САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ это что такое САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ: определение — Психология.НЭС
Само-эффективность Самоактуализация личности

Самоактуализация

Найдено 17 определений термина Самоактуализация

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

см. Маслоу А. X.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Самоактуализация

процесс развития человеком своих потенциальных способностей.

Источник: Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников

Самоактуализация

Стремление человека к возможно более полному выявлению и использованию своих личностных возможностей в конкретных социальных условиях.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Самоактуализация

self-actualization) С. связана с челов. потребностью в самореализации. Она означает, что люди испытывают потребность и стремятся к осуществлению всего того, что они, вероятно, могут осуществить. Как потребность, С. - это не личное предпочтение и не индивидуальная склонность, а биолог. и психол. императив. Большинство исслед. в области С. исходят из предложенной А. Маслоу иерархической модели челов. потребностей. Согласно Маслоу, существует 5 уровней челов. потребностей: базовые физиолог. потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в оценке и потребности в С. Т. Робертс, опираясь на анализ последних работ Маслоу, высказывает предположение об имплицитно существующем шестом уровне потребностей - потребности превзойти себя (need for self-transcendence). Люди стремятся не быть просто "нормальными", они стремятся быть исключительными. Для самоактуализирующихся людей характерно искреннее желание принести пользу человечеству; они ведут себя более доброжелательно и дружелюбно, меньше озабочены собственными проблемами и вступают в более близкие взаимоотношения по сравнению с несамоактуализирующимися людьми. Самоактуализирующиеся люди демонстрируют стойкую веру в демократические принципы, при этом разборчиво подходя к выбору близких друзей. Самоактуализирующиеся люди более склонны к творчеству, чем другие. Такие люди выходят за границы родной культуры и становятся частью мировой культуры, проповедующей универсальные ценности. Осн. недостаток теории Маслоу заключается в том, что он использовал для исслед. специфических испытуемых, а не случайно отобранных репрезентантов общей популяции. Так же, он придерживался феноменологического подхода. Такой подход снабжает исследователя ценным и богатым материалом, однако получаемые при этом данные не позволяют делать общих выводов. Наиболее широко используемым инструментом для оценки С. стал стандартизированный опросник Шострома. Опросник личной ориентации (Personal Orientation Inventory (POD) Шострома состоит из 12 субшкал: временная компетентность (time competence), внутренняя направленность (inner directedness), ценность самоактуализации (self-actualizing value), экзистенциальность (existentiality), сочувствующая реактивность (feeling reactivity), спонтанность (spontaneity), самоуважение (self-regard), самопринятие (self-acceptance), природа человека (nature of man), синергия (synergy), принятие агрессии (acceptance of aggression) и способность к близким контактам (capacity for intimate contact). Все шкалы были разработаны на основе описаний Маслоу характеристик самоактуализирующихся людей. См. также Оптимальное функционирование Р. Г. Стенсруд

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его собственного личностного потенциала. С. способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Термин С. является центральным для гуманистической психологии, рассматривающей личность как уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, а открытую возможность С., присущую только человеку. Потребность в С. выступает как высшая человеческая потребность, главный мотивационный фактор. Одним из основателей гуманистической психологии Маслоу (Maslow A. H.) была предложена иерархическая модель мотивации, включающая следующие фундаментальные потребности: 1-й уровень - физиологические потребности (пища, вода, сон и пр.); 2-й уровень - потребность в безопасности (обеспеченность, стабильность, порядок); 3-й уровень - потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); 4-й уровень - потребность в уважении (самоуважение, признание); 5-й уровень - потребности С. (развитие способностей). Согласно этой концепции, высшие потребности могут направлять поведение человека лишь в той степени, в какой удовлетворены более низшие: движение к высшей цели - к С., психологический рост не могут осуществляться, пока индивид не удовлетворит более низшие потребности, не избавится от их доминирования, которое может быть обусловлено ранней фрустрацией той или иной потребности и фиксацией индивида на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потребности, уровне функционирования. Маслоу также подчеркивал, что потребность в безопасности может оказывать существенное негативное влияние на С. С. и психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Это может увеличивать тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в безопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам. Роджерс (Rogers С. R.) рассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление к С., которую он понимал как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полное раскрытие личности, "полное функционирование" (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуются: открытостью по отношению к опыту, стремлением в любой отдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувством свободы, высоким уровнем творчества. Жизненный опыт человека оценивается им с точки зрения того, в какой мере он способствует С. Если он помогает С., то человек оценивает его как положительный, если нет - то как негативный, которого следует избегать. В общем виде в рамках гуманистического направления невроз и психологическая неприспособленность рассматриваются как следствие невозможности С., результат блокирования этой потребности. В соответствии с этим основной задачей психотерапии является помощь человеку в становлении самого себя в качестве самоактуализирующейся личности.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация - желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он - путь к полноценной, внутренне богатой жизни (=> личность самоактуализуемая).

Согласно К. Роджерсу, она - обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек - "полностью функционирующая личность"; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его реориентации на условия получения одобрения (-> психология гуманистическая).

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Самоактуализация

Self-actualization). Согласно системе Маслоу, это продолжительный процесс, при котором способности человека используются творчески, радостно и полностью. Это путь неустанной работы, активной жизни и осознания своей связи со всем миром.

Источник: Glossary of "Personality & Personal Growth"

Самоактуализация

Self-actualization). Процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит - жить осмысленно и совершенно.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.122

Самоактуализация

self-actualization) - гуманистический процесс, в котором люди реализуют свой потенциал добра и роста.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

Самоактуализация

Термин имеет два главных значения. Во-первых, его можно использовать в контексте мотивации, т.е. как мотив для наиболее полного осуществления личностных возможностей. Во-вторых, это завершающая стадия развития согласно теории личности Абрахама Маслоу. Когда человек удовлетворяет все основные потребности (физиологические, потребность в безопасности и т. д.), он может подняться на более высокий уровень осознания. На этом уровне он стоит над проблемами окружающего мира, а не борется с ними. Люди, достигшие самоактуализации, принимают себя вместе со своими недостатками и ограничениями и испытывают потребность к творчеству во всех аспектах своей жизни.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

1. Термин, первоначально введенный автором организменной теории Куртом Голдштейном для обозначения мотива осознать все свои потенциальные возможности. В его направлении это был ведущий мотив – действительно, единственный реальный мотив, который имеется у человека, все другие – просто проявления этого. 2. В теории личности Абрахама Маслоу – вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и мета потребности и происходит "актуализация" полного потенциала личности. Значения 1 и 2 сходны. Для Голдштейна это был мотив, а для Маслоу это был уровень развития; для обоих, однако, это было выражением приблизительно одних и тех же качеств: независимости, автономии, тенденции создавать немногочисленные, но глубокие дружеские отношения, "философское" чувство юмора, тенденции противостоять внешнему давлению и общего превосходства над окружением, скорее, чем простого его "преодоления".

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Самоактуализация

self-actualization). Полная реализация своего уникального потенциала.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Самоактуализация

стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Самоактуализация

лат. actualis — действительный, настоящий] — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии С. выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная С. предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. С. по Маслоу — потребность в самосовершенствовании, в полной реализации своего потенциала. Роджерс считает, что С. является той силой, которая заставляет человека развиваться на разных уровнях — от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. М.Г. Ярошевский

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

от позднелат. actualis – действительный, настоящий) – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала (по А. Маслоу). Одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. Человек, вышедший на уровень С., не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Понятие «С.» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). С. является центром концепции одного из популярных психологов ХХ в. – Карла Роджерса (1902–1987). Для него C. – сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Жесткость, антисоциальность, незрелость и т. п. – результат страха и психологической защиты. Задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стремление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). Отсутствие возможностей С. является одной из глубинных причин конфликтов. Создание условий для С. ребенка в семье и школе, взрослого на работе и в обществе – важная предпосылка профилактики многих видов конфликтов.

Источник: Словарь конфликтолога

Самоактуализация

self-actualization) – 1. термин, первоначально введенный автором организменной теории К. Гольдштейном для обозначения ведущего для человека мотива осознавать и реализовать все свои потенциальные возможности; 2. в теории личности А. Маслоу – «вершинный» уровень психологического и личностного развития, который может быть достигнут при следующих условиях: а) удовлетворение всех базовых, дефицитарных потребностей, после чего появляется возможность «актуализации» имеющегося у любого человека потенциала креативности, добра и безграничного роста его личности, и б) что сам человек не ограничивает себя в своем саморазвитии или этому не препятствуют некие объективные внешние обстоятельства.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Самоактуализация

(от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, одно из концептуальных понятий гуманистической психологии (см. Гуманистическая психология). Понятие было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939).

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Найдено рефератов по теме Самоактуализация — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Самоактуализация личности как один из компонентов исследования психолого-социальной компетентности с

Беркович Л.С.
Скачать PDF

Самоактуализация личности в постиндустриальном обществе

Шакарбиев Феликс Германович
В рамках данной статьи самоактуализация личности рассматривается как ценностный феномен, отвечающий требованиям быстро развивающегося постиндустриального общества. Самоактуализирующаяся личность, аккумулирующая в себе социально значимый творческий потенциал, является главным компонентом смыслового поля информационной культуры.
Скачать PDF

Онтологическая уверенность и самоактуализация

Коптева Наталия Васильевна
Основанный на подходе английского экзистенциального психолога Р. Лэйнга авторский теоретический и эмпирический конструкт онтологической уверенности в целях его изучения с точки зрения психологического здоровья сопоставляется с эмпирическим конструктом самоактуализации как одной из общепризнанных в психологии позитивных моделей психологического здоровья.
Скачать PDF

Самоактуализация личности и субъективное благополучие российских мигрантов

Усова Наталья Владимировна
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи самоактуализации личности и субъективного благополучия российских мигрантов. Подробно рассматриваются взаимосвязи, обнаруженные в выборке мигрировавших россиян и россиян, проживающих в России. Выделяются общие и частные взаимосвязи самоактуализации личности и субъективного благополучия россиян, а также рассматриваются особенности, характерные для лиц, проживающих в России, Германии, США и Испании.
Скачать PDF

Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности

Шмойлова Наталья Александровна
Скачать PDF

Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности

Ильина, Пытина Анастасия Александровна
В статье рассматривается проблема самоактуализации подрастающего поколения. Раскрывается суть взглядов зарубежных и отечественных педагогов и психологов на процесс самоактуализации, принимая во внимание особенности и специфику подросткового и юношеского периода в процессе развития личности. Охарактеризованы роль и место познания себя, переосмысления сформированной в детстве системы ценностных ориентаций, развития своих возможностей и потенциала в ценностной иерархии подростков и молодежи. В статье подчеркивается необходимость принятия во внимание важности процесса самоактуализации для подросткового и юношеского возраста в системе образования.
Скачать PDF

Самоактуализация как Фактор формирования установки на альтруизм

Коломиец Евгений Анатольевич
В статье приводится анализ современных методологических и практических проблем развития просоциальной мотивации. Исследуется взаимосвязь уровня самоактуализации и установки на альтруизм. Выделены личностные факторы, препятствующие формированию просоциальной мотивации.
Скачать PDF

К вопросу о соотношении понятий «Психологическая зрелость» и «Самоактуализация» в психологии личност

Панькина Е.В.
В статье представлены взгляды различных ученых относительно таких понятий, как «самоактуализация» и «психологическая зрелость». Автор отмечает, что общей чертой для каждого из этих понятий является ответственность, и ставит вопрос о том, насколько ответственность способствует самоактуализации и психологической зрелости личности. The author describes such concepts as "self actualization" and "psychological maturity", presents the views of different authors on the subject. The author notes that a common feature for each of these concepts is the responsibility and raises the question of how responsibility contributes to self-actualization and psychological maturity of the individual.
Скачать PDF

Самоактуализация личности в процессе интенсивной групповой подготовки, или зачем взрослому человеку

Петрова Марина Геннадьевна
По мнению авторов публикации, современное образование взрослых – это не только и не столько процесс обретения и совершенствования профессиональных компетенций, но, прежде всего, работа с жизненными стратегиями, целями, смыслами и возможностью реализовать себя. В статье отражены результаты исследования особенностей самоактуализации взрослых, сознательно выбирающих социально-психологические тренинги различной направленности как образовательную форму по развитию и реализации себя во всех сферах жизни. Цель исследования состояла в установлении отличительных черт людей, готовых участвовать в тренинге и финансировать собственное развитие. Исследовательская задача заключалась в изучении характерологического профиля тех, кто воспринимает данную форму обучения как пространство и возможность раскрытия своего потенциала. Установлено, что поиск образовательных возможностей личностного развития осуществляют люди с высокими потребностями в подтверждении своих скрытых (потенциальных) качеств и низким уровнем когнитивных ресурсов. Полученные данные подтверждают необходимость разработки образовательных программ, обеспечивающих самопознание и саморазвитие взрослого человека.
Скачать PDF

Самоактуализация личности как условие психологического благополучия современных студентов

Идобаева О. А., Резницкая Г. И.
В статье рассматриваются механизмы психологической защиты, психические состояния студентов старших курсов и особенности их взаимосвязи с самоактуализацией личности. Проблема рассматривается относительно профессионального и личностного развития студентов и актуальности психолого-педагогического сопровождения вузовского обучения.
Скачать PDF

Самоактуализация как показатель качества трудовой жизни педагога

Науменко Таисия Петровна
В статье обозначена актуальность проблемы самоактуализации современного педагога и качества его трудовой жизни. Определена теоретическая и практическая основа исследования. Представленные эмпирические результаты подтверждают острую актуальность исследований в области гармонизации личности педагога.
Скачать PDF

Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессиональног

Ященко Елена Федоровна
Описаны результаты исследования характеристик самоактуализации и субъективного благополучия как социально-психологических факторов при получении профессионального образования, представлены результаты анализа взаимосвязей самоактуализационных, смысложизненных и личностных характеристик с показателями эмоционального компонента субъективного благополучия, а также их различий у студентов с разным уровнем самоактуализации и у разновозрастных преподавателей университета.
Скачать PDF