САДИЗМ
Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
психопатология, страсть к жестокости, получение наслаждения от чужих страданий, название произошло (от имени французского писателя де Сада), описавшего это явление.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Термин был введен R. Krafft-Ebing. Связан с именем французского писателя XVIII в. маркиза де Сада, в произведениях которого подробно описан этот вид перверсии.
Син.: алголагния активная, половой тиранизм.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Автор. Термин был предложен Р. фон Краффт-Эбингом.
Категория. Форма половой перверсии.
Специфика. Сексуальное удовлетворение достигается при причинении физических страданий или унижений своему партнеру. Действия садиста могут включать в себя: оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, нанесение ран, убийство. Часто садистические наклонности реализуются в плане фантазии.
2. Форма перверсии половой, когда половое удовлетворение достигается при условии причинения партнеру физических или моральных страданий или унижений партнеру. Термин предложил Р. фон Крафт-Эббинг на основе фамилии французского писателя маркиза де Сада (1740-1814), давшего яркое описание этого явления в своих романах.
Действия садиста могут содержать: оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, нанесение ран, убийство. Часто садистские наклонности реализуются в плане фантазии.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой субъекту для получения эротического удовольствия требуется причинять боль своему объекту.
Удовольствие от жестокости.
оральный садизм: удовольствие от кусания (см. также ОРАЛЬНЫЙ).
анальный садизм: удовольствие от такого рода жестокости, которая теоретически связывается с АНАЛЬНОЙ фазой ЛИБИДНОГО развития. Неясно, является ли садизм в чистом виде инфантильным СОСТАВНЫМ ИНСТИНКТОМ или представляет собой слияние либидного и агрессивного импульсов (см. АГРЕССИЯ). Если верно последнее, то непонятно, является ли агрессивный элемент садизма проявлением врожденных агрессивных или деструктивных тенденций либо ответом на ФРУСТРАЦИЮ и/или унижение. Неясно также, вызывается ли "удовольствие" от садистских действий видом чужой боли или ощущением власти, которая дает возможность причинять боль.
До 1920 г. Фрейд считал, что садизм способен к ОБРАЩЕНИЮ в МАЗОХИЗМ; однако позднее он стал рассматривать мазохизм как свидетельство в пользу ИНСТИНКТА СМЕРТИ, где мазохизм первичен и подвержен превращению в садизм. См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
R. Krafft-Ebing. Psychopathia Sexualis. Stuttgart,1886.
Источник: Тополянский А.В., Бородулин В.И. Синдромы и симптомы в клинической практике. 2010
Вид перверсии, при которой индивид получает сексуальное удовлетворение, причиняя боль либо повреждения партнеру. В ранних работах Фрейд высказал предположение об универсальности садистских и Мазохистских компонентов сексуального влечения и соотнес их с активностью, пассивностью и влечением к овладению. Умеренные проявления садизма и мазохизма могут рассматриваться как нормальные элементы предварительной любовной игры. В структуре Мазохистского характера также достаточно выражены оба компонента, хотя и в бессознательной форме. У лиц с пограничными и психотическими расстройствами перверсные проявления отличаются сознательной терпимостью к явным формам надругательство и насилия. Иногда садизм отождествляется с агрессией и относится к ситуациям, в которых сексуальный элемент либо внешне отсутствует либо по меньшей мере не осознается (см., например, работы Мелани Кляйн и ее последователей).
Поначалу Фрейд (1915) полагал, что садизм является предшественником мазохизма, рассматриваемого в качестве 'обращенного на себя' садизма. Однако при описании гипотетического влечения к смерти Фрейд (1920) указал на наличие направленных на человека разрушительных побуждений (первичный мазохизм), действующих с момента рождения и противоречащих принципу удовольствия. С этих позиций вторичным образованием представляется скорее садизм, нежели мазохизм. В результате Фрейд пришел к выводу, что садизм является 'отклонением вектора' деструктивных инстинктивных влечений (первично направленных на человека) в сторону объекта.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
- жертва садиста должна быть живой, ибо для него все живое должно быть под контролем;
- главный стимул для садиста – любое слабое существо;
- готовность подчиняться более сильному существу. Всякий садист одновременно является и мазохистом.
- неофобия и ксенофобия – боязнь всего нового, незнакомого, всего того, что требует мужества принимать ответственные и нестандартные решения.
Следует различать такие формы садизма:
- сексуальный садизм – сексуальное удовлетворение от причинения страданий половому партнеру;
- пассивный садизм – намеренное игнорирование и пренебрежение ожиданиями и потребностями сексуального партнера с целью разочаровать его, заставить ощутить дискомфорт;
- аутосадизм - самомучение, доставляющее удовлетворение;
- инвертированный садизм - выражение, обозначающее бессознательные садистические тенденции;
- инъектофилия (син. накалывание) - разновидность садизма, при которой удовлетворение доставляет укалывание партнёра какими-то острыми предметами, точесное прижигание тела сексуального партнёра, например, горящей сигаретой (Старович, 1991);
- салиромания — форма садизма, для которой характерно получение удовлетворения от пачкания других людей грязью, калом, мочой, кровью и т. д.;
- ктиномания (синоним - ктиноидния) - живодёрство, патологическое влечение к мучительству животных, доставляющее пациенту сексуальное удовлетворение;
- зоосадизм - см.;
- сексуальный вампиризм – см.;
- некросадизм (бертранизм) – см.;
- флагеллантизм – см.;
Источник: Словарь терминов агрессии и насилия
Эпонимом С. является маркиз де Сад («Философия в будуаре», 1795), хотя условнорефлекторная связь между причинением боли и сладострастием была установлена намного ранее. По мнению ряда исследователей, в основе С. лежит первобытный инстинкт агрессии в отношении завоеванной добычи. В сексологии рассматривается как парная противоположность мазохизма; практическая форма дисциплины. Предполагает широкий спектр действий: от унижений эротических до физических истязаний с использованием дивайсов сексуальных. См. также BDSM.
«П., 15 лет, из хорошей семьи, талантливый, славный юноша, спокойного характера, хотя по временам обнаруживает сильное непослушание, упрямство и вспыльчивость. Онанист, страдает эпилепсией. Однажды выяснилось, что П. за деньги склонил своего 14-летнего бедного товарища Б. согласиться на то, чтобы тот позволил ему щипать у него плечи, ягодицы и ляжки. Когда Б. при этом плакал, П. приходил в сильное возбуждение и наносил ему удары правой рукой, а левой манипулировал в кармане брюк.
П. признался, что причинение боли товарищу, с которым он в общем находился в очень дружеских отношениях, доставляет ему особое удовольствие и что истечение семени при мастурбации во время истязаний сопровождается несравненно более сильным чувством наслаждения, чем когда он онанирует в одиночестве.
К., 50 лет, без определенных занятий, с тяжелой наследственностью, удовлетворял свое извращенное половое влечение исключительно с мальчиками 10–15 лет, которых он склонял к взаимной мастурбации и которым он в момент наивысшего возбуждения прокалывал ушную мочку. В последнее время это его больше не удовлетворяло, и он совершенно отрезал ушную мочку. Он был уличен и приговорен к тюремному наказанию.» Р. Краффт-Эбинг. Половая психопатия.
С. в широком смысле – то же, что жестокость; наслаждение чужими страданиями.
Садистский (-ая; -ое) (садистический) – присущий или свойственный С.
«Садистские наклонности воспитываются самой этикой блатного мира.» В. Шаламов. Женщина блатного мира.
Источник: Словарь доктора либидо
Блузка лопнула, и в сумеречном свете сверкнули ее напрягшиеся в борьбе молочно-белые упругие груди. Флора упала навзничь, отдаваясь во власть победителю… Свирепая ярость охватила его, заставляя искать глазами какое-нибудь оружие, камень или другой предмет, которым он мог бы ее убить. Взор его упал на ножницы…он судорожно схватил их, готовый вонзить в обнаженную грудь с нежно алевшими сосками. Но волна леденящего ужаса отрезвила его… (Э. Золя, Человек-зверь).
Другие с пробуждением зрелости мечтают обладать женщиной, а он был одержим одной только мыслью – убить ее!… Почему его всякий раз внезапно охватывал приступ слепой ярости, постоянно терзало дикое желание отомстить за какие-то очень давние обиды…? Не было ли первопричиной всего этого страдание, в незапамятные времена причиненное женщинами людям его пола? Быть может, злоба передавалась из поколения в поколение, от самца к самцу? (там же).
Я выслушал как-то исповедь знаменитого убийцы женщин, не грабившего, но насиловавшего их. Его спорт заключался в том, что острый момент наслаждения совпадал с предсмертной судорогой женщины. «В эти минуты, признавался он, я чувствовал себя богом в момент мироздания!» (О. Мирбо, Голгофа).
Ср.:
Наблюдая за играми молодежи в поле…он видел, что даже подростки любят обижать девиц: щиплют их, колотят, бросают в косы репьи… Слезы обиженных девушек почти всегда вызывали довольные усмешки парней, и во всех играх сквозило желание причинить боль, грубо подчеркнуть превосходство мужской силы (М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина).
Как считают исследователи, придирки, пиление, сарказм, вспышки раздражения – психологические формы садизма. Также предполагают, что поцелуй в любви происходит от укуса, т. е. садо-мазохистского происхождения, как и крепкие объятия, щипание. Шутки типа незаметного вынимания стула из-под привставшего на минуту человека, с тем чтобы он, не зная об этом, снова присаживаясь, упал на пол, считают сублимацией полового садизма. Ср. мазохизм.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Садистские наклонности могут не реализовываться в действии, а воплощаться только в фантазиях. Некоторые исследователи полагают, что садистские наклонности присутствуют в сексуальном сценарии каждого мужчины и даже каждой женщины (это проявляется в стремлении к полному обладанию объектом влечения), но они обычно тормозятся. Неверно думать, будто С. присущ только мужчинам. Объектом влечения садиста м. б. лицо как др., так и своего пола (садогомосексуализм), а также животное (зоосадизм). С. часто сочетается с педофилией и геронтофилией, когда слабость и уязвимость жертвы определяется молодым или, наоборот, преклонным возрастом. Особым случаем является воспитательный С, или дип-польдизм (по фамилии домашнего учителя Дип-польда, который ради получения сексуального наслаждения так истязал своего воспитанника, что довел его до смерти).
Крайние и весьма редкие случаи С. - некрофилия, вампиризм и бертранизм. Некрофилия (некромания, некросадизм) представляет собой половое влечение мужчин к трупам. Некрофилы чаще используют трупы, а на убийство идут крайне редко. Высказывается предположение, что некрофилия возникает в случае фиксации в сознании эякуляции и оргазма, наступающих у некоторых мальчиков и подростков при острой эмоциональной реакции, вызванной страшными рассказами о привидениях, кладбищах, убийствах. Вампиризм сочетает в себе элементы С. и фетишизма, причем роль фетиша играет кровь партнера. При легкой форме вампиризма девиант использует сладострастные чувства, воображая, как его партнер истекает кровью, или представляя потоки крови; при более тяжелой - он наносит укусы или царапины, иногда весьма серьезные порезы и уколы ("подкалыва-тели"). В бертранизме (по имени описанного Крафт-Эбингом фр. поручика Бертрана, сексуально наслаждавшегося, выкапывая трупы, расчленяя их и иногда совершая с ними половой акт) соединяются некрофилия и С.
С. связан с попранием прав личности, агрессией. Следование садистским наклонностям нередко приводит к половым преступлениям, причем сопротивление жертвы лишь усиливает наслаждение садиста. Однако нередки случаи, когда партнер садиста не является жертвой в буквальном смысле, а также испытывает сексуальное наслаждение. С. и мазохизм тесно связаны, что может приводить не только к созданию устойчивой партнерской пары садист-мазохист, но и к перемене ролей. Многие исследователи предпочитают говорить о садомазохизме. (И. А. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Термин «садизм» происходит от имени французского писателя маркиза де Сада (Донасьен Альфонс Франсуа, 1740–1814), автора романов и сборника новелл «Преступления любви, или Бред страстей», в которых он описал сцены сексуальной патологии. Немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг (1840–1902) использовал понятие «садизм» для обозначения одной из форм сексуальной перверсии (извращения).
В понимании З. Фрейда сексуальность большинства мужчин содержит примесь агрессивности. В противоположность мазохизму, характеризующемуся пассивной позицией, садизм связан с активностью человека. В отличие от женщин мужчины более склонны к насильственному преодолению сопротивления сексуального партнера. В целом садизм соответствует преувеличенному агрессивному компоненту сексуального влечения.
Рассматривая садизм, З. Фрейд исходил из того, что история развития человечества свидетельствует о тесной связи между жестокостью и половым влечением. Некоторые ученые объясняли подобную связь тем, что всякая боль сама по себе содержит наслаждение; следовательно, и садизм как сексуальное извращение, по их мнению, основывается именно на этом.
З. Фрейд не считал подобное объяснение сексуального извращения удовлетворительным. Он полагал, что пассивная и активная формы сексуальной деятельности не всегда выступают в чистом виде. Чаще всего они переплетаются между собой: тот, кто получает сексуальное наслаждение, причиняя боль другому, также способен испытывать наслаждение от боли, которую причиняют ему. Хотя в одном человеке активная или пассивная позиция может быть выражена сильнее, тем не менее садист всегда является одновременно и мазохистом.
По З. Фрейду, некоторые сексуальные извращения встречаются как противоположные пары. Садизм и мазохизм – типичный пример такой пары. Но садизм не объясняется только примесью агрессивности. Понимание садизма и мазохизма лучше всего соотносить с противоположностью мужского и женского начал.
Исследуя инфантильную сексуальность, З. Фрейд пришел к заключению, что садизм можно рассматривать в более широком плане, а не только в узком – как сексуальное извращение. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал: «Понятие садизма, в обычном применении этого слова, колеблется между только активной и затем насильственной установкой по отношению к сексуальному объекту и исключительной неразрывность удовлетворения с подчинением и его терзанием. Строго говоря, только последний крайний случай имеет право название перверсии». Обращаясь к рассмотрению инфантильной сексуальности, он показал, как у ребенка может развиваться компонент жестокости сексуального влечения. Детскому характеру, замечал он, вообще свойственна жестокость: дети отличаются особой жестокостью по отношению к животным, друг к другу. Их жестокость происходит из влечения к овладению.
З. Фрейд считал, что жестокость преобладает в фазе сексуальной жизни, названной им прегенитальной, то есть предшествующей зрелой сексуальности, связанной с деятельностью гениталий. В частности, он выделил садистско-анальную организацию прегенитальной сексуальности, на которой влечение к овладению принимает форму жестокости. Способность к состраданию возникает у детей позднее.
В психоаналитической трактовке З. Фрейда склонность к садизму потенциально содержится в каждом человеке. Она связана с развитием ранних фаз детской сексуальности.
Представления З. Фрейда о садизме получили свое дальнейшее развитие в одних психоаналитических исследованиях и критическое переосмысление в других. В частности, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) считал, что сексуальный садизм является одной из наиболее распространенных форм сексуального извращения. Вместе с тем он исходил из того, что садистские импульсы проявляются, как правило, и в сексуальности человека, и в других его несексуальных влечениях. Поэтому можно говорить о садистском характере. Если, совершая садистские действия, человек достигает сексуального возбуждения, то он, по словам Э. Фромма, настоящий садист, одержимый страстью властвовать, мучить и унижать других людей.
В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) Э. Фромм обратил особое внимание на проявление несексуального садизма, включая жестокое обращение с детьми, причинение физического страдания беспомощным, беззащитным людям и животным, нечеловеческое обращение с военнопленными, больными (особенно умалишенными) и сидящими в тюрьмах, применение пыток под прикрытием осуществления религиозных или политических идей. Наряду с физическим садизмом он также выделил психический садизм, проявляющийся в душевной жестокости, унижении, обидах и оскорблениях, выраженных в словесной форме. «Психический садизм имеет много способов маскировки: вроде бы безобидный вопрос, улыбка, намек… мало ли чем можно привести человека в замешательство. Кто не знает таких мастеров-умельцев, которые всегда находят точное слово или точный жест, чтобы кого угодно привести в смятение или унизить». Как подчеркнул Э. Фромм, психический садизм может приносить людям не меньшие, а подчас даже большие страдания, чем физический садизм.
По мнению американского психоаналитика, сердцевину садизма, независимо от различных форм его проявления, составляет «страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина». Обычно садизм – «это злокачественное образование», «превращение немощи в иллюзию всемогущества», «религия духовных уродов». Типичными чертами садистского характера являются: стремление, чтобы все живое находилось под контролем и чтобы живые существа превратились в вещи, дрожащие объекты обладания; проявление садистских импульсов только по отношению к слабым, но не сильным людям; презрение к слабому с тенденцией к абсолютному подчинению его; боязнь всего нового, непредсказуемого, требующего нестандартных решений и действий; трусость и готовность к подчинению более сильному человеку. Развитию садизма способствуют такие факторы, как основанные на эксплуатации условия жизни, все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности, и все то, что приводит к возникновению страха, утрате жизненных сил.
Рассматривая причины и корни возникновения злокачественного садизма, Э. Фромм пришел к заключению, что их понимание не может ограничиваться учетом только врожденных биологических факторов, как это подчас имеет место в некоторых исследованиях. Важно принимать во внимание также психологическую атмосферу и социальные условия жизни человека, от которых зависит «не только возникновение социального садизма, но и судьба индивидуального, личностного садизма».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001