Самодетерминация это что такое Самодетерминация: определение — Психология.НЭС
САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ Самодетерминированность

Самодетерминация

Найдено 2 определения термина Самодетерминация

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Самодетерминация

self-determination) Психология как наука построена на допущении, что все поведение яв-ся закономерным, что оно детерминировано нек-рым набором сложных, пусть даже не до конца понятных, сил. Это допущение всегда рассматривалось как антитеза идее о свободе воли. Говорят, что люди не вольны побуждать себя к чему-либо; они побуждаются силами, находящимися за пределами их контроля. Этот вопрос оказывается своеобразным камнем преткновения. Чтобы быть наукой, психология должна следовать допущению о детерминированности поведения и тем самым отрицать свободу воли, поскольку воля подразумевает свободу от обусловленности. Однако понятие воли (в отличие от свободы воли) не обязательно означает свободу от обусловленности; она может пониматься с т. зр. способности людей до определенной степени самим определять собственное поведение, руководствуясь при этом своими мыслями и чувствами. Исходя из этой т. зр., Деси предложил использовать термин "воля" в связи с челов. способностью принимать решения о том, как себя вести, и использовать эти решения в качестве причинных предпосылок своего поведения. С., добавляет он, включает в себя процесс использования собственной воли; др. словами, она подразумевает процесс принятия решений о том, как поступить. Этот процесс можно рассматривать как закономерность, поскольку принципы, на к-рые опираются люди при совершении выбора, доступны научному изучению. История воли. У. Джемс определял понятие воли через сознательное, произвольное поведение, в основе к-рого лежит психич. образ желаемого рез-та. В первой четверти XX в. появление бихевиоризма сместило фокус исслед. с идей, связанных с волей, совершенно в др. область. Все поведение объяснялось теперь в терминах условных связей между стимулами и реакциями. Эта т. зр. доминировала в психологии вплоть до 1950-60-х гг., когда стало стремительно набирать силу когнитивное движение, представившее новую основу для повторного появления на психол. сцене таких понятий, как воля, намерение и С. Однако недавние работы начали подчеркивать важность аффекта и объединять познание и аффект в мотивационном анализе. Такой мотивационный анализ обеспечивает основу для совр. представлений о С. и воле. Воля и энергия. В теориях воли, предложенных Джемсом и Левиным, говорится о том, что энергетическим источником волевого поведения яв-ся потребность, первонач. мотивирующая то поведение, к-рое впоследствии начинает управляться волей. Такое объяснение, однако, порождает новую проблему. Если эти потребности не обладают достаточной энергией без введения в игру воли, то встает вопрос о том, как они могут обеспечивать энергией волевое поведение? Теория Деси дает ответ на эту нерешенную ранее проблему. Он предположил, что внутренняя мотивация, в основе к-рой лежит врожденная потребность в компетентности и С., дает энергию для проявления воли. См. также Свобода воли, Внутренняя мотивация Э. Л. Деси
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Самодетерминация

self-determination) – способность человека определять свое собственное поведение. Синонимы: Воля, Свобода воли, Внутренняя мотивация.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Самодетерминация — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной Российской молодежи

Мартынова Марина Александровна, Богомаз Сергей Александрович
Рассмотрены сложившиеся на сегодняшний день в психологии представления о феномене самодетерминации. Приведены результаты исследования взаимосвязи самодетерминации и параметров личностного потенциала современных молодых людей. Выявлены положительные взаимосвязи между показателями самодетерминации и самоорганизации деятельности, базисными убеждениями личности, удовлетворенностью жизнью, жизнестойкостью и ценностными ориентациями.
Скачать PDF

Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В последнее время все больше внимания в современной психологической науке уделяется развитию взрослого человека, его внутриличностному росту, раскрытию потенциалов и самоактуализации. В этой связи, как в отечественной, так и в западной психологии возникает большое количество теорий, подходов и концепций, рассматривающих различные аспекты становления и развития личности взрослого. В данной работе рассматривается концепция самодетерминации как одного из возможных подходов к изучению специфики развития и функционирования в пожилом возрасте. Рассматривается возможность приложения концепции Р. Райана и Э. Деси к периодам поздней взрослости и старения. В своей концепции исследователи выделяют три компонента — наличие внутренней силы, автономии, или направленности, а также позитивную поддержку окружающих как необходимое условие подкрепления «самонаправленности» личности. Выделенные ими компоненты самодетерминации сопоставляются с отечественными подходами и понятиями. В частности, рассматриваемые компоненты соотносятся с понятиями субъектности и личностной зрелости. Концепция самодетерминации сравнивается с теорией геротрансцендентности Л. Торнстама. Приводятся отдельные результаты эмпирических исследований, подтверждающих адекватность приложения концепции самодетерминации к периодам поздней взрослости и старения. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что, с некоторой модификацией, теория самодетерминации может быть перспективным подходом для изучения ресурсов и потенциалов пожилого человека. Теоретический анализ показал, что некоторые компоненты данной концепции — например, внутренняя сила — теоретически и эмпирически более разработаны в отечественной психологии. Они вносят те дополнения, благодаря которым данная концепция становится исключительно актуальной именно для пожилого возраста. Отдельно в работе отмечается, что существует множество методологических проблем, связанных с изучением самодетерминации. В частности, это отсутствие адекватных методик изучения именно этого явления, в связи с чем существующие исследования скорее косвенно могут делать выводы о сути, месте и роли самодетерминации как в процессе развития в целом, так и ее специфических проявлениях в период старения.
Скачать PDF

Самодетерминация и ее индивидуальные проявления в пожилом возрасте

Даведюк Елена Павловна
Устойчивая тенденция старения населения ставит перед нами задачу не только понять психологические факторы этого процесса, но и найти психологические ресурсы для восприятия старения как благоприятного периода. Несмотря на существующие принципы дефицитарного подхода, говорящего лишь о потерях данного жизненного этапа, старение демонстрирует и специфические преимущества, одним из которых является возможность самодетерминированного поведения. Западные теоретические подходы, близкие к отечественному представлению о субъектности, рассматривают самодетерминацию как способность иметь выбор и выбирать, исходя из своих внутренних потребностей, а не под давлением физических или социальных условий. В пожилом возрасте проявление этой способности является актуальным из-за отсутствия социального регулирования и необходимым по причине снижения роли детерминированных стимулов собственной активности. Рассматриваются индивидуальные случаи старения, связанные с проявлением психологических факторов, соответствующих научному представлению о самодетерминации, в крайне тяжёлых жизненных условиях. Эти случаи подтверждают, что внутренняя мотивация отдельных респондентов позволяет поддерживать достойный уровень психологической и социальной жизни, при этом старение не воспринимается как негативное явление ни самими пожилыми людьми, ни их окружением. Однако использование данного специфического ресурса не свойственно населению в целом. Выделение отдельных факторов, сопутствующих самодетерминации, и попытка оценить их с помощью уже имеющегося методологического аппарата открывают возможность для более глубокого понимания психологических механизмов старения и поиска способов их регулирования. Библиогр. 12. Табл. 1.
Скачать PDF

Самодетерминация как метакомпетенция в самореализации психолога

Василенко Алиса Александровна, Журавкова Марина Андреевна, Сподобец Виктория Алексеевна, Ядыкина Марина Андреевна, Плотникова Елена Сергеевна
Авторы статьи рассматривают самодетерминацию, как собственную активность человека, его способность к самостоятельному выбору направления саморазвития. Обосновывают самодетерминацию как метакомпетенцию в профессиональном развитии и самореализации студента. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие, что самодетерминация определяет процесс профессиональной самореализации студента. Предложена программа для оптимизации самодетеминации студентов первого курса, цель которой создание условий для развития самодетерминации студентов первого курса. Сделан вывод о том, что реализация представленной программы будет способствовать оптимизации самодетерминации студентов в начале их профессиональной самореализации.
Скачать PDF

Самодетерминация педагогической деятельности в субъект-субъектной парадигме образования

Почтарева Елена Юрьевна
В статье обсуждается психологическое содержание самодетерминации педагогической деятельности как имплицитно обусловленной активности субъекта, познающего и преобразующего свой внутренний мир и социокультурную реальность, инициирующей созидательное творческое развитие и саморазвитие на основе гуманистических ориентаций сотрудничества, диалога, самовыражения, фасилитации, свободы выбора личности.
Скачать PDF

Самодетерминация как предиктор успешной профессиональной деятельности

Черный Никита Витальевич
Целью статьи является обзор результатов исследований, направленных на изучение мотивации персонала в контексте теории самодетермиации Э. Деси и Р. Райана, одной из наиболее концептуально проработанных и актуальных теорий мотивации в психологии на сегодняшний день. В рассмотренных работах проанализированы факторы, которые можно считать ключевыми для эффективной профессиональной деятельности: субъективное благополучие, возможность проявления инициативы и самореализации, баланс между работой и семьей, самоэффективность. Удовлетворение базовых потребностей в компетентности, автономии и связанности с другими людьми, выделяемых в качестве ключевых в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, является важным условием для обеспечения оптимального функционирования работника. Выделены индивидуальные типы профессиональной мотивации, исходя из теории каузальных ориентаций, рассмотрены те особенности управления персоналом, которые ведут к развитию того или иного типа мотивации. Наилучшие результаты дает развитие внутренней автономии и самодетерминации, влияние которых позволяет человеку осознавать собственные личностные особенности и развиваться в согласии с ними. Это обусловлено тем, что преобладание внутренней мотивации дает ощущение инициативы и возможность влиять на окружающую реальность, менять вектор направленности собственной жизни. Построенная в соответствии с теорией самодетерминации профессиональная мотивация является важным предиктором удовлетворенности трудом, субъективного благополучия, вовлеченности в работу и лояльности организации. Приведены результаты исследований, целью которых было разработать комплекс рекомендаций для практической реализации управленческих мер, направленных на повышение самодетерминации сотрудников как основного предиктора высокой эффективности трудовой деятельности.
Скачать PDF

Самодетерминация педагога и ценностнообразующие контексты педагогической деятельности

Почтарева Елена Юрьевна
В статье обосновывается методологическое единство конструктов «самодетерминация педагога» и «самодетерминация педагогической деятельности» с позиций субъектно-деятельностного и экзистенционально-гуманистического подходов к интерпретации субъект-субъектной аксиологической сущности педагогической деятельности в специфической обусловленности тенденциями современного образования. Автор рассматривает приоритетные направления современного гуманистического образования в широком контексте личностно ориентированного (мотивационно-смыслового и ценностно порождающего) образования в условиях постоянно изменяющейся социокультурной ситуации. Обсуждается феноменологическое содержание самодетерминации субъекта педагогической деятельности как имплицитно заданной характеристики профессиональной активности педагога, инициирующей созидательное творческое развитие и саморазвитие на основе гуманистических ориентаций сотрудничества, диалога, самовыражения, фасилитации, свободы выбора личности. Автор отмечает важность анализа самодетерминации как целостного феномена педагогической деятельности на основе ценностей и смыслов субъект-субъектной парадигмы гуманистического образования, в котором самодетерминация находит свое воплощение в интенциональных, рефлексивных, регуляторных, поведенческих, атрибутивных характеристиках, сущностью которых является взаимосвязанность и взаимообусловленность процессов интериоризации и экстериоризации, выражающих специфику личностного, социального, образовательного, профессионального проявлений педагога. Анализ феномена самодетерминации выполнен на основе приоритетных задач инновационного развития образования и педагогической деятельности. Особое внимание автор уделяет психолого-педагогическому анализу структуры самодетерминации субъекта педагогической деятельности, определяя компонентный состав базовых потребностей педагога на основе современных представлений о самодетерминации: профессионально-педагогической автономии, профессиональной компетентности педагога и субъект-субъектных отношений при взаимодействии с участниками образовательного процесса. Подчеркивается, что самодетерминация педагога это именно та профессиональная активность, которая трансформирует профессиональный облик педагога, определяя динамическую составляющую психологического содержания и социального контекста педагогической деятельности, направленную на преобразование как внутреннего мира педагога, так и окружающей социокультурной реальности. Представлены различные научные точки зрения исследователей на проблему самодетерминации и проблему влияния самодетерминации на личностно-профессиональное развитие педагога. Дается оценка состояния проблемы самодетерминации в настоящее время. Делается вывод о том, что становление субъектности педагога и развитие самодетерминации педагогической деятельности является ключевым направлением теории и практики образования.
Скачать PDF

Особенности кризисных проявлений процесса самодетерминации в молодежной среде (на примере студентов

Зябина Ольга Владимировна
Изменения, происходящие в современном обществе, сказываются на жизни подрастающего поколения, обуславливают особенности становления и развития молодого поколения. В контексте нашей работы процесс самодетерминации рассмотрен в молодежной среде, поскольку проявление активной социальной позиции, самостоятельности, способности к саморазвитию являются основными характеристиками молодежи. Цель исследования заключается в определении особенностей кризисных проявлений самодетерминации. В статье проанализированы теоретические и эмпирические исследования, посвященные проблеме самодетерминации личности. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей кризисных проявлений процесса самодетерминации на примере студентов профессиональных училищ. В ходе исследования были выявлены доминирующие показатели процесса самодетерминации, а также кризисные проявления самодетерминации у студентов профессиональных училищ. Выборка исследования составила 104 человека. Результаты исследования, представленные в статье, могут быть использованы психологами, социальными педагогами в ходе осуществления развивающих, коррекционных и профилактических мероприятий в работе с молодежью.
Скачать PDF

Подход к суверенной самодетерминации поведения в контексте временных ориентаций личности

Смирнова Яна Константиновна
В статье феномен психологической суверенности рассмотрен в рамках постнеклассической теории психологических систем как способность к автономной самодетерминации и самоорганизации личности. Суверенность и автономность психологической системы проанализированы как способность к внутренне опосредованной самодетерминации мотивационного вектора выбора, способность согласовывать внешние требования с имеющимся потенциалом для достижения поставленной цели в условиях ограничений, накладываемых текущей ситуацией. Выделяются индикаторы системы самодетерминации. Показано, что подростковый возраст является наиболее сенситивным для становления и формирования психологической суверенности и временных ориентаций личности. Выявлены особенности проявления суверенной самодетерминации в бифуркационный для становления суверенности и временных ориентаций и перспектив жизнеосуществления подростковый период и найдены отличия структуры самодетерминации подростков, воспитывающихся в семьях и детских домах.
Скачать PDF

Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации

Линч Мартин
Whether the experience of autonomy is important to people in non-Western, collectivist societies has been hotly debated. This study investigated the cross-cultural relevance of autonomy support as a quality of interpersonal relationships. Specifically, participants from three countries — China, Russia, and the United States — responded to items reflecting the degree to which they experienced each of six relationships as autonomy supportive as well as items assessing their personal wellbeing and relationship satisfaction. Results demonstrated that in each country, when participants experienced their relationship partners as more autonomy supportive, they experienced greater psychological wellbeing and were more satisfied in their relationships. Results are discussed in terms of implications for cross-cultural theory and for practice in applied domains
Скачать PDF

Теория самодетерминации в организационном контексте: обзор зарубежных исследований

Мандрикова Е.Ю.
Статья представляет собой теоретический обзор проявления феномена самодетерминации и автономной каузальной ориентации, как основной составляющей личностного потенциала, в организационном контексте. Освещены теоретические предпосылки и эмпирические исследования проявления самодетерминации в организационном контексте, проведенные в рамках одного из наиболее интересных, теоретически и эмпирически проработанных подходов к рассмотрению мотивации личности — теории самодетерминации.
Скачать PDF

Интернализация религиозности и ее диагностика в теории самодетерминации

Титов Р.С.
В статье описываются введенные в теории самодетерминации конструкты автономной и контролируемой, т.е. глубоко и поверхностно интернализированной мотивации, и их применение к области религии. Исследования подтверждают общие выводы, например, что одна и та же деятельность в зависимости от мотивации может иметь противоположные последствия для психологического благополучия человека, и затрагивают специфические для религии вопросы буквальный и символический подходы к вере, экстремизм. В эмпирической части статьи представлены данные апробации русскоязычной версии опросника автономной и контролируемой мотивации в области религии (Интрел).
Скачать PDF