Самодетерминация

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Самодетерминация
начальный компонент волевого акта, равнозначный мотивации.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Самодетерминация
self-determination) – способность человека определять свое собственное поведение. Синонимы: Воля, Свобода воли, Внутренняя мотивация.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ
начальный, исходный момент начала, реализуемой субъектом деятельности, отражающий ее энергетически-активационную и целенаправляющую функции. Свое проявление самодетерминация как оппозиция детерминации обстоятельствами, исходной нормой находит в проявлении инициативы и явлениях «надситуативной активности» (В. А. Петровский).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ
1. Оказание человеком воздействия на самого себя с целью изменения собственной психологии или поведения. 2. Внутренний контроль собственного поведения со стороны человека, его действия, осуществляемые, скорее, на базе личных убеждений и ценностей, чем на основе социальных норм или группового давления. Некоторые современные теоретики личности, особенно экзистенциалистской ориентации, утверждают, что С. является интегральным компонентом оптимального функционирования личности, в то время как другие, например бихевиористы в духе Б. Скиннера, рассматривают С. как иллюзию. См. бихевиоризм, давление групповое, нормы социальные, Скиннер Беррес Фредерик, ценности, экзистенциализм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Самодетерминация
self-determination) Психология как наука построена на допущении, что все поведение яв-ся закономерным, что оно детерминировано нек-рым набором сложных, пусть даже не до конца понятных, сил. Это допущение всегда рассматривалось как антитеза идее о свободе воли. Говорят, что люди не вольны побуждать себя к чему-либо; они побуждаются силами, находящимися за пределами их контроля. Этот вопрос оказывается своеобразным камнем преткновения. Чтобы быть наукой, психология должна следовать допущению о детерминированности поведения и тем самым отрицать свободу воли, поскольку воля подразумевает свободу от обусловленности. Однако понятие воли (в отличие от свободы воли) не обязательно означает свободу от обусловленности; она может пониматься с т. зр. способности людей до определенной степени самим определять собственное поведение, руководствуясь при этом своими мыслями и чувствами. Исходя из этой т. зр., Деси предложил использовать термин "воля" в связи с челов. способностью принимать решения о том, как себя вести, и использовать эти решения в качестве причинных предпосылок своего поведения. С., добавляет он, включает в себя процесс использования собственной воли; др. словами, она подразумевает процесс принятия решений о том, как поступить. Этот процесс можно рассматривать как закономерность, поскольку принципы, на к-рые опираются люди при совершении выбора, доступны научному изучению. История воли. У. Джемс определял понятие воли через сознательное, произвольное поведение, в основе к-рого лежит психич. образ желаемого рез-та. В первой четверти XX в. появление бихевиоризма сместило фокус исслед. с идей, связанных с волей, совершенно в др. область. Все поведение объяснялось теперь в терминах условных связей между стимулами и реакциями. Эта т. зр. доминировала в психологии вплоть до 1950-60-х гг., когда стало стремительно набирать силу когнитивное движение, представившее новую основу для повторного появления на психол. сцене таких понятий, как воля, намерение и С. Однако недавние работы начали подчеркивать важность аффекта и объединять познание и аффект в мотивационном анализе. Такой мотивационный анализ обеспечивает основу для совр. представлений о С. и воле. Воля и энергия. В теориях воли, предложенных Джемсом и Левиным, говорится о том, что энергетическим источником волевого поведения яв-ся потребность, первонач. мотивирующая то поведение, к-рое впоследствии начинает управляться волей. Такое объяснение, однако, порождает новую проблему. Если эти потребности не обладают достаточной энергией без введения в игру воли, то встает вопрос о том, как они могут обеспечивать энергией волевое поведение? Теория Деси дает ответ на эту нерешенную ранее проблему. Он предположил, что внутренняя мотивация, в основе к-рой лежит врожденная потребность в компетентности и С., дает энергию для проявления воли. См. также Свобода воли, Внутренняя мотивация Э. Л. Деси

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ
САМАДЭТЭРМІНАЦЫЯ / SELF-DETERMINATION– это способность выбирать и иметь выбор, в отличие от подкрепленных реакций, удовлетворения влечений и действий под влиянием других сил, которые тоже могут рассматриваться как детерминанты поведения человека. Данное понятие даст возможность учитывать как собственный внутренний выбор человека, так и объективно существующие ограничения свободы выбора (физические, физиологические, социально-исторические и др.), т. е. позволяет избежать абсолютизации и того, и другого. Теория С. разработана Е. Диси и Р. Райаном, нацелена на определение факторов, которые питают врожденный человеческий потенциал, определяющий рост, интеграцию и здоровье, и на исследование процессов и условий, которые способствуют здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ. Теорию С. причисляют к позитивной психологии, целью которой является направление внимания психологической науки не столько на исправление негативных, сколько на построении позитивных составляющих психологий человека. Е. Диси считает, что С. является не только способностью, но также и потребностью. Он определяет ее в качестве основной врожденной склонности, которая ведет организм к вовлеченности в интересующее поведение, которое обычно способствует развитию умений осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой. Самодетерминированное поведение включает в себя решение человека о том, как себя вести, базирующееся на предложении о том, как добиться удовлетворения своих потребностей. При этом поведение детерминируется информацией, поступающей от среды, а также самой личностью, которая эту информацию воспринимает и интерпретирует. Эмпирическими критериями С. являются такие ее проявления, как спонтанность, креативность, интерес и личностная значимость как причины действия, ощущение себя свободным, и такие психолингвистические индикаторы, как преобладание в речи глагола «хочу» над глаголом «должен». Несамодетерминированное поведение полностью обусловлено физическими или физиологическими причинами, или средой. Несамодетерминированным можно назвать поведение-привычку, негибкое поведение или поведение, контролирующееся эмоциями, которые препятствуют выбору и гибкому использованию информации. Потеря С. происходит в случаях, когда человек перестает осуществлять намеченные действия либо не осознает, с какой целью те или иные действия им осуществляются. Е. Диси и Р. Райан выделяют два типа такого поведения, причем оба типа могут быть и адаптированными, и неадаптированными, в зависимости от конкретной ситуации. 1. Автоматическое поведение с трудом поддается перепрограммированию, поскольку определяется неосознаваемыми мотивами, которые изменить трудно. 2. Автоматизированное поведение определяется мотивами, которые могут быть осознаны, поэтому оно более гибкое и может быть неадаптировным только в течение короткого времени. Его можно легче перепрограммировать на самодетерминированное. Развитие потребности в С. начинается с первых дней жизни ребенка. С момента рождения у ребенка присутствуют естественные тенденции к исследованию, манипуляции и любопытству, которые проявляются к концу шестого месяца в виде свободного «Я». К девяти месяцам они выражаются в виде абсолютного предпочтения новизны, в год приводят к устойчивым попыткам уметь что-либо, в более старшем возрасте дифференцируются в более специфические интересы. Исходя из благих намерений, родители могут подавить у ребенка начала тенденций, основывающихся на внутренней мотивации, если используют при воспитании подкрепление и контроль. Оптимальная, обеспечивающая свободу активности среда является гарантом успешности детского развития. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
141.39 кб

Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной Российской молодежи

Мартынова Марина Александровна, Богомаз Сергей Александрович
Рассмотрены сложившиеся на сегодняшний день в психологии представления о феномене самодетерминации. Приведены результаты исследования взаимосвязи самодетерминации и параметров личностного потенциала современных молодых людей.
Читать PDF
177.55 кб

Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В последнее время все больше внимания в современной психологической науке уделяется развитию взрослого человека, его внутриличностному росту, раскрытию потенциалов и самоактуализации.
Читать PDF
97.21 кб

Самодетерминация и ее индивидуальные проявления в пожилом возрасте

Даведюк Елена Павловна
Устойчивая тенденция старения населения ставит перед нами задачу не только понять психологические факторы этого процесса, но и найти психологические ресурсы для восприятия старения как благоприятного периода.
Читать PDF
405.60 кб

Самодетерминация как метакомпетенция в самореализации психолога

Василенко Алиса Александровна, Журавкова Марина Андреевна, Сподобец Виктория Алексеевна, Ядыкина Марина Андреевна, Плотникова Елена Сергеевна
Авторы статьи рассматривают самодетерминацию, как собственную активность человека, его способность к самостоятельному выбору направления саморазвития.
Читать PDF
3.33 мб

Самодетерминация педагогической деятельности в субъект-субъектной парадигме образования

Почтарева Елена Юрьевна
В статье обсуждается психологическое содержание самодетерминации педагогической деятельности как имплицитно обусловленной активности субъекта, познающего и преобразующего свой внутренний мир и социокультурную реальность, инициирую
Читать PDF
871.11 кб

Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности

Горская Г.Б., Гринь Е.И., Зернова Т.И., Скачкова С.О., Хорошун М.Э.
В статье изложены результаты исследования мотивационных основ принятия студентами позициисубъекта учебной деятельности.
Читать PDF
274.75 кб

Особенности кризисных проявлений процесса самодетерминации в молодежной среде (на примере студентов

Зябина Ольга Владимировна
Изменения, происходящие в современном обществе, сказываются на жизни подрастающего поколения, обуславливают особенности становления и развития молодого поколения.
Читать PDF
285.12 кб

Подход к суверенной самодетерминации поведения в контексте временных ориентаций личности

Смирнова Яна Константиновна
В статье феномен психологической суверенности рассмотрен в рамках постнеклассической теории психологических систем как способность к автономной самодетерминации и самоорганизации личности.
Читать PDF
113.36 кб

Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации

Линч Мартин
Whether the experience of autonomy is important to people in non-Western, collectivist societies has been hotly debated.
Читать PDF
121.36 кб

Теория самодетерминации в организационном контексте: обзор зарубежных исследований

Мандрикова Е. Ю.
Статья представляет собой теоретический обзор проявления феномена самодетерминации и автономной каузальной ориентации, как основной составляющей личностного потенциала, в организационном контексте.
Читать PDF
159.21 кб

Интернализация религиозности и ее диагностика в теории самодетерминации

Титов Р. С.
В статье описываются введенные в теории самодетерминации конструкты автономной и контролируемой, т.е. глубоко и поверхностно интернализированной мотивации, и их применение к области религии.
Читать PDF
227.09 кб

Роль самодетерминации и рефлексивности в карьерных ориентациях будущих инженеров

Подбуцкая Нина Викторовна
Изложены особенности карьерных ориентаций будущих инженеров, которые определяют вектор профессионального становления и уровень развития профессионализма.
Читать PDF
0.00 байт

Ценностно-смысловая сфера педагога в аспекте самодетерминации педагогической деятельности

Почтарева Елена Юрьевна
В статье обосновывается актуальность проблемы самодетерминации педагогической деятельности как особого вида самосозидания, меняющего представления о сущности педагогического труда в условиях субъект-субъектной парадигмы образовани
Читать PDF
301.15 кб

Особенности взаимосвязи ответственности и мотивации самодетерминации в разные возрастные периоды

Харитонова Ирина Викторовна, Хорошун Марина Эдуардовна
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи ответственности и мотивации самодетерминации в разные возрастные периоды.
Читать PDF
342.60 кб

Теория самодетерминации диси-раяна и учебная мотивация

Тадеева Т.В.
Проанализированы основные положения теории самодетерминации современных американских психологов Э. Диси и Р. Раяна, примыкающей к позитивной психологии.

Похожие термины:

  • ПРИНЦИП САМОДЕТЕРМИНАЦИИ

    принцип психофизиологии, требующий искать причины поведения организма не столько во внешней среде, внешних влияниях, сколько в самом организме, в котором эти воздействия представлены "в снятом в
  • САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ

    см. Самодетерминации теория.