РУССКИЕ это что такое РУССКИЕ: определение — Психология.НЭС
РУМЯНЦЕВ БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ Руссо  Жан Жак

РУССКИЕ

Найдено 1 определение:

РУССКИЕ

представители древнейшей и самой многочисленной славянской нации, проживающие в основном в России. Подавляющее большинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были земледельческие племена, жившие в 1 тысячелетии н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX-X веках нашего тысячелетия здесь сложилось крупное славянское государство, Киевская Русь, население которого, несмотря на имевшиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином древнерусском языке и называло себя "русью", "русичами", а свою родину "русской землей". Именно Киевская Русь послужила основой формирования трех великих народов: русского, украинского и белорусского. Образование централизованного Русского государства было глубоко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабощения иноземными захватчиками. В то время территорию России разрывали на части польские, литовские и шведские феодалы. А позднее она подверглась нападению монголо-татаров. По подсчетам историка С. М. Соловьева, с 1055 по 1462 годы Русь перенесла 245 нашествий врагов. Русская народность как этнически сложившаяся общность (нация) сформировалась в начале XVII века. По диалекту и некоторым особенностям материальной культуры уже тогда стали выделяться северные русские и южные русские, что впоследствии привело к появлению украинцев и белорусов. До 1917 г. общеобразовательный уровень среди русских был крайне низким. Четыре пятых молодого населения России были безграмотными. И все же в условиях жестокого царского гнета, более чем 200-летнего монголо-татарского ига, бесконечных нашествий иноземных завоевателей русский народ создал свою неповторимую культуру и ее материальную основу - прекрасный русский язык, который по свидетельству многих исследователей, является одним из самых сильных и самых богатых из живых языков мира. Русская земля подвергалась многочисленным нападениям захватчиков с востока, юга и запада. Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что "народ сей отважен до безумия, храбр и силен". В более поздние времена иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух нашего народа, его выносливость и презрение к смерти. "Русских воинов легче убить, - сообщали они, - нежели принудить к плену, Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда". Современник храброго и воинственного киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: "Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденным, сражались отчаянно". По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у турецкой крепости Дорестол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: "У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой". Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского. Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и терпимость. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся. Такие видные знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, К. М. Симонов, А. Н. Толстой, другие великие российские мыслители и литераторы, подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность. Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западно-европейских стран, писал: "Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен... чем кто-либо другой в мире". Высокие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюминтрит писал, что "русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении". Замечательной чертой русского народа является трудолюбие. Старательность, высокая профессиональная ответственность, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье с давних пор родители воспитывают у своих детей стремление жить в мире, дружбе, любви к труду, человеку, в духе высокой морали. В нашей стране всегда осуждались и осуждаются лень, тунеядство, плутовство. Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными. Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они неплохо относятся к учению, успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического волнения и напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими. В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию в работе. Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе. Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в "особом состоянии души". Более всех к пониманию этого "состояния души" удалось приблизиться великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому, начертавшему на бумаге фразу всего из трех слов: "Доброта спасет мир". Дрб-рота стала одним из наиболее отличительных социально-психологических качеств нашего народа. И если вдуматься, то мы идем всем миром, всей планетой именно к этому пониманию смысла жизни и мироздания. Идем к утверждению общечеловеческих ценностей, к новому видению мира, к новой психологии. Есть у каждого народа как положительные, так и не совсем привлекательные черты. Например, у представителей русской национальности помимо тех качеств, о которых говорилось выше, нередко можно встретить и проявления лености, несобранности, прожектерства, неумения, а иногда и нежелания доводить начатое дело до конца. Как это ни парадоксально, именно эти черты в прошлом всегда высмеивались на Руси. Вот почему к подобным вещам не следует подходить однозначно. В них важно видеть стремление народа избавиться от всего наносного, неглавного, мешающего его развитию. Нельзя забывать и о том, что, уповая на народную мудрость, мы сами часто поступаем не совсем разумно. Например, водители-русские нередко оправдывают превышение установленной скорости движения тем, что русские, мол, любят быструю езду. Есть такая народная поговорка: "Какой русский не любит быстрой езды?". Знал бы великий российский писатель Н.В. Гоголь, акцентировавший внимание на этом, сколько его соплеменников впоследствии поплатились за подобное пристрастие своей жизнью и здоровьем! Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда присутствующих элементов расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда нужное и соответствующее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: "Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом". Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивыми и болтливыми. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме РУССКИЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

III международная научно-практическая конференция «Фрейд и русские: забытые судьбы и открытия» (7-9

Костригин А.А., Стоюхина Н.Ю.
В статье обсуждаются итоги III Международной научно-практической конференции «Фрейд и русские: забытые судьбы и открытия», прошедшей 7-9 октября 2015 г. в г. Ижевск. Указывается проблематика встречи, описываются впечатления участников. Представлены направления работы организаторов конференции по реконструкции истории психоанализа в России.
Скачать PDF

Русские исламисты как политико-психологическая реальность

Ракитянский Николай Митрофанович, Зинченко Максим Сергеевич
В работе представлен политико-психологический анализ феномена русских мусульман в контексте современной российской полиментальности. Авторы обращают внимание на то, что в условиях либеральных реформ имеет место инспирирование извне протестных антироссийских религиозно-идеологических умонастроений в молодежной среде. Речь идет о формировании такого политико-психологического феномена, как русский исламизм, при использовании психологической и духовной незрелости бессубъектной части русской молодежи. В статье обсуждаются политико-психологические аспекты целенаправленной трансформации сознания русских неофитов с использованием их инфантильности, низкого субъектного статуса и фрустрированной идентичности, что приводит к разрушению и модификации базовых структур национального менталитета в группах социального риска. Делается вывод о том, что транснациональными операторами политического ислама реализуется стратегическая программа по переформатированию идентификационных представлений и установок маргинальной части русской молодежи с целью разрушения русского ментального кода. Библиогр. 21 назв.
Скачать PDF

III международная научная встреча «Фрейд и русские: забытые судьбы и открытия» (г. Ижевск, 7-10 октя

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Скачать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Характеристики когнитивного компонента этноидентичности кабардинцев, балкарцев и русских

Склярова Д.В.
Скачать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Содержание и структура ментального пространства сибиряков (на примере русских, бурят и евреев)

Мунгалов Владимир Николаевич
Представлен подход для анализа ментального пространства в рамках постнеклассической парадигмы. Ментальное пространство рассматривается как пространство, подчиняющееся логике самоорганизации человека как открытой системы. В формировании ментального пространства присутствуют два основных процесса: движение человека к продуктам культуры и движение артефактов культуры к человеку. Также в рамках предложенного подхода представлены данные сравнительного исследования вариативных и инвариантных характеристик ментального пространства бурят, евреев и русских.
Скачать PDF

Особенности личности в контексте психологической коррекции (на примере русских и узбеков)

Бызова Валентина Михайловна, Чикурова Екатерина Игоревна
Систематизированы данные эмпирических исследований системы отношений и личностных свойств студентов в контексте коррекционной работы психологической службы вуза. Выявлены психологические мишени и предложены рекомендации для работы со студентами с целью улучшения адаптации молодежи и их личностного роста. Выявлены общие для студенческой молодежи и специфичные для разных этнических групп (русский и узбекский этнос) области напряжения и блокировки активности в самореализации.
Скачать PDF

Социальные представления русских и белорусов о мужских ролях в зависимости от связи с психологически

Бражник Юлия Владимировна, Гриценко Валентина Васильевна
Данная статья посвящена анализу социальных представлений молодых людей о мужских ролях. На выборке русских и белорусов (334 человека) при помощи шкалы культурных ценностей (G.Hofstede) и модифицированного варианта методики «Семантический дифференциал» направленной на изучение представлений молодых людей о традиционных мужских ролях (добытчика, защитника, профессионального деятеля, главы семьи, мужа, отца), рассматриваются социальные представления о мужских ролях в зависимости от психологических измерений культуры по Г. Ховстеде. В итоге выделяются личностные характеристики, приписываемые традиционным мужским ролям в русской и белорусской культурах. Выявлены как культурно специфические, так и общие социальные представления русских и белорусов о содержании мужских ролей. Полученные результаты могут быть использованы при проведении психотерапии и личных консультаций, связанных с вопросами взаимоотношения полов, гендерными и семейными конфликтами, кризисами маскулинности, а так же для разработки тренинговых программ в области межкультурного взаимодействия.
Скачать PDF

Сравнительный анализ русских и испанских народных сказок: формирование национального менталитета

Журавлева И.А.
Проводится сравнительный анализ русских и испанских сказок. В результате выводятся основные намечающиеся различия в менталитете двух анализируемых народов. В испанских сказках делается акцент на возникновении общественных норм и их обязательное выполнение. Однако в русских сказках на первое место выходят моральные установки, то, что впоследствии назовется русским характером, правдоискательством.
Скачать PDF

Социокультурные факторы становления этнического самосознания русских: исследовательская ретроспектив

Фомина Ю.И.
Представлен теоретический анализ историко-культурного становления взглядов на этническое самосознание в России. Анализ охватывает три исторических этапа: до 1917 г., советский и постсоветский периоды. В качестве основных факторов, влияющих на определение и содержание этническое самосознание, выделяются смена политического режима и идеология общества.
Скачать PDF