Самоэффективность

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Самоэффективность
self-efficacy). To, что индивидуум способен предпринять в некоторой данной ситуации.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Самоэффективность
self-efficacy) - идея, что человек может овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ
SELF-EFFICACY). В социально-когнитивной теории суждения людей относительно их способности вести себя релeвантно специфической задаче или ситуации. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с.705)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Самоэффективность
Self-efficacy). Концепция, предложенная Бандурой, в которой подразумевается убежденность индивидуума в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно являлось результативным.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Самоэффективность
self-efficacy) – в необихевиоризме - термин А.Бандуры, обозначает ощущение индивидом своей способности и возможностей справляться с определенным набором проблемных ситуаций, которые возникают в его жизни.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Самоэффективность
свойство личности, концептуально описанное А.Бандурой, подразумевающая убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы оно было продуктивным.

Источник: Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь

Самоэффективность
Self-efficacy) — чувство собственной компетентности и эффективности. Отличается от самоуважения и чувства собственного достоинства. К примеру, у спортсмена может быть высокая самоэффективность и низкая самооценка.

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

Самоэффективность
Self-efficacy) — Внутренняя убежденность индивида в том, что он обладает необходимыми потенциальными возможностями и уровнем компетентности для выполнения рабочей задачи, реализации ролевых ожиданий или возможности успешно справиться с трудной ситуацией.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

Самоэффективность
свойство личности, характеризующее способность человека управлять своим развитием п деятельностью в целях эффективного достижения поставленных задач. Эквивалентными и близкими понятиями являются «самоактуализация» (по А. Маслоу): человек как «активный субъект своей жизнедеятельности» (по А. В. Брушлинскому).

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Самоэффективность
Self-efficacy). Суждения людей относительно их способности вести себя релевантно специфической задаче или ситуации. В качестве причин изменения самоэффективности Бандура рассматривает опыт непосредственной деятельности (mastery experiences), косвенный опыт (vicarious experiences), общественное мнение, а также физическое и эмоциональное состояние человека.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Самоэффективность
self-efficacy) Источники эффективности Вера людей в свою эффективность происходит из четырех осн. источников. Наиболее эффективный способ уверовать в собственную эффективность - достичь высоких рез-тов в чем-либо. Успехи закладывают основу устойчивого убеждения чел. в личной эффективности. Неудачи разрушают его, особенно если неудачи возникают до того, как чувство эффективности упрочилось. Второй способ - соц. моделирование. Модели служат источниками знаний и мотивации. Наблюдение похожих на себя, упорно продвигающихся к своим целям и добивающихся в конечном итоге успеха людей усиливает веру наблюдателей в собственные способности. Соц. побуждение яв-ся третьим способом влияния. Реалистические стимулы эффективности могут побуждать людей прилагать больше усилий, что увеличивает их шансы на успех. При оценке собственных возможностей люди тж отчасти опираются на оценки своего физиолог. состояния. Четвертым путем в изменении убеждений людей в собственной эффективности яв-ся снижение острых физиолог. реакций или изменение способов интерпретации своих физиолог. состояний. Инициируемые эффективностью процессы Убеждения в С. регулируют функционирование субъекта посредством четырех осн. процессов: когнитивного, мотивационного, эмоционального и селективного. Когнитивные процессы. Влияние убеждений в С. на когнитивные процессы принимает различные формы. Большая часть челов. поведения яв-ся целенаправленной и регулируется заранее обдуманными и осознанными целями. На постановку целей субъектом влияет его самооценка собственных способностей. Чем сильнее воспринимаемое чувство С., тем более высокие цели ставит перед собой субъект и тем большую настойчивость в их достижении демонстрирует. Большинство линий поведения предварительно формируется в мышлении. Убеждения людей в собственной эффективности влияют на типы сценариев, к-рые они конструируют и репетируют в своем воображении. Люди, обладающие сильным чувством С., вырабатывают сценарии успеха, к-рые обеспечивают их положительными ориентирами в последующем выполнении. Люди, считающие себя неэффективными, более склонны вырабатывать сценарии неудач, к-рые препятствуют успеху в выполнении, акцентируя их внимание на личных недостатках и на возможных отклонениях хода событий от желаемого направления. Осн. функция мышления заключается в предоставлении людям возможностей прогнозировать ход событий и вырабатывать средства контроля над теми событиями, к-рые могут оказывать влияние на их повседневную деятельность. Установление причинно-следственных отношений между происходящими событиями и между действиями и их последствиями требует эффективности и слаженности когнитивных процессов обработки разнородной и во многом неопределенной и противоречивой информ. Чем сильнее чувство личной эффективности, тем более эффективными оказываются люди в своем аналитическом мышлении и формировании успешных способов действий. Мотивационные процессы. Убеждения в С. играют центральную роль в саморегуляции мотивации. Большая часть челов. мотивации формируется на основе когнитивных процессов. При когнитивной мотивации люди сами мотивируют себя и руководят собственными действиями посредством предварительного проигрывания их в мысленном плане. Они формируют представления в отношении того, что они могут сделать, оценивают вероятную эффективность возможных действий, ставят перед собой цели и планируют способы достижения будущих ценных последствий. Различные теории - теория атрибуции, теория "ожидания - ценности" и теория цели - охватывают эти разнообразные формы когнитивных мотиваторов. Восприятие собственной эффективности яв-ся одним из центральных факторов во всех этих различных формах когнитивной мотивации. Убеждения в С. оказывают влияние на характер каузальной атрибуции успехов и неудач. Люди действуют в соответствии со своими убеждениями в отношении того, что они могут сделать и какими будут вероятные последствия различных действий. Поэтому воздействие ожидаемых последствий на мотивацию отчасти регулируются убеждениями в собственной эффективности. Существует много видов деятельности, к-рые при условии их надлежащего выполнения гарантируют ценные последствия, но они не избираются людьми, к-рые сомневаются в том, что они обладают достаточным для этого уровнем способностей. Аффективные процессы. Механизм С. тж играет центральную роль в саморегуляции аффективных состояний. Существуют 3 осн. способа, посредством к-рых убеждения в С. влияют на характер и интенсивность эмоциональных переживаний. Такие убеждения вызывают смещения внимания и влияют на то, каким образом интерпретируются и когнитивно репрезентируются потенциально аверсивные жизненные события; они оказывают воздействие на осуществление контроля над вызывающими беспокойство и тревогу мыслями; и они способствуют линиям действия, к-рые преобразуют тягостные условия существования в более благоприятные. Эти альтернативные пути аффективного влияния подробно описаны в исслед. по саморегуляции состояний тревоги и депрессии. Люди, убежденные в собственной способности осуществлять контроль над потенциальными угрозами, не продуцируют беспокоящих и тревожных образов и поэтому не испытывают на себе их разрушающего воздействия. Те же, кто убежден в собственной неспособности справиться с потенциальными угрозами, переживают высокие уровни тревожного возбуждения. Они преимущественно фиксируют внимание на своих недостатках, рассматривают различные стороны своего окружения как чреватые опасностью, преувеличивают серьезность возможных угроз и изводят себя мыслями о последствиях, к-рые редко (если вообще когда-либо) происходят. Вследствие такого неэффективного мышления они сами себя расстраивают и существенно ограничивают и снижают свой уровень функционирования. При этом не столько частота беспокоящих состояний, сколько воспринимаемая собственная неэффективность отвлекает их внимание от того, что яв-ся главным источником дистресса. Селективные процессы. Последний способ, к-рым убеждения в С. вносят свой вклад в челов. адаптацию и изменение, связан с селективными процессами. Убеждения в личной эффективности формируют сам образ жизни посредством отбора занятий и условий окружения. Люди склонны избегать тех занятий и ситуаций, к-рые, как они полагают, превышают уровень их способностей, но они охотно вовлекаются в ту деятельность и предпочитают то соц. окружение, к-рые отвечают их оценкам собственных способностей. Любой фактор, влияющий на выбор поведения, способен оказывать глубокое воздействие на направление индивидуального развития. Это происходит потому, что соц. влияния, исходящие из выбранного людьми окружения, продолжают обеспечивать поддержку определенным знаниям, ценностям и интересам после того, как принятое решение произвело свой инаугурационный эффект. Выбор профессии и развитие карьеры далеко не единственный пример влияния убеждений в С. на характер жизненного пути через связанные с выбором процессы. Рез-ты многочисленных исслед., касающихся разнообразных эффектов воспринимаемой личной эффективности, можно обобщить следующим образом: люди, обладающие слабо выраженным чувством эффективности в определенной области функционирования, уклоняются от выполнения трудных задач, к-рые они склонны воспринимать как личные угрозы; характеризуются низким уровнем притязаний и низкой приверженностью тем целям, к-рые они выбирают; концентрируют свое внимание на самооценочных аспектах, нежели на том, как справиться с заданием; поглощены мыслями о личных недостатках, препятствиях и негативных последствиях; приписывают причины неудачи недостатку способностей; снижают свои усилия или быстро отказываются от дальнейшего выполнения задания при возникновении затруднений; медленно восстанавливают свое чувство эффективности после неудач или снижения успешности; подвержены состояниям стресса и депрессии. В противоположность им, люди с сильно выраженным чувством личной эффективности рассматривают трудные задачи как вызов, позволяющий им продемонстрировать свои способности, а не как угрозы, к-рых следует избегать; ставят перед собой высокие и ответственные цели и демонстрируют высокую приверженность и настойчивость в их достижении; концентрируют свое внимание на аспектах, связанных с заданием, что позволяет им эффективно с ним справляться; приписывают причины неудачи недостатку усилий или недостатку знаний и умений, к-рый можно восполнить; увеличивают усилия при возникновении затруднений; быстро восстанавливают свое чувство эффективности после неудач или снижения успешности; проявляют низкую подверженность состояниям стресса и депрессии. См. также Торможение поведения, Сгорание, Диспозициональные группы, Ободрение, Свобода воли, Здоровая личность, Мотивация А. Бандура

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
231.81 кб

Самоэффективность как предиктор эффективного и безопасного поведения личности

Погорелов Александр Александрович
Рассматриваются различные теоретические подходы к изучению понятия самоэффективность. Излагаются основные положения теории самоэффективности А. Бандуры, а также теорий, имеющих отношение к понятию самоэффективности.
Читать PDF
1.57 мб

Личностная самоэффективность студентов-психологов

Гайдар Марк Игоревич
Читать PDF
164.38 кб

Самоэффективность как самооценочная характеристика готовности будущих менеджеров к профессиональной

Кобец В. Н.
В статье показана возможность изучения уровня самоэффективности как самооценочной характеристики готовности будущих менеджеров к различным аспектам профессиональной деятельности.
Читать PDF
480.11 кб

О содержании и соотношении понятий «Личная эффективность» и «Самоэффективность» в психологической на

Лощакова Анна Борисовна
В статье предпринята попытка уточнить содержание и дать авторское определение термина «личная эффективность», а также соотнести его с близким по смыслу, но не идентичным понятием «самоэффективность».
Читать PDF
853.67 кб

Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей

Поливанова Катерина Николаевна, Вопилова Ирина Евгеньевна, Козьмина Яна Яковлевна, Нисская Анастасия Константиновна, Сивак Елизавета Викторовна
Рассматриваются основ-ные этапы в развитии образовательныхпрограмм для родителей в странах Ев-ропы, США и в России, выделяются ихсодержательные и организационныеособенности.
Читать PDF
352.38 кб

Самоэффективность учителя и учебная деятельность учащихся (по материалам зарубежных публикаций)

Собкин Владимир Самуилович, Фомиченко Анна Сергеевна
Статья посвящена изучению влияния самоэффективности учителя на учебную деятельность учащихся. Дается характеристика явления самоэффективности и определяются факторы, влияющие на ее развитие.
Читать PDF
140.84 кб

Самоэффективность личности как ресурс повышения результативности педагогической деятельности

Гордиенко Наталья Викторовна, Айрапетова Диана Арсеновна, Гагиева Мадина Башировна, Елагина Анастасия Алексеевна, Пасечник Валерия Викторовна
Исследована проблема самоэффективности личности педагога, которая рассматривается авторами как позиция человека, его убеждения в личной способности эффективно реализовывать собственные профессиональные потребности в тех или иных у
Читать PDF
328.98 кб

Самоэффективность как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления

Селезнёва Елена Владимировна
В статье представлены история разработки понятия самоэффективность и сущностная характеристика данного явления. Самоэффективность рассматривается как компонент самосознания и личностное метакачество человека.
Читать PDF
115.85 кб

ВЛИЯЮТ ЛИ НА РОДИТЕЛЬСКУЮ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗНОГЛАСИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ ПО ПОВОДУ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ

Козьмина Яна Яковлевна, Сивак Елизавета Викторовна
Родительская самоэффективность, или самооценка своей компетентности в роли родителя и удовлетворенность этой ролью, в исследованиях признается важным фактором, влияющим на «качество» родительских практик и развитие детей.
Читать PDF
289.57 кб

Самоэффективность как необходимый элемент формирования компетенции в медицинском образовании: взгляд

Гацура С.В., Гацура О.А., Майчук Е.Ю.
В статье авторы обращаются к концепту самоэффективности применительно к высшему медицинскому образованию, обосновывают его значение для формирования компетентного врача, дают обзор существующих инструментов для оценки общей, акаде
Читать PDF
3.97 мб

Обучающие программные комплексы «Жизнь замечательных мелодий» и «Профессиональная самоэффективность

В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько, Э. М. Габитова, Л. В. Вахидова, Л. Р. Саитова
Значительный культурологический потенциал музыкального аудиоконтента предполагает использование современных информационно-технологических методов обращения с ним.
Читать PDF
168.74 кб

Карьерные ориентации специалистов с высоким уровнем самоэффективности в профессиональной деятельност

Митицина Елена Александровна, Иванова Наталья Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Динамика личностной самоэффективности студентовпсихологов в период обучения в вузе

Гайдар Марк Игоревич
Обсуждается актуальная проблема личностной самоэффективности студентовпсихологов. Выявлен нелинейный характер динамики личностной самоэффективности будущих психологов в период обучения в вузе.
Читать PDF
273.30 кб

Исследование структуры самоэффективности в раннем юношеском возрасте

Погорелов Александр Александрович
Отражено исследование структуры общей и специфичной самоэффективности у испытуемых раннего юношеского возраста. Рассматривается структура специфичной самоэффективности преодоления трудных ситуаций, значимых для испытуемых.
Читать PDF
0.00 байт

Методические вопросы психодиагностики личностной самоэффективности студентов-психологов

Гайдар Марк Игоревич
В статье анализируются имеющиеся в психологии диагностические инструменты изучения самоэффективности, делается вывод об ограниченности их возможностей для диагностики личностной самоэффективности психолога.