РУБИНШТЕЙН С.Л.
РУБИНШТЕЙН С.Л.
(1889 —1960) — выд. отеч. псих., философ, кот. разрабатывал системно-деятельностный подход в психологии, философии, педагогике, а философско-психологическую адукацию получил в Германии, в Марбургском университете. первым создал сектор психологии в АН СССР; согласно базальным постулатам-тезисам-положениям Р. — субъект и его психика, психофеномены формируются-эволюционизируются-инкарнируются изначально в праксиологической деятельности-активности и поэтому, в кардинально-психологическом аспекте, должны исследоваться-интерпретироваться, ; по мнению Р., как опосредственные звенья его труда, процессов познания, процессов обучения, воспитания, а генерально-специфическими особенностями деятельности, по Р., явл. — социализация субъекта, когда деятельность осуществляется, либо субъектом, либо группой людей, когда деятельность рассматривается-интерпретируется, как корреляция субъекта с объектом и явл., т.о., формо-содержательно-предметной, а не иррационально-символическо-фальсификационной; деятельность, по Р., константно-креативна и константно-автономна и дефиницируются не в прямом аспекте, а только индивидуально-опосредствованно через ее имманентно-специфические феномены, такие как цели-мотивы-замыслы-проекты, т.е., по Р., экстеродетерминанты действуют только через интеродетерминанты, интероусловия, в корреляции с тем, на кого сами экстеродетерминанты-экстеровоздействия воздействуют-влияют (см. «Основы общей психологии», т. 1,2), т. о., экстеродетерминанты коррелируются-интегрируются-ассимилируются с интеродетерминантами в конкретно-онтологических кондициях, почти без учета программно-интенциональных актов субъекта, метаболизирующих-ретектонизирующих конкретно-наличные условия бытия-социума; опираясь на эти диспозиции Р. и его последователи, создали теорию мышления, как деятельности и как процесса одновременно, а при любых психофеноменах субъект выступает-репродуцируется, согласно построениям-постулатам стор. этой концепции, как целостная система-модель интрокондиций-интродетерминант, через призму-фокус кот. преломляются-рефрактерноизируются все экстерокомпоненты, в том числе и психические, педагогические; в личности есть ингредиенты разной модальности и константности, к примеру, многие люди имеют, приблизительно-адекватные концепции-взгляды-ориентации на предметы-объекты и их свойства, кот. детерминируются иррадиацией солнечных спектров на земле, во Вселенной, а в противовес этому у субъектов встречаются такие психофеномены, кот. трансформируются на дифференциально-социально-экономических этапах эволюции общества-государства, такие как мотивация-эгоустановки-эгодиспозиции; многие тезисы-позиции-трактовки Р., были подвергнуты критике А. Леонтьевым и др. психологами, за их, несколько, иррациональную направленность-тенденциозность-малообъективность; осн. работы. Р. «Бытие и сознание»(1957), «Основы общей психологии» в 2-х т. (1981-82), «О мышлении и путях его развития»(1958).
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.