САДИЗМ

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САДИЗМ
половое удовлетворение путем причинения страданий или унижения сексуальному партнеру.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

САДИЗМ
патологическая склонность к жестокости, сопровождаемая получением наслаждения от страданий людей (см. также Агрессивность).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Садизм
извращенная и изощренная жестокость, половое извращение, при котором половое чувство удовлетворяется причинением физической боли другому человеку.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Садизм
Получение наслаждения от нанесения другому человеку морального и физического страдания. Название сопряжено с фамилией маркиза де Сада (1740–1814).

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

САДИЗМ (МКБ 302.8)
ощущение сексуального возбуждения и удовлетворения, достигаемое от причиняемой партнеру боли или его унижения (по имени маркиза де Сад, 1740-1814).

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru)

САДИЗМ
от имени французского писателя маркиза де Сада (1740–1814). Означает ненормальную страсть к жестокостям, мучительству других и получению наслаждения от страданий.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Садизм
МКБ 302.8) (по имени маркиза де Сад, 1740-1814) - ощущение сексуального возбуждения и удовлетворения, достигаемое от причиняемой партнеру боли или его унижения.

Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002

САДИЗМ
причинение страданий другому человеку и получение при этом удовлетворения. Под С. понимают и половое извращение, причинение партнеру морального или физического страдания.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

садизм

психопатология, страсть к жестокости, получение наслаждения от чужих страданий, название произошло (от имени французского писателя де Сада), описавшего это явление.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Садизм
Половое удовлетворение, испытываемое путем причинения страдания или унижения сексуальному партнеру. Садист испытывает его лишь при полном доминировании, неограниченном господстве над партнером.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

САДИЗМ
sadism) - половое возбуждение, возникающее во время причинения боли партнеру или во время мысленного представления того, как это происходит. См. также Мазохизм, Извращение половое. - Садист (sadist). - Садистский (sadistic).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Садизм
аномальное состояние человека, который получает удовольствие, видя страдания других людей. Садизм (назван по имени французского писателя Маркиза де Сада, описавшего его) в широком смысле - склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

Садизм
Sadimu от имени французского писателя de Sade, де Сад - сексуальное извращение: половое возбуждение и удовлетворение достигается в процессе причинения партнеру физической боли (активная флагелляция), нанесения увечья, иногда завершающихся убийством с последующим половым актом (син. активная алголагния).

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

САДИЗМ
от имени фр. писателя маркиза де Сада) – форма половой перверсии. Термин предложен Р. фон Краффт-Эбингом. Сексуальное удовлетворение достигается при причинении физических страданий или унижений партнеру. Действия садиста могут включать оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, убийство. Часто садистические наклонности реализуются в фантазиях.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Садизм
(Sadismus) (по имени фр. писателя Маркиза де Сада, 1740-1814, описавшего в своих произведениях этот вид извращения). Термин, введенный Краффтом-Эбингом, для обозначения полового извращения, заключающегося в половом удовлетворении путем причинения физических страданий (боли и др.) вплоть до убийства партнера с последующим половым актом. Ср. Перверсия. Син. Алголагния, активная.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

САДИЗМ
Сексуальная перверсия, характеризующаяся стремлением причинить половому партнеру боль, увечье. Проявлением садизма в ряде случаев бывают истязания и даже убийства жертв извращенного полового влечения с последующим половым актом (см. Бертранизм)
Термин был введен R. Krafft-Ebing. Связан с именем французского писателя XVIII в. маркиза де Сада, в произведениях которого подробно описан этот вид перверсии.
Син.: алголагния активная, половой тиранизм.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Садизм
Словообразование. Происходит от имени французского писателя маркиза де Сада.
Автор. Термин был предложен Р. фон Краффт-Эбингом.
Категория. Форма половой перверсии.
Специфика. Сексуальное удовлетворение достигается при причинении физических страданий или унижений своему партнеру. Действия садиста могут включать в себя: оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, нанесение ран, убийство. Часто садистические наклонности реализуются в плане фантазии.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

САДИЗМ
1. Страсть к жестокостям; наслаждение, испытываемое от причинения боли и страдания животным или другим людям.
2. Форма перверсии половой, когда половое удовлетворение достигается при условии причинения партнеру физических или моральных страданий или унижений партнеру. Термин предложил Р. фон Крафт-Эббинг на основе фамилии французского писателя маркиза де Сада (1740-1814), давшего яркое описание этого явления в своих романах.
Действия садиста могут содержать: оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, нанесение ран, убийство. Часто садистские наклонности реализуются в плане фантазии.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

САДИЗМ
стремление к сексуальному удовлетворению, которое достигается самыми разнообразными приемами истязания и унижения партнера. Существуют различные формы С.: от мягкой, контролируемой игры с послушным партнером до агрессивного поведения, включающего попытки изнасилования и убийства. Некоторые садисты получают удовлетворение от мук сопротивляющейся жертвы, другие – от страданий покорной. Нанесение легкой боли для получения полового возбуждения (например, укусы, шлепки по ягодицам) нередко встречается и у здоровых людей, но при этом получение полового удовлетворения не связано с причинением страданий партнеру.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

САДИЗМ
1. В самом общем значении получение удовольствия от восприятия (вида) страданий других людей. 2. Патологическая склонность человека к проявлениям жестокости. 3. Стремление к разрушению, уничтожению всего живого и неживого, в том числе предметов человеческой культуры. 4. Связывание получения сексуального наслаждения с причинением боли, страданием сексуального партнера. Боль в данном случае не обязательно является физической, она может иметь психологическое, моральное выражение. Свое название С. получил по герою скандально известного писателя и революционера, Донатьена Альфонса Франсуа-Маркиза де Сада. См. мазохизм, парафилия, садизм инвертированный, садизм оральный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Садизм
в клинической психологии) - причинение другому боли, страдания, доставляющее наслаждение исполнителю. Названо по имени французского писателя маркиза де Сада, к-рый описал это извращение. Рассматривается как вид парафилии (психосексуальное расстройство, при к-ром сексуальное возбуждение достигается путем особых, необычных или причудливых действий). Сексуальное поведение, включающее истязание партнера плетьми, избиение или нанесение увечий, бывает иногда исключительно опасным для жертв, независимо от того, вовлекаются они в такие отношения добровольно или по принуждению. С течением времени жестокость поведения, как правило, усиливается. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Энциклопедия психического здоровья / Г.-У. Виттхен. М., 2006. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

САДИЗМ
sadism)
Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой субъекту для получения эротического удовольствия требуется причинять боль своему объекту.
Удовольствие от жестокости.
оральный садизм: удовольствие от кусания (см. также ОРАЛЬНЫЙ).
анальный садизм: удовольствие от такого рода жестокости, которая теоретически связывается с АНАЛЬНОЙ фазой ЛИБИДНОГО развития. Неясно, является ли садизм в чистом виде инфантильным СОСТАВНЫМ ИНСТИНКТОМ или представляет собой слияние либидного и агрессивного импульсов (см. АГРЕССИЯ). Если верно последнее, то непонятно, является ли агрессивный элемент садизма проявлением врожденных агрессивных или деструктивных тенденций либо ответом на ФРУСТРАЦИЮ и/или унижение. Неясно также, вызывается ли "удовольствие" от садистских действий видом чужой боли или ощущением власти, которая дает возможность причинять боль.
До 1920 г. Фрейд считал, что садизм способен к ОБРАЩЕНИЮ в МАЗОХИЗМ; однако позднее он стал рассматривать мазохизм как свидетельство в пользу ИНСТИНКТА СМЕРТИ, где мазохизм первичен и подвержен превращению в садизм. См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

САДИЗМ
1. Связь сексуального удовольствия воли с причинением боли другому. Обратите внимание, что боль здесь может принимать разные формы, отличные от чисто физической. Исходя из того, как употребляется этот термин, причинение психической боли, оскорбление, унижение, эксплуатация и т.д. – все можно расценивать как садистские действия. Этот термин охватывает фактическое отклонение от сексуального удовлетворения, так же как и случаи, в которых садистское поведение выполняет функции возбуждения, являясь прелюдией к дальнейшему половому акту. Когда это необходимо для сексуального удовлетворения, это относится к половым извращениям. Этот термин происходит от довольно определенной сексуальной ориентации известного эссеиста, романиста и революционера Альфонса Франсиса, маркиза де Сада. 2. Более общий смысл – получение удовольствия от причинения боли и страдания другим. Как и в значении 1, боль может принимать формы, отличные от физической. В этом способе употребления сексуальная коннотация может присутствовать или отсутствовать, прилагательное – садистский; существительное – садист. См. мазохизм.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

САДИЗМ
активная альголагния, эротический тиранизм) – сексуальная девиация, при которой половое возбуждение и удовлетворение достигаются в результате причинения партнеру физических страданий, унижения и т. п. Крайнее проявление садизма – так называемый люстморд (Lustmord), т. е. убийство сексуального партнера во время максимального полового возбуждения. Нередко сочетается с мазохизмом (так называем садомазохизм), отражая биполярность природы человека. Элементы садизма могут присутствовать и в рамках нормальной сексуальности, а также при различных сексуальных девиациях (бертранизм, вампиризм, некрофилия, некросадизм и др.), в некоторых религиозных культах (у флагеллантов) в виде бичевания, самобичевания (активная флагеллация). В широком (переносном) смысле – стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями. Назван по имени французского писателя графа Донатьена Альфонса Франсуа де Сада, известного также под именем маркиз de Sade (1740–1814), который подробно описал в своих произведениях сексуальную практику физического истязания и унижения женщин во время полового акта и других действий, много лет провел в тюрьме и умер в психиатрической больнице Шарантон под Парижем. Впервые описан как половое извращение немецким психиатром Р. Крафт-Эбингом (R. Krafft-Ebing, 1840–1902), предложившим термин «садизм» в монографии «Сексуальная психопатия».
R. Krafft-Ebing. Psychopathia Sexualis. Stuttgart,1886.

Источник: Тополянский А.В., Бородулин В.И. Синдромы и симптомы в клинической практике. 2010

САДИЗМ
САДЫЗМ / SADISM (назван по имени описавшего его маркиза де Сада)– склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других. Понятие С. впервые ввел в научный обиход Р. Крафт-Эбинг в 1886 г. в значении полового извращения. В настоящий момент различают сексуальный С.– форма сексуального поведения, при котором средством получения сексуального возбуждения, наслаждения и полового удовлетоврения является причинение боли, страданий партнеру, в ряде случаев телесных повреждений, смешение агрессии с сексуальными стремлениями. Психологический (моральный) С.– форма С., при которой жертве в различных ситуациях причиняются не физические, а психологические, морально-нравственные страдания (в виде унижения, оскорбления, угроз и т. п.). Наличие проявлений С. в поведении может являться признаком садистического расстройства личности, для которого, согласно DSM-III-R, характерны: использование физической жестокости или насилия с целью установления доминирования в отношениях; публичное унижение другого человека; жестокое обращение с зависимым человеком; получение и проявление удовольствия при виде мучений (физических или психологических) других; использование лжи для причинения вреда; запугивание; стремление ограничить свободу других; увлеченность темами насилия, оружия, боевых искусств, пыток. Первые проявления отмечаются в старшем подростковом возрасте. Понятие «садистическое расстройство личности» было предложено, но не было включено в Международную классификацию болезней в качестве официального диагноза. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

САДИЗМ (SADISM)

Вид перверсии, при которой индивид получает сексуальное удовлетворение, причиняя боль либо повреждения партнеру. В ранних работах Фрейд высказал предположение об универсальности садистских и Мазохистских компонентов сексуального влечения и соотнес их с активностью, пассивностью и влечением к овладению. Умеренные проявления садизма и мазохизма могут рассматриваться как нормальные элементы предварительной любовной игры. В структуре Мазохистского характера также достаточно выражены оба компонента, хотя и в бессознательной форме. У лиц с пограничными и психотическими расстройствами перверсные проявления отличаются сознательной терпимостью к явным формам надругательство и насилия. Иногда садизм отождествляется с агрессией и относится к ситуациям, в которых сексуальный элемент либо внешне отсутствует либо по меньшей мере не осознается (см., например, работы Мелани Кляйн и ее последователей).
Поначалу Фрейд (1915) полагал, что садизм является предшественником мазохизма, рассматриваемого в качестве 'обращенного на себя' садизма. Однако при описании гипотетического влечения к смерти Фрейд (1920) указал на наличие направленных на человека разрушительных побуждений (первичный мазохизм), действующих с момента рождения и противоречащих принципу удовольствия. С этих позиций вторичным образованием представляется скорее садизм, нежели мазохизм. В результате Фрейд пришел к выводу, что садизм является 'отклонением вектора' деструктивных инстинктивных влечений (первично направленных на человека) в сторону объекта.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Садизм
1. получение сексуального удовольствия (удовлетворения) от причинения боли и психологического страдания половому партнёру. Мс Саry приводит данные, согласно которым проявления садизма отмечаются у 5% мужчин и 2% женщин (цит. по Старович, 1991). 2. в более широком значении - болезненная страсть к доминированию. Э. Фромм различает такие признаки «синдрома садизма»:
- жертва садиста должна быть живой, ибо для него все живое должно быть под контролем;
- главный стимул для садиста – любое слабое существо;
- готовность подчиняться более сильному существу. Всякий садист одновременно является и мазохистом.
- неофобия и ксенофобия – боязнь всего нового, незнакомого, всего того, что требует мужества принимать ответственные и нестандартные решения.
Следует различать такие формы садизма:
- сексуальный садизм – сексуальное удовлетворение от причинения страданий половому партнеру;
- пассивный садизм – намеренное игнорирование и пренебрежение ожиданиями и потребностями сексуального партнера с целью разочаровать его, заставить ощутить дискомфорт;
- аутосадизм - самомучение, доставляющее удовлетворение;
- инвертированный садизм - выражение, обозначающее бессознательные садистические тенденции;
- инъектофилия (син. накалывание) - разновидность садизма, при которой удовлетворение доставляет укалывание партнёра какими-то острыми предметами, точесное прижигание тела сексуального партнёра, например, горящей сигаретой (Старович, 1991);
- салиромания — форма садизма, для которой характерно получение удовлетворения от пачкания других людей грязью, калом, мочой, кровью и т. д.;
- ктиномания (синоним - ктиноидния) - живодёрство, патологическое влечение к мучительству животных, доставляющее пациенту сексуальное удовлетворение;
- зоосадизм - см.;
- сексуальный вампиризм – см.;
- некросадизм (бертранизм) – см.;
- флагеллантизм – см.;

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

САДИЗМ
/Sadism/ (активная алголагния; инквизиционизм; тортурофилия; эрототиранизм), возбуждение, возникающее от причинения физических страданий пол. партнеру. См. также Садомазохизм.
Эпонимом С. является маркиз де Сад («Философия в будуаре», 1795), хотя условнорефлекторная связь между причинением боли и сладострастием была установлена намного ранее. По мнению ряда исследователей, в основе С. лежит первобытный инстинкт агрессии в отношении завоеванной добычи. В сексологии рассматривается как парная противоположность мазохизма; практическая форма дисциплины. Предполагает широкий спектр действий: от унижений эротических до физических истязаний с использованием дивайсов сексуальных. См. также BDSM.
«П., 15 лет, из хорошей семьи, талантливый, славный юноша, спокойного характера, хотя по временам обнаруживает сильное непослушание, упрямство и вспыльчивость. Онанист, страдает эпилепсией. Однажды выяснилось, что П. за деньги склонил своего 14-летнего бедного товарища Б. согласиться на то, чтобы тот позволил ему щипать у него плечи, ягодицы и ляжки. Когда Б. при этом плакал, П. приходил в сильное возбуждение и наносил ему удары правой рукой, а левой манипулировал в кармане брюк.
П. признался, что причинение боли товарищу, с которым он в общем находился в очень дружеских отношениях, доставляет ему особое удовольствие и что истечение семени при мастурбации во время истязаний сопровождается несравненно более сильным чувством наслаждения, чем когда он онанирует в одиночестве.
К., 50 лет, без определенных занятий, с тяжелой наследственностью, удовлетворял свое извращенное половое влечение исключительно с мальчиками 10–15 лет, которых он склонял к взаимной мастурбации и которым он в момент наивысшего возбуждения прокалывал ушную мочку. В последнее время это его больше не удовлетворяло, и он совершенно отрезал ушную мочку. Он был уличен и приговорен к тюремному наказанию.» Р. Краффт-Эбинг. Половая психопатия.
С. в широком смысле – то же, что жестокость; наслаждение чужими страданиями.
Садистский (-ая; -ое) (садистический) – присущий или свойственный С.
«Садистские наклонности воспитываются самой этикой блатного мира.» В. Шаламов. Женщина блатного мира.

Источник: Словарь доктора либидо

Садизм
от фамилии писателя де Сада, страдавшего этим заболеванием) – сексуальное извращение, когда половое возбуждение и удовлетворение происходит вследствие причинения физических или нравственных страданий партнеру или объекту насилия, его убийства.
Блузка лопнула, и в сумеречном свете сверкнули ее напрягшиеся в борьбе молочно-белые упругие груди. Флора упала навзничь, отдаваясь во власть победителю… Свирепая ярость охватила его, заставляя искать глазами какое-нибудь оружие, камень или другой предмет, которым он мог бы ее убить. Взор его упал на ножницы…он судорожно схватил их, готовый вонзить в обнаженную грудь с нежно алевшими сосками. Но волна леденящего ужаса отрезвила его… (Э. Золя, Человек-зверь).
Другие с пробуждением зрелости мечтают обладать женщиной, а он был одержим одной только мыслью – убить ее!… Почему его всякий раз внезапно охватывал приступ слепой ярости, постоянно терзало дикое желание отомстить за какие-то очень давние обиды…? Не было ли первопричиной всего этого страдание, в незапамятные времена причиненное женщинами людям его пола? Быть может, злоба передавалась из поколения в поколение, от самца к самцу? (там же).
Я выслушал как-то исповедь знаменитого убийцы женщин, не грабившего, но насиловавшего их. Его спорт заключался в том, что острый момент наслаждения совпадал с предсмертной судорогой женщины. «В эти минуты, признавался он, я чувствовал себя богом в момент мироздания!» (О. Мирбо, Голгофа).
Ср.:
Наблюдая за играми молодежи в поле…он видел, что даже подростки любят обижать девиц: щиплют их, колотят, бросают в косы репьи… Слезы обиженных девушек почти всегда вызывали довольные усмешки парней, и во всех играх сквозило желание причинить боль, грубо подчеркнуть превосходство мужской силы (М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина).
Как считают исследователи, придирки, пиление, сарказм, вспышки раздражения – психологические формы садизма. Также предполагают, что поцелуй в любви происходит от укуса, т. е. садо-мазохистского происхождения, как и крепкие объятия, щипание. Шутки типа незаметного вынимания стула из-под привставшего на минуту человека, с тем чтобы он, не зная об этом, снова присаживаясь, упал на пол, считают сублимацией полового садизма. Ср. мазохизм.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

САДИЗМ
по имени франц. писателя маркиза де Сада, кот. в своих романах «Философия в будуаре», «Жюстина» в 2-х т., «Жюльетта» в 2-х томах, дескриптировал дифференциальные модусы истязания полового партнера и апологировал неограниченную свободу сексуального влечения-либидо, сексуального поведения; садизм—это и половое удовлетворение, кот. репродуцируется-переживается путем причинения страданий, унижений сексуальному партнеру, а для садиста феномены-приемы-способы сексуального наслаждения, возможны, как максима, при полном приматном контролировании поведения сексуального партнера, при апикальном подавлении его Эго; укажем, что садистские склонности могут и не реализовываться практически в социоонтологической реальности, а репрезентироваться-представляться в эгофантазиях-эгопредставлениях-эгомультиэйдетизмах субъекта; специалисты считают, что садистские наклонности могут присутствовать в фабульно-сексуальной сюжетике любого мужчины и любой женщины, что репродуцируется-генерируется в стремлении субъекта к полному обладанию предметом своего сексуального влечения, а поэтому матрицы-формы садизма, присущи не только мужчинам, как ошибочно думают некот. иссл, но и женщинам, а также животным; садомазохизм интеграционный термин для денотации-обозначения садизма и мазохизма, как взаимодополняющих-коррелирующих друг с другом модусов-приемов сексуального удовлетворения в констелляции с дифференциальными психодевиациями-психоотклонениями у какого-либо субъекта; некот. иссл. считают, что садист и мазохист, коррелируя в сексуально-межличностном порядке между собой, могут составлять идеально-гармоничную пару, а в каком-либо индивиде могут соонтологизироваться-событийствовать-сосуществовать и мазохистские и садистские наклонности, что т.о., дефиницирует константную трансформацию фабульно-сексуальных сюжетов, расширяет диапазон приемлемости субъектами друг друга, усиливает их сексуально-эмотивно-мотивационные корреляции в паре; другие иссл. считают, что компоненты садомазохизма могут присутствовать в сексуальной экзистенции-жизни любых индивидов, а проявляются они раритетно-спонтанно лишь потому, что компенсируется возможностью одного из субъектов не подчиняться проявлениям властности-агрессивности другого субъекта или же тут могут быть различные психообструкции-психоблокады, стремления субъекта к покорности, к отдаче самого себя более сильному и эскалационному партнеру, а также отказ субъекта от психоиммунной защиты; некот. психологи и психотерапевты считают, что самдомазохизм в корреляте-импликации с аффектами, с экзальтацией любви может продуцироваться-инкарнироваться в том. что различные страдания, связанные с любимым субъектом, усиливают-градациируют, т.о., чувства, эмоции, наслаждения, острые ощущения.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

САДИЗМ
англ. sadis т; по имени фр. писателя маркиза де Сада, описавшего в своих романах множество способов истязания полового партнера и утверждавшего право человека на ничем не ограничиваемое сексуальное поведение) - половое удовлетворение, испытываемое путем причинения страданий или унижений сексуальному партнеру. Син. половое насильничество, эротический тиранизм, активная алголагния (альголагния). Термин "С." предложен Р. фон Крафт-Эбингом. Для садиста сексуальное наслаждение возможно лишь при полном доминировании, неограниченном господстве над партнером, обычно проявляющемся в нанесении физических или психических травм. Диапазон действий садиста необычайно широк: от оскорблений, брани, угроз... до побоев, бичевания (флагелляция), нанесения ран, убийства.
Садистские наклонности могут не реализовываться в действии, а воплощаться только в фантазиях. Некоторые исследователи полагают, что садистские наклонности присутствуют в сексуальном сценарии каждого мужчины и даже каждой женщины (это проявляется в стремлении к полному обладанию объектом влечения), но они обычно тормозятся. Неверно думать, будто С. присущ только мужчинам. Объектом влечения садиста м. б. лицо как др., так и своего пола (садогомосексуализм), а также животное (зоосадизм). С. часто сочетается с педофилией и геронтофилией, когда слабость и уязвимость жертвы определяется молодым или, наоборот, преклонным возрастом. Особым случаем является воспитательный С, или дип-польдизм (по фамилии домашнего учителя Дип-польда, который ради получения сексуального наслаждения так истязал своего воспитанника, что довел его до смерти).
Крайние и весьма редкие случаи С. - некрофилия, вампиризм и бертранизм. Некрофилия (некромания, некросадизм) представляет собой половое влечение мужчин к трупам. Некрофилы чаще используют трупы, а на убийство идут крайне редко. Высказывается предположение, что некрофилия возникает в случае фиксации в сознании эякуляции и оргазма, наступающих у некоторых мальчиков и подростков при острой эмоциональной реакции, вызванной страшными рассказами о привидениях, кладбищах, убийствах. Вампиризм сочетает в себе элементы С. и фетишизма, причем роль фетиша играет кровь партнера. При легкой форме вампиризма девиант использует сладострастные чувства, воображая, как его партнер истекает кровью, или представляя потоки крови; при более тяжелой - он наносит укусы или царапины, иногда весьма серьезные порезы и уколы ("подкалыва-тели"). В бертранизме (по имени описанного Крафт-Эбингом фр. поручика Бертрана, сексуально наслаждавшегося, выкапывая трупы, расчленяя их и иногда совершая с ними половой акт) соединяются некрофилия и С.
С. связан с попранием прав личности, агрессией. Следование садистским наклонностям нередко приводит к половым преступлениям, причем сопротивление жертвы лишь усиливает наслаждение садиста. Однако нередки случаи, когда партнер садиста не является жертвой в буквальном смысле, а также испытывает сексуальное наслаждение. С. и мазохизм тесно связаны, что может приводить не только к созданию устойчивой партнерской пары садист-мазохист, но и к перемене ролей. Многие исследователи предпочитают говорить о садомазохизме. (И. А. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Садизм
1. термин Р.Краффт-Эбинга (1886), обозначает связь сексуального удовольствия с причинением кому-то страдания, боли, физической и/или психологической. Реальное и явно смакуемое истязание кого-либо или даже фантазии на эту тему (нередко материализуемые в рисунках, текстах) вызывает у перверзного пациента сексуальное возбуждение, являясь прелюдией к половому акту, однако жестокость может проявляться также по ходу последнего и по его завершении. В некоторых случаях жертве наносятся тяжелые физические травмы, иногда несовместимые с жизнью. О.Мирба («Голгофа») рассказывает:»Я выслушал как-то исповедь знаменитого убийцы женщин, не грабившего, но насиловавшего их. Его спорт заключался в том, что острый момент наслаждения совпадал с предмертной судорогой женщины. В эти минуты, признавался он, я чувствовал себя богом в момент мироздания». Для сексуального садиста это его отождествление с высшими силами является не менее патологическим, нежели то, что он делает со своей жертвой. Расстройство возникает у психопатических личностей, в клинически значимой форме его развитие завершается обычно в молодом возрасте и, повидимому, в некоторой части случаев оно может быть изолированным в том плане, что не сопровождается иными сексуальными патологиями. Встречается преимущественно у мужчин как в гетеро-, так и гомосексуальных контактах. Распространенность расстройства, если иметь в виду разные степени его выраженности, повидимому, достаточно велика, но в официальнй статистике фигурируют обычно лишь единичные и громкие случаи, получившие широкую огласку и имеющие уголовно наказуемые последствия. Связь агрессивности и сексуальности, существующая при садизме, удовлетворительного объяснения не имеет. Одно из предположений состоит в том, что речь может идти о гиперкомпенсации комплекса неполноценности у паранойяльных личностей, проявляющейся в сексуальных отношениях в виде стремления к власти над половым партнером. Термин связан с именем эссеиста, романиста и в сущности подлинного патографа маркиза де Сада, романы которого наполнены описаниями парафилий, насилия, жестоких убийств, получения сексуального удовольствия от причинения боли жертвам агрессивных посягательств («Жюстина, или Злоключения добродетели», 1791, 1794; «Новая Жюстина...», 1797; «Философия в будуаре», 1795; – все эти книги в 1801 г. были конфискованы; «Сто двадцать дней Содома» - опубл. в 1931-1935 г.). Для маркиза люди были не более, чем механизмы, контролируемые в своем поведении инстинктами и плотскими потребностями, в этом плане этот товарищ вполне может рассматриваться как предшественник З.Фрейда. Между прочим литературные шедевры маркиза время от времени до сих пор рекламируются в отдельных СМИ РФ. По обвинению в сексуальном извращении ставший столь знаменитым маркиз 18 лет пробыл в заключении, а позднее, когда он пытался подарить свои книги Наполеону, тут же по приказу последнего был помещен в психиатрическую лечебницу, где спустя 12 лет и умер (1814). В психиатрической больнице маркиз будто бы вел себя мирно, был приветливым, дружелюбным, участвовал в театральных представлениях и вроде бы обнаруживал явных признаков сексуальной патологии. Осталось неизвестным, в какой мере де Сад описывал в своих книгах собственные патологические тенденции и насколько развитие последних было обусловлено его литературными фантазиями. Синонимы: Алголагния активная, Половой тиранизм; 2. в более широком смысле – получение удовольствия от доминирования, власти, жестокости, причинения боли и страдания другим людям. Сексуальная коннотация может при этом отсутствовать. Одержимость потребностью во власти может сочетаться с похотливостью, как это, по описаниям историков, было свойственно Соломону, Нерону, Наполеону и другим столь же обаятельным личностям, однако властолюбие бывает присуще и лицам, сексуально холодным или может быть только ставшим таковыми с возрастом либо под влиянием заболевания; 3. в психоанализе – сексуальная перверзия, при которой для получения эротического удовольствия причиняется боль объекту полового влечения. Считается неясным, является ли садизм в чистом виде инфантильным составным инстинктом или представляет собой слияние либидного и агрессивного импульсов. Если верно последнее, то остается непонятным, является ли агрессивный компонент садизма проявлением врожденных деструктивных тенденций либо ответом на фрустрацию и/или унижение. Неясно также, вызывается ли «удовольствие» от садистических действий только восприятием чужой боли или ощущением власти, которая дает возможность причинять боль. До 1929 г. З.Фрейд считал, что садизм способен к обращению в мазохизм, но позднее он решил, что первичным является мазохизм, который является свидетельством в пользу преобладания инстинкта смерти, и именно мазохизм способен обращаться в садизм, а не наоборот. Согласно Э.Фромму, в такой позиции выражена тенденция к некрофилии, разрушению «Биофилов», напротив, характеризует стремление к созиданию и утверждению гуманистических ценностей. Но все это суть общие слова, которые мало проясняют существо дела. См. Садистическая ритуальная жестокость.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

САДИЗМ
сексуальное извращение, характеризующееся страстью к насилию; в психоанализе – поведение человека, ориентированное на получение удовольствия путем насилия над сексуальным партнером, причинения ему физической боли и душевного страдания.
   Термин «садизм» происходит от имени французского писателя маркиза де Сада (Донасьен Альфонс Франсуа, 1740–1814), автора романов и сборника новелл «Преступления любви, или Бред страстей», в которых он описал сцены сексуальной патологии. Немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг (1840–1902) использовал понятие «садизм» для обозначения одной из форм сексуальной перверсии (извращения).
   В понимании З. Фрейда сексуальность большинства мужчин содержит примесь агрессивности. В противоположность мазохизму, характеризующемуся пассивной позицией, садизм связан с активностью человека. В отличие от женщин мужчины более склонны к насильственному преодолению сопротивления сексуального партнера. В целом садизм соответствует преувеличенному агрессивному компоненту сексуального влечения.
   Рассматривая садизм, З. Фрейд исходил из того, что история развития человечества свидетельствует о тесной связи между жестокостью и половым влечением. Некоторые ученые объясняли подобную связь тем, что всякая боль сама по себе содержит наслаждение; следовательно, и садизм как сексуальное извращение, по их мнению, основывается именно на этом.
   З. Фрейд не считал подобное объяснение сексуального извращения удовлетворительным. Он полагал, что пассивная и активная формы сексуальной деятельности не всегда выступают в чистом виде. Чаще всего они переплетаются между собой: тот, кто получает сексуальное наслаждение, причиняя боль другому, также способен испытывать наслаждение от боли, которую причиняют ему. Хотя в одном человеке активная или пассивная позиция может быть выражена сильнее, тем не менее садист всегда является одновременно и мазохистом.
   По З. Фрейду, некоторые сексуальные извращения встречаются как противоположные пары. Садизм и мазохизм – типичный пример такой пары. Но садизм не объясняется только примесью агрессивности. Понимание садизма и мазохизма лучше всего соотносить с противоположностью мужского и женского начал.
   Исследуя инфантильную сексуальность, З. Фрейд пришел к заключению, что садизм можно рассматривать в более широком плане, а не только в узком – как сексуальное извращение. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал: «Понятие садизма, в обычном применении этого слова, колеблется между только активной и затем насильственной установкой по отношению к сексуальному объекту и исключительной неразрывность удовлетворения с подчинением и его терзанием. Строго говоря, только последний крайний случай имеет право название перверсии». Обращаясь к рассмотрению инфантильной сексуальности, он показал, как у ребенка может развиваться компонент жестокости сексуального влечения. Детскому характеру, замечал он, вообще свойственна жестокость: дети отличаются особой жестокостью по отношению к животным, друг к другу. Их жестокость происходит из влечения к овладению.
   З. Фрейд считал, что жестокость преобладает в фазе сексуальной жизни, названной им прегенитальной, то есть предшествующей зрелой сексуальности, связанной с деятельностью гениталий. В частности, он выделил садистско-анальную организацию прегенитальной сексуальности, на которой влечение к овладению принимает форму жестокости. Способность к состраданию возникает у детей позднее.
   В психоаналитической трактовке З. Фрейда склонность к садизму потенциально содержится в каждом человеке. Она связана с развитием ранних фаз детской сексуальности.
   Представления З. Фрейда о садизме получили свое дальнейшее развитие в одних психоаналитических исследованиях и критическое переосмысление в других. В частности, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) считал, что сексуальный садизм является одной из наиболее распространенных форм сексуального извращения. Вместе с тем он исходил из того, что садистские импульсы проявляются, как правило, и в сексуальности человека, и в других его несексуальных влечениях. Поэтому можно говорить о садистском характере. Если, совершая садистские действия, человек достигает сексуального возбуждения, то он, по словам Э. Фромма, настоящий садист, одержимый страстью властвовать, мучить и унижать других людей.
   В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) Э. Фромм обратил особое внимание на проявление несексуального садизма, включая жестокое обращение с детьми, причинение физического страдания беспомощным, беззащитным людям и животным, нечеловеческое обращение с военнопленными, больными (особенно умалишенными) и сидящими в тюрьмах, применение пыток под прикрытием осуществления религиозных или политических идей. Наряду с физическим садизмом он также выделил психический садизм, проявляющийся в душевной жестокости, унижении, обидах и оскорблениях, выраженных в словесной форме. «Психический садизм имеет много способов маскировки: вроде бы безобидный вопрос, улыбка, намек… мало ли чем можно привести человека в замешательство. Кто не знает таких мастеров-умельцев, которые всегда находят точное слово или точный жест, чтобы кого угодно привести в смятение или унизить». Как подчеркнул Э. Фромм, психический садизм может приносить людям не меньшие, а подчас даже большие страдания, чем физический садизм.
   По мнению американского психоаналитика, сердцевину садизма, независимо от различных форм его проявления, составляет «страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина». Обычно садизм – «это злокачественное образование», «превращение немощи в иллюзию всемогущества», «религия духовных уродов». Типичными чертами садистского характера являются: стремление, чтобы все живое находилось под контролем и чтобы живые существа превратились в вещи, дрожащие объекты обладания; проявление садистских импульсов только по отношению к слабым, но не сильным людям; презрение к слабому с тенденцией к абсолютному подчинению его; боязнь всего нового, непредсказуемого, требующего нестандартных решений и действий; трусость и готовность к подчинению более сильному человеку. Развитию садизма способствуют такие факторы, как основанные на эксплуатации условия жизни, все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности, и все то, что приводит к возникновению страха, утрате жизненных сил.
   Рассматривая причины и корни возникновения злокачественного садизма, Э. Фромм пришел к заключению, что их понимание не может ограничиваться учетом только врожденных биологических факторов, как это подчас имеет место в некоторых исследованиях. Важно принимать во внимание также психологическую атмосферу и социальные условия жизни человека, от которых зависит «не только возникновение социального садизма, но и судьба индивидуального, личностного садизма».   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
798.55 кб

Формирование парафильного синдрома в форме садизма, в пубертатном возрасте, у лица с органической не

Копанцова М.А., Кузнецов П.В.
Читать PDF
5.68 мб

Герменевтика садизма в философии Жоржа Батая

Алтафова Анелия Рафисовна
Статья посвящена анализу концепции садизма, принадлежащей французскому философу Жоржу Батаю.

Похожие термины:

  • АНАЛЬНО-САДИСТИЧЕСКИЙ, АНАЛЬНЫЙ САДИЗМ

    anal-sadistic, -sadism) Относится к садистическим фантазиям (см. САДИЗМ ) и подразумевает, что они возникают на АНАЛЬНОЙ СТАДИИ .
  • Садизм анальный

    в психоанализе – удовольствие, связанное с анальной фазой фиксации либидо.
  • ИНВЕРТИРОВАННЫЙ САДИЗМ

    подавленный садизм. При С.и. садистские тенденции обнаруживаются не во внешнем поведении человека, не в его сознании, а в бессознательном. См. бессознательное, садизм.
  • ОРАЛЬНЫЙ САДИЗМ

    в психоанализе – удовольствие от кусания (у того, кто кусает).
  • Сексуальный садизм

    sexual sadism) - парафилия, характеризующаяся повторяющимися и интенсивными сексуальными импульсами, фантазиями или поведением, включающим причинение страдания другим.
  • Садизм и мазохизм

    (по имени писателей: французского - Маркиза де Сада и австрийского - Захер-Мазоха). Потребность во время полового сношения или перед ним причинять партнеру (или испытывать от него) физическую боль и