип осознания привычек собственного ума, в) принцип интроспекции, г) принцип научности обыденного мышления. Противоположно саногенному патогенное мышление (ПГМ) - это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. ПГМ предполагает слепое следование привычным стереотипам обыденного мышления, без осознания его последствий. Это не патологическое, а вполне норм. мышление, но оно патогенно. Обыденное патогенное мышление продлевает возникший стресс далеко за пределы объективного воздействия стрессора, приписывает нередко нейтральной ситуации свойства стрессовой. Практика обучения СГМ - отеч. синтетическая психотехнология, разработанная в 1980-е гг. независимо от зап. теории эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых практических задач. Являясь оригинальной авторской технологией работы с эмоциями, теория СГМ использует данные теории дифференциальных эмоций, в нек-рых своих идеях близка теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, практика обучения СГМ использует отдельные приемы, разработанные в контексте когнитивной (в частности, рационально-эмотивной психотерапии). Технология обучения доведена до уровня, позволяющего самост. усвоение СГМ. Используется для коррекции негативных эмоционально-насыщенных отношений человека к себе, к др. людям, сопровождающихся отрицательными эмоциями. Лит.: Орлов Ю. М. Саногенное мышление. М., 1991; Он же. Исцеление философией. М., 1997. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011