S это что такое S: определение — Психология.НЭС
ряды распределения С БОЛЬШИМ РАЗБРОСОМ, ВЫБОРКА

С

Найдено 4 определения термина С

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

С

1. Постоянный. 2. См. контрольная группа. 3. По шкале Цельсия.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

s

1. Ощущение. 2. Стандартное отклонение в выборке данных. 3. Любой переменный стимул. Этот способ употребления обычно ограничен областью психофизики.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

S

Аббревиатура, используемая для обозначения: 1. Стимула, см. здесь S+, S-, SДЕЛЬТА, SD, S-R. 2. Субъекта. 3. В некоторых более старых работах: ощущения. Этот последний способ употребления обычно ограничивается теми примерами, в которых R используется для обозначения стимула; см. Reiz. 4. В психофизике: см. стандарт (2).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

S

Псевдоним мнемониста, тщательно изучавшегося Александром Лурией. Человек со средним интеллектом, S обладал, по-видимому, неистощимой способностью к запоминанию, которую он усиливал, используя ряд мнемонических приемов и схем кодирования, у него была замечательная способность формировать ассоциации между вещами и очень необычная и причудливо развитая синестезия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено рефератов по теме С — 0

Найдено научных статей по теме — 12

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА

Фонталова Наталья Сергеевна, Шишкина Анастасия Олеговна, Фонталов Роман Николаевич
Статья посвящена изучению социально-психологических особенностей людей с различной степенью избыточной массы тела. Актуальность данной работы не вызывает сомнения, так как данную проблему необходимо изучать в целях формирования и поддержания психологического и физического здоровья нации. Анализ современной научной литературы показывает слабую разработанность рассматриваемой темы. В статье представлены такие социально-психологические особенности, людей с избыточной массой тела, как: пол, возраст, уровень дохода, брачный стаж, количество детей, самоотношение и некоторые личностные факторы. Анализ достоверности полученных различий определялся с помощью t-критерия Стьюдента. Связь социально-психологических характеристик личности и индекса массы тела определялась с помощью корреляционного анализа. Особый интерес вызывает практическая значимость работы, состоящая в том, что выводы, сделанные в результате исследования, могут быть использованы не только психологами практиками но и медицинскими работниками.
Скачать PDF

Структурно-временная модель социально-психологической поддержки посттравматического роста личности

О. Н. Толкачева
В статье представлены результаты исследования качеств социально-психологической поддержки личности в разные периоды после психологической травмы на примере респондентов с последствиями травмы позвоночника как психотравмирующего события. Анализ различий и взаимосвязей выраженности депрессии, посттравматического стресса, посттравматического роста и базисных убеждений личности о себе и окружающем мире в разные периоды травмы выявил зависимость переживания травматического опыта от представлений об окружающем мире, на формирование которых влияют качества оказываемой пострадавшим поддержки. На основании качественного анализа данных интервью выделены острый адаптационный, адаптационный, институциональный и пост-институциональный периоды освоения травматического опыта, а также описаны интерсубъективный, инструментальный и социальный уровни поддержки. Разработана структурно-временная модель социально-психологической поддержки, описывающая способствующие посттравматическому росту формы поддерживающего взаимодействия в каждый период освоения травматического опыта.
Скачать PDF

СВЯЗЬ РАЗНЫХ ТИПОВ УЧЕНИЯ ПО П.Я. ГАЛЬПЕРИНУ С ВИДАМИ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ильясов Илья Имранович, Кострова Аксинья Владимировна
В статье представлено исследование связей разных типов учения по П.Я. Гальперину с видами мышления учащихся. Изучалось обучение детей на основе разных типов учения по П.Я. Гальперину по трем предметам (история, биология, геометрия). После чего была проведена диагностика уровня развития логического мышления учащихся с помощью групп заданий на выполнение приемов подведения под понятия, обобщение, классификацию, осуществление умозаключений, нахождение аналогий и уравнивание переменных, диагностика уровня развития у учащихся способности решать поисковые задачи, используемые в исследованиях по творческому мышлению. Затем проводилась оценка уровня развития креативности учащихся с помощью субтеста «эскизы» из методики Гилфорда. Испытуемыми были 132 ученика 7-х классов школ г. Екатеринбурга. Полученные данные статистически обрабатывались с расчетом коэффициентов корреляции Пирсона и Спирмена. В отношении изученных связей были получены следующие результаты. Успешность обучения по 1-му типу учения сильно связана с уровнем развития логического мышления (r=0,54), средне сильно связана со способностью решать поисковые конвергентные задачи (r=0,34) и не связана ни с одним из показателей креативного дивергентного мышления. Успешность обучения по 2-му типу учения в разной степени связана с уровнем развития логических приемов мышления (r= 0,29 для фактов и r=0,57 для доказательств) и не связана со способностью решать поисковые конвергентные и креативные дивергентные задачи. Успешность обучения по 3-му типу учения связана с уровнем развития логического мышления (r=0,48), не связана с решением поисковых конвергентных задач, слабо связана с гибкостью (r=0,25) и оригинальностью (r=0,21) в решении креативных задач. Результаты также показывают, что обучение по 1-му типу может развивать логическое и поисковое мышления и вряд ли способствует развитию креативности. Обучение по 2-му типу способствует развитию логического мышления и не может развивать поисковое мышление, а обучение по 3-му типу учения может развивать логику, частично креативность и не способствует развитию творческого поискового мышления.
Скачать PDF

СВЯЗЬ МИГРАЦИОННЫХ УСТАНОВОК ЖИТЕЛЕЙ МАГАДАНА И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Кузнецова Снежана Анатольевна
В статье описаны результаты эмпирического исследования связи миграционных установок жителей Магадана и особенностей их защитно-совладающего поведения. Методы: авторская шкала миграционных установок личности, шкалы ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросники «Индекс жизненного стиля», «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций». Исследование с участием 68 жителей Магадана показало, что жители с низким уровнем личностной тревожности, использующие психологическую защиту в форме регрессии, такие формы совладания, как избегание, осторожные действия и пассивные способы совладания, в целом имеют менее выраженные миграционные установки. И наоборот, миграционные установки с большей вероятностью сформируются у субъектов, которые готовы к активным решительным конструктивным действиям по изменению неудовлетворяющей ситуации, обращаются за социальной поддержкой, учитывают потребности, мнения и ожидания ближайшего окружения. Однако связи миграционных установок с активными способами преодоления не выявлено. Это означает, что активность, присущая субъекту, не обязательно предполагает желание переезда и может реализовываться на актуальном месте жительства.
Скачать PDF

Содержательная характеристика психологической готовности к выбору профессии в раннем юношестве

А. А. Лукомец
Статья посвящена теоретическому обзору понятия психологической готовности старшеклассников к выбору профессии. Проанализировано содержание данного понятия и его структура с точки зрения отечественных исследователей. В статье рассматриваются системный и субъектный подходы в связи с определением психологической готовности молодых людей к выбору профессии, к выделению ее структурных компонентов. Рассматривается ценностно-смысловой компонент как системообразующий для психологической готовности личности. Обосновывается его связь с другими компонентами психологической готовности личности.
Скачать PDF

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

Карпова Елена Викторовна
Скачать PDF

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ КАРДИОРИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМО

Добрин Александр Викторович
В исследованиях показано, что значимость выявления специфики вариабельности кардиоритма (ВСР) у младших школьников с различным уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ) обусловлена изменением в данном возрасте особенностей эмоционального реагирования ребенка. Высказывается предположение о том, что анализ ВСР поможет понять особенности вегетативного компонента эмоциональных реакций младших школьников и на их основе спрогнозировать специфику их межличностных взаимоотношений и обучения. Было обследовано 150 испытуемых в возрасте 7-8 лет. Показано, что в экспериментальной группе преобладают дети с высоким и средним уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта. Младшие школьники характеризуются эмоциональной ориентацией на мир людей, на внутренний мир другого человека, его эмоции и чувства. У них преобладает высокий уровень представлений об эмоциях, что дает им возможность лучше распознавать эмоции как у себя, так и у другого человека, понимать как свои эмоции, так и эмоции окружающих. Анализ ВСР показал, что у детей с высоким уровнем развития ЭИ по сравнению с другими группами испытуемых более высокие показатели активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), что говорит о более оптимальной регуляции сердечного ритма в процессе эмоционального реагирования у детей с высоким уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта по сравнению с детьми, у которых уровень развития низкий.
Скачать PDF

СО-БЫТИЕ В СУПРУЖЕСТВЕ: ВОЗМОЖНО ЛИ СЧАСТЬЕ?

Лагонда Г.В.
Скачать PDF

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ЭКСПЕРТОВ-МЕТОДИСТОВ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ УЧИ

Поваренков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич
В статье проводится анализ представлений участников образовательного процесса (учащихся, их родителей и экспертов-методистов) о роли интеллектуальных способностей учителя в успешности профессиональной педагогической деятельности. Рассматривается характер взаимосвязи оценок как между собой, так и с отдельными интеллектуальными способностями педагога. Устанавливается не только корреляционная, но и регрессионная связь отдельных интеллектуальных способностей с оценками разных экспертов; это позволяет расширить представление о взаимосвязи между оценками разных экспертов и интеллектуальными способностями педагога до оценки влияния уровня развития интеллекта педагога на успешность его педагогической деятельности. Также результаты множественного регрессионного анализа позволили сформулировать выводы о психолого-педагогических условиях повышения эффективности труда педагога за счет изменения уровня развития как отдельных интеллектуальных способностей, так и общего уровня интеллекта учителя. Показано, что разные эксперты (учащиеся, родители, методисты) имеют качественно разное представление об успешном и неуспешном педагоге, каждый из которых обладает специфическим уровнем развития отдельных интеллектуальных способностей. Различия в представлениях об успешном и неуспешном педагоге проявляются не только на аналитическом уровне анализа (различия в отдельных интеллектуальных способностях), но и на уровне структурного функционирования интеллектуальных способностей педагога.
Скачать PDF

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ: МИШЕНИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Жедунова Людмила Григорьевна, Посысоев Николай Николаевич
В статье раскрываются особенности современной семьи, обусловленные воздействием средовых факторов, возрастанием ценности индивидуальности и потребности в автономности, подчеркивается неоднозначный характер этого воздействия. Описаны инвариантные психологические характеристики, позволяющие рассматривать семью как субъект психотерапевтического взаимодействия. На основании собственного опыта работы с семьей авторы обосновывают целесообразность использования топологически-событийного подхода, позволяющего выстраивать практику работы по оказанию психологической помощи семье с опорой на выявление существенных, инвариантных и уникальных ее характеристик. Выделены мишени психотерапевтического воздействия элементы семейной системы, изменение психологического содержания которых может с большей вероятностью привести к актуализации ресурсов семьи и восстановлению ее полноценного функционирования. В статье анализируется новый тип современной семьи, так называемая «дистанционная семья», в которой один из супругов вынужден жить и работать вдали от семьи. Рассматривается динамика супружеских и детско-родительских отношений, формирующая проблемное поле семьи, психологическим содержанием которого нередко является утрата психологической интимности. В данном случае мишенью психотерапевтического воздействия может быть внутрисемейная коммуникация, посредством которой можно восстановить утраченную интимность или сформировать ее заново на существующем уровне возможностей. Отношения между сиблингами, особенно в сложно организованной семье, также может выступать в качестве мишени психотерапевтического воздействия.
Скачать PDF

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шелестова Людмила Владимировна
Статья посвящена проблеме диагностики уровня сформированности картины мира личности, в том числе у дошкольников. Автор проанализировал сущность феномена «картина мира», описал ее виды. По мнению ученых, картина мира есть система представлений о мире; выделяют коллективные (глобальные, этнические, субкультурные) и индивидуальные картины мира. Индивидуальные модели мира присущи всем личностям. В статье проанализированы существующие в психологопедагогической науке методы исследования картины мира. Есть как объемные и сложные методики, так и более простые и доступные для использования в разных возрастных группах: вербально-критериально-ориентированный проективный тест, графическая рисуночная проективная методика «Картина мира», которые ориентированы на изучение образных и вербальных характеристик представлений о мире. Автор также описал особенности исследования представлений о мире у детей старшего дошкольного возраста: обосновал, что в отношении детей целесообразно изучать как вербальные, так и образные представления, использовать в диагностике параллельно методы опроса и проективные методики. Вербальные представления дошкольников об окружающем мире исследуются с помощью метода беседы, образные с помощью рисования ими мира, а также его моделирования с помощью стимульного материала.
Скачать PDF

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ОСОБЕННОСТЯМ ЛИЧНОСТИ И СПОСОБНОСТЯМ УЧИТЕ

Поваренков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич
В статье проводится анализ предпочтений и требований разных участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, методистов) к психологическим особенностям учителя. Проблемой, послужившей основой для разработки данного вопроса, является серия статей в Ярославском педагогическом вестнике, в которых были установлены специфические взаимосвязи между требованиями участников образовательного процесса и отдельными структурами личности и способностей педагога. Было определено, что система черт личности является более значимой для формирования предпочтений о личности и деятельности учителя с точки зрения учащихся; система ценностных ориентаций с точки зрения родителей; система интеллектуальных способностей с точки зрения методистов. Однако при переходе к межструктурному анализу по модели исследования психологических структур В.Д. Шадриковым, В.С. Мерлиным были установлены новые типы взаимосвязей. Согласно их мнению, предпочтения разных участников образовательного процесса зависят не строго от той или иной структуры личности педагога, а находятся под воздействием межструктурных взаимосвязей. Анализу этого типа взаимосвязей посвящена вторая часть настоящей статьи. В статье проводится анализ требований разных участников образовательного процесса к личности и способностям успешного и неуспешного педагогов. В ходе данного анализа установлено, что различия в представлениях об успешном и неуспешном педагогах проявляются как на уровне функционирования отдельных психологических структур (черт личности, ценностных ориентаций, интеллектуальных способностей), так и на уровне межструктурных взаимосвязей.
Скачать PDF