Самоэффективность это что такое Самоэффективность: определение — Психология.НЭС
Самочувствие. Активность. Настроение. Тест САМРАИЛОВА ЕКАТЕРИНА КОНСТАНТИНОВНА

Самоэффективность

Найдено 14 определений термина Самоэффективность

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Самоэффективность

self-efficacy) Источники эффективности Вера людей в свою эффективность происходит из четырех осн. источников. Наиболее эффективный способ уверовать в собственную эффективность - достичь высоких рез-тов в чем-либо. Успехи закладывают основу устойчивого убеждения чел. в личной эффективности. Неудачи разрушают его, особенно если неудачи возникают до того, как чувство эффективности упрочилось. Второй способ - соц. моделирование. Модели служат источниками знаний и мотивации. Наблюдение похожих на себя, упорно продвигающихся к своим целям и добивающихся в конечном итоге успеха людей усиливает веру наблюдателей в собственные способности. Соц. побуждение яв-ся третьим способом влияния. Реалистические стимулы эффективности могут побуждать людей прилагать больше усилий, что увеличивает их шансы на успех. При оценке собственных возможностей люди тж отчасти опираются на оценки своего физиолог. состояния. Четвертым путем в изменении убеждений людей в собственной эффективности яв-ся снижение острых физиолог. реакций или изменение способов интерпретации своих физиолог. состояний. Инициируемые эффективностью процессы Убеждения в С. регулируют функционирование субъекта посредством четырех осн. процессов: когнитивного, мотивационного, эмоционального и селективного. Когнитивные процессы. Влияние убеждений в С. на когнитивные процессы принимает различные формы. Большая часть челов. поведения яв-ся целенаправленной и регулируется заранее обдуманными и осознанными целями. На постановку целей субъектом влияет его самооценка собственных способностей. Чем сильнее воспринимаемое чувство С., тем более высокие цели ставит перед собой субъект и тем большую настойчивость в их достижении демонстрирует. Большинство линий поведения предварительно формируется в мышлении. Убеждения людей в собственной эффективности влияют на типы сценариев, к-рые они конструируют и репетируют в своем воображении. Люди, обладающие сильным чувством С., вырабатывают сценарии успеха, к-рые обеспечивают их положительными ориентирами в последующем выполнении. Люди, считающие себя неэффективными, более склонны вырабатывать сценарии неудач, к-рые препятствуют успеху в выполнении, акцентируя их внимание на личных недостатках и на возможных отклонениях хода событий от желаемого направления. Осн. функция мышления заключается в предоставлении людям возможностей прогнозировать ход событий и вырабатывать средства контроля над теми событиями, к-рые могут оказывать влияние на их повседневную деятельность. Установление причинно-следственных отношений между происходящими событиями и между действиями и их последствиями требует эффективности и слаженности когнитивных процессов обработки разнородной и во многом неопределенной и противоречивой информ. Чем сильнее чувство личной эффективности, тем более эффективными оказываются люди в своем аналитическом мышлении и формировании успешных способов действий. Мотивационные процессы. Убеждения в С. играют центральную роль в саморегуляции мотивации. Большая часть челов. мотивации формируется на основе когнитивных процессов. При когнитивной мотивации люди сами мотивируют себя и руководят собственными действиями посредством предварительного проигрывания их в мысленном плане. Они формируют представления в отношении того, что они могут сделать, оценивают вероятную эффективность возможных действий, ставят перед собой цели и планируют способы достижения будущих ценных последствий. Различные теории - теория атрибуции, теория "ожидания - ценности" и теория цели - охватывают эти разнообразные формы когнитивных мотиваторов. Восприятие собственной эффективности яв-ся одним из центральных факторов во всех этих различных формах когнитивной мотивации. Убеждения в С. оказывают влияние на характер каузальной атрибуции успехов и неудач. Люди действуют в соответствии со своими убеждениями в отношении того, что они могут сделать и какими будут вероятные последствия различных действий. Поэтому воздействие ожидаемых последствий на мотивацию отчасти регулируются убеждениями в собственной эффективности. Существует много видов деятельности, к-рые при условии их надлежащего выполнения гарантируют ценные последствия, но они не избираются людьми, к-рые сомневаются в том, что они обладают достаточным для этого уровнем способностей. Аффективные процессы. Механизм С. тж играет центральную роль в саморегуляции аффективных состояний. Существуют 3 осн. способа, посредством к-рых убеждения в С. влияют на характер и интенсивность эмоциональных переживаний. Такие убеждения вызывают смещения внимания и влияют на то, каким образом интерпретируются и когнитивно репрезентируются потенциально аверсивные жизненные события; они оказывают воздействие на осуществление контроля над вызывающими беспокойство и тревогу мыслями; и они способствуют линиям действия, к-рые преобразуют тягостные условия существования в более благоприятные. Эти альтернативные пути аффективного влияния подробно описаны в исслед. по саморегуляции состояний тревоги и депрессии. Люди, убежденные в собственной способности осуществлять контроль над потенциальными угрозами, не продуцируют беспокоящих и тревожных образов и поэтому не испытывают на себе их разрушающего воздействия. Те же, кто убежден в собственной неспособности справиться с потенциальными угрозами, переживают высокие уровни тревожного возбуждения. Они преимущественно фиксируют внимание на своих недостатках, рассматривают различные стороны своего окружения как чреватые опасностью, преувеличивают серьезность возможных угроз и изводят себя мыслями о последствиях, к-рые редко (если вообще когда-либо) происходят. Вследствие такого неэффективного мышления они сами себя расстраивают и существенно ограничивают и снижают свой уровень функционирования. При этом не столько частота беспокоящих состояний, сколько воспринимаемая собственная неэффективность отвлекает их внимание от того, что яв-ся главным источником дистресса. Селективные процессы. Последний способ, к-рым убеждения в С. вносят свой вклад в челов. адаптацию и изменение, связан с селективными процессами. Убеждения в личной эффективности формируют сам образ жизни посредством отбора занятий и условий окружения. Люди склонны избегать тех занятий и ситуаций, к-рые, как они полагают, превышают уровень их способностей, но они охотно вовлекаются в ту деятельность и предпочитают то соц. окружение, к-рые отвечают их оценкам собственных способностей. Любой фактор, влияющий на выбор поведения, способен оказывать глубокое воздействие на направление индивидуального развития. Это происходит потому, что соц. влияния, исходящие из выбранного людьми окружения, продолжают обеспечивать поддержку определенным знаниям, ценностям и интересам после того, как принятое решение произвело свой инаугурационный эффект. Выбор профессии и развитие карьеры далеко не единственный пример влияния убеждений в С. на характер жизненного пути через связанные с выбором процессы. Рез-ты многочисленных исслед., касающихся разнообразных эффектов воспринимаемой личной эффективности, можно обобщить следующим образом: люди, обладающие слабо выраженным чувством эффективности в определенной области функционирования, уклоняются от выполнения трудных задач, к-рые они склонны воспринимать как личные угрозы; характеризуются низким уровнем притязаний и низкой приверженностью тем целям, к-рые они выбирают; концентрируют свое внимание на самооценочных аспектах, нежели на том, как справиться с заданием; поглощены мыслями о личных недостатках, препятствиях и негативных последствиях; приписывают причины неудачи недостатку способностей; снижают свои усилия или быстро отказываются от дальнейшего выполнения задания при возникновении затруднений; медленно восстанавливают свое чувство эффективности после неудач или снижения успешности; подвержены состояниям стресса и депрессии. В противоположность им, люди с сильно выраженным чувством личной эффективности рассматривают трудные задачи как вызов, позволяющий им продемонстрировать свои способности, а не как угрозы, к-рых следует избегать; ставят перед собой высокие и ответственные цели и демонстрируют высокую приверженность и настойчивость в их достижении; концентрируют свое внимание на аспектах, связанных с заданием, что позволяет им эффективно с ним справляться; приписывают причины неудачи недостатку усилий или недостатку знаний и умений, к-рый можно восполнить; увеличивают усилия при возникновении затруднений; быстро восстанавливают свое чувство эффективности после неудач или снижения успешности; проявляют низкую подверженность состояниям стресса и депрессии. См. также Торможение поведения, Сгорание, Диспозициональные группы, Ободрение, Свобода воли, Здоровая личность, Мотивация А. Бандура
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

SELF-EFFICACY). В социально-когнитивной теории суждения людей относительно их способности вести себя релeвантно специфической задаче или ситуации. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с.705)

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

см. Эффективность личности.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Самоэффективность

Self-efficacy). Суждения людей относительно их способности вести себя релевантно специфической задаче или ситуации. В качестве причин изменения самоэффективности Бандура рассматривает опыт непосредственной деятельности (mastery experiences), косвенный опыт (vicarious experiences), общественное мнение, а также физическое и эмоциональное состояние человека.

Источник: Glossary of "Personality & Personal Growth"

Самоэффективность

Self-efficacy). Концепция, предложенная Бандурой, в которой подразумевается убежденность индивидуума в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно являлось результативным.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.122

Самоэффективность

self-efficacy) - идея, что человек может овладеть необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Термин Бандуры для обозначения ощущения индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Самоэффективность

Self-efficacy) — чувство собственной компетентности и эффективности. Отличается от самоуважения и чувства собственного достоинства. К примеру, у спортсмена может быть высокая самоэффективность и низкая самооценка.

Источник: Социальная психология. Интенсивный курс. Глоссарий по книге

Самоэффективность

self-efficacy). To, что индивидуум способен предпринять в некоторой данной ситуации.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Самоэффективность

свойство личности, характеризующее способность человека управлять своим развитием п деятельностью в целях эффективного достижения поставленных задач. Эквивалентными и близкими понятиями являются «самоактуализация» (по А. Маслоу): человек как «активный субъект своей жизнедеятельности» (по А. В. Брушлинскому).

Источник: Современная психология труда: глоссарий

Самоэффективность

Self-efficacy) — Внутренняя убежденность индивида в том, что он обладает необходимыми потенциальными возможностями и уровнем компетентности для выполнения рабочей задачи, реализации ролевых ожиданий или возможности успешно справиться с трудной ситуацией.

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

Самоэффективность

свойство личности, концептуально описанное А.Бандурой, подразумевающая убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы оно было продуктивным.

Источник: Краткий акмеологический словарь

Самоэффективность

self-efficacy) – в необихевиоризме - термин А.Бандуры, обозначает ощущение индивидом своей способности и возможностей справляться с определенным набором проблемных ситуаций, которые возникают в его жизни.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Самоэффективность

термин А. Бандуры, который обозначает ощущение индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни.

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Найдено рефератов по теме Самоэффективность — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Самоэффективность как предиктор эффективного и безопасного поведения личности

Погорелов Александр Александрович
Рассматриваются различные теоретические подходы к изучению понятия самоэффективность. Излагаются основные положения теории самоэффективности А. Бандуры, а также теорий, имеющих отношение к понятию самоэффективности. Новизна исследования заключается в том, что сделан целостный теоретический анализ понятия самоэффективности как важной личностной характеристики. Раскрыто место конструкта самоэффективность в психологической теории. Отражены позитивные аспекты ее влияния на эффективность деятельности личности, успешность ее совладания с трудными ситуациями и на безопасность ее поведения.
Скачать PDF

Личностная самоэффективность студентов-психологов

Гайдар Марк Игоревич
Скачать PDF

Самоэффективность как самооценочная характеристика готовности будущих менеджеров к профессиональной

Кобец В. Н.
В статье показана возможность изучения уровня самоэффективности как самооценочной характеристики готовности будущих менеджеров к различным аспектам профессиональной деятельности.
Скачать PDF

О содержании и соотношении понятий «Личная эффективность» и «Самоэффективность» в психологической на

Лощакова Анна Борисовна
В статье предпринята попытка уточнить содержание и дать авторское определение термина «личная эффективность», а также соотнести его с близким по смыслу, но не идентичным понятием «самоэффективность». Это необходимо для однозначного и корректного использования специальной терминологии как важного условия развития научных психологических знаний.
Скачать PDF

Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей

Поливанова Катерина Николаевна, Вопилова Ирина Евгеньевна, Нисская Анастасия Константиновна, Сивак Елизавета Викторовна
Рассматриваются основ- ные этапы в развитии образовательных программ для родителей в странах Ев- ропы, США и в России, выделяются их содержательные и организационные особенности. Первым этапом станов- ления институализированного образо- вания для родителей являются возник- шие в конце XIX — начале XX в. школы для матерей, ориентированные на ин- формирование родителей по вопро- сам гигиены и здоровья. Второй этап — появление в начале 60‑х годов XX в. тренингов, рассчитанных на разви- тие родительских компетенций и на- выков. И наконец, наиболее совре- менным трендом в проектировании образовательных программ для ро- дителей можно считать программы, на- целенные на работу с личностью ро- дителя, его самоэффективностью, т. е. с его представлениями о том, что он может справиться с решением задач по воспитанию ребенка, и что его дей- ствия приведут к желаемому резуль- тату. Обосновывается использование конструкта самоэффективности как со- держательной основы для разработки образовательных программ. Приводят- ся результаты эмпирического иссле- дования взаимосвязи уровня материн- ской самоэффективности и социаль- ной поддержки, которое показало, что самоэффективность матерей связана не только с объективным объемом по- лучаемой помощи, но и с оценкой этой помощи и с тем, в какой мере удает- ся избежать противоречий и критики со стороны помощников. Описана ав- торская образовательная программа для родителей, разработанная с опо- рой на результаты данного исследо- вания. Авторы утверждают, что умение выстраивать бесконфликтные отноше- ния, договариваться или противосто- ять критике со стороны окружающих должно быть неотъемлемой частью образовательных программ, нацелен- ных на повышение уровня родитель- ской самоэффективности.
Скачать PDF

Карьерные ориентации специалистов с высоким уровнем самоэффективности в профессиональной деятельност

Митицина Елена Александровна, Иванова Наталья Валерьевна
Скачать PDF

Динамика личностной самоэффективности студентовпсихологов в период обучения в вузе

Гайдар Марк Игоревич
Обсуждается актуальная проблема личностной самоэффективности студентовпсихологов. Выявлен нелинейный характер динамики личностной самоэффективности будущих психологов в период обучения в вузе. Показана связь личностной самоэффективности с представлениями о профессии, уровнем профессиональной самооценки и профессиональных притязаний, а также с имеющимся у студентов опытом работы.
Скачать PDF

Исследование структуры самоэффективности в раннем юношеском возрасте

Погорелов Александр Александрович
Отражено исследование структуры общей и специфичной самоэффективности у испытуемых раннего юношеского возраста. Рассматривается структура специфичной самоэффективности преодоления трудных ситуаций, значимых для испытуемых. Структура специфичной самоэффективности рассматривается как совокупность оцениваемых личностью способностей, знаний и умений, а также ее успешного опыта, с учетом их взаимосвязи, которые она воспринимает как достаточные для совладания с трудной ситуацией. Показано, что структура специфичной самоэффективности у испытуемых с высоким уровнем, имеет более высокий уровень согласованности, входящих в нее компонентов, чем у испытуемых с низким уровнем специфичной самоэффективности.
Скачать PDF

Методические вопросы психодиагностики личностной самоэффективности студентов-психологов

Гайдар Марк Игоревич
В статье анализируются имеющиеся в психологии диагностические инструменты изучения самоэффективности, делается вывод об ограниченности их возможностей для диагностики личностной самоэффективности психолога. Представлена характеристика авторского опросника личностной самоэффективности студентов-психологов, излагаются полученные с его помощью результаты исследования.
Скачать PDF

Диагностический потенциал методик исследования самоэффективности и стиля объяснения ситуаций

Остроушко Марина Геннадиевна
В статье сформулировано представление о субъектности как интегративной характеристики личности и предложен авторский подход к формированию комплекса диагностического инструментария для исследования субъектности, предполагающего изучение ее внешней и внутренней компонент. В качестве примера подобного комплекса автором предложено изучение самоэффективности и стиля объяснения ситуаций
Скачать PDF

Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью

Показанкина Дарья Юрьевна, Альперович Валерия Дмитриевна
В статье затронута проблема влияния самоотношения формирующейся личности на ее профессиональную мотивацию. Выявлено, что внешний тип мотивации выбора будущей профессии (в рамках данной выборки подростков) взаимосвязан в основном с пониженной самооценкой и низким уровнем выраженности самоэффективности; внутренний тип мотивации выбора будущей профессии взаимосвязан в основном с адекватной и высокой самооценкой, средним и высоким уровнями выраженности самоэффективности. Типы мотивации выбора подростками будущей профессии различаются, в зависимости от особенностей их самооценок и уровней выраженности их самоэффективности, что свидетельствует в пользу выдвинутой авторами гипотезы.
Скачать PDF

Анализ взаимосвязи уровня самоэффективности и уровня посттравматического роста работников экстремаль

Крутолевич Анна Николаевна
Феномен «посттравматический рост» был вновь сформулирован и представлен широкой научной общественности Тедеши (Tedeschi) и Калхоун (Calhoun) в 2004 году. Посттравматический рост включает в себя положительные изменения в личных отношениях, в восприятии жизни и осознании собственной силы. Известно, что самоэффективная личность обладает умением взглянуть по-новому на себя и окружающий мир, провести переоценку жизненных ценностей. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи посттравматического роста и уровня самоэффективности работников экстремальных служб. Проведенный корреляционный анализ показал прямую, статистически достоверную взаимосвязь двух параметров.
Скачать PDF