Розенцвейга рисуночной фрустрации методика

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РОЗЕНЦВЕЙГА МЕТОДИКА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ

экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Предложена С. Розенцвейгом в 1944 г. Стимулирующая ситуация метода – 24 рисунка, на которых изображены персонажи во фрустрационных ситуациях (ситуации «препятствия» и ситуации «обвинения»). Дает возможность определить направление и тип фрустрации, степень социальной адаптации испытуемого.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Розенцвейга рисуночной фрустрации методика
Rosenzweig Picture-Frustration Study, PF Study) — проективная методика исследования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации. Стимульный материал Р. р. ф. м. состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации преходящего типа. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты, мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. По направленности реакции подразделяются на: а) экстрапунитивные — реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интрапунитивные — реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению; в) импунитивные — фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Помимо количественной и качественной оценок направленности и типа реакции личности во фрустрирующих ситуациях, на основе стандартных ответов рассчитывается "показатель групповой конформности", позволяющий судить о степени социальной адаптации индивида. Р. р. ф. м., будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. Возможно групповое обследование. Имеются модификации Р. р. ф. м., предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др. Л.Ф. Бурлачук

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

РОЗЕНЦВЕЙГА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ МЕТОДИКА
(Rosenzweig Picture-Frustration Study, PF Study) — проективная методика исследования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (лат. frustratio — обман,
тщетное ожидание, расстройство).
Стимульный материал Р. р. ф. м. состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации преходящего типа. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого
индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют (рис. 41). Изображенные на рисунках ситуации достаточно
обыденны и могут быть разделены на две группы: 1) ситуации-препятствия или, по терминологии С. Розенцвейга, «эгоблокииговые». Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым способом
персонаж, находящийся на рисунке справа; 2) ситуации обвинения, или «суперэгоблокинговые». В этих ситуациях персонаж обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответственности.

Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.
По направленности реакции подразделяются на: а) экстрапунитивные — реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интропунитивные
— реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению; в) импунитивные — фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное
или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Кроме того, существует деление по типу реакции, а именно: а) препятственно-доминантные — препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные; б)
самозащитиые — активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека; направлены на защиту своего «я»; в) необходима упорствующие — постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной
ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению. Помимо количественной и качественной оценок направленности
и типа реакции личности во фрустрирующих ситуациях на основе стандартных ответов (ответ, который дали не менее 40 % обследуемых) рассчитывается «показатель групповой конформности», позволяющий судить о степени социальной адаптации индивидуума.
В соответствии с теорией С. Розенцвейга, фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях
осуществляется на трех уровнях: клеточном (действие фагоцитов, антител и т. п.), автономном — зашита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания, а в физиологическом — изменениям,
происходящим в организме при стрессе), кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности. Хотя теории С. Розенцвейга присуща расширенная трактовка фрустрация,
вбирающая в себя понятие стресса, Р. р. ф. м. предназначена прежде всего для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.
Р. р. ф. м., будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. По имеющимся
в зарубежной литературе данным, коэффициент надежности ретестовой составляет 0,60—0,80. Достаточно высока валидность, напр. по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по Р. р. ф. м., и тематической апперцепции теста, она составляет
0,747.
Разработан вариант Р. р. ф. м. для обследования детей в возрасте от 4 до 14 лет (С. Розенцвейг с соавт., 1948). Возможно групповое обследование. Имеются модификации Р. р. ф. м., предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам,
проблемам сохранения мира и др. В СССР Р. р. ф. м. используется для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно-опасных действий психически больных (Н. В. Тарабрина, 1973). Имеются нормативные данные (см. НОРМЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ),
полученные на выборке студентов вузов (К. Д. Шафранская, 1976).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.