(1856— 1919) — российский философ и литератор. Окончил Нижегородскую классическую гимназию (1878) и историко-филологический фак-т Московского ун-та (1882). В 1882-1893 гг. работал учителем истории и географии в гимназиях Брянска, Ельца и Белого. В 1893-1899 гг. состоял чиновником седьмого класса в Государственном контроле (Петербург). В 1899 г. вышел в отставку. Стал постоянным сотрудником газеты А.С. Суворина Новое время (до 1917). В 1890-х гг. публиковал (в том числе под псевдонимами) различные статьи в газетах и журналах. Активно интересовался проблемой пола и с 1890-х гг. относился к ней как к главной проблеме своего творчества. Предложил понимание пола как космического и теистического жизнеполагающего начала и всеобщего принципа жизни. Автор книг: О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания (1886); Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского (1894); Статьи о браке (1898); Сумерки просвещения (1899); Религия и культура (1899); Природа и история (1899); В мире неясного и нерешенного (1902); Семейный вопрос в России (т.1-2, 1903); Люди лунного света: Метафизика христианства (1911) и ряда др. работ по проблемам пола, брака, семьи. В. И. Овчаренко
РОЗАНОВ Василий Васильевич
РОЗАНОВ Василий Васильевич
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
РОЗАНОВ Василий Васильевич
1856-1919) Русский философ, писатель, педагог, литературный критик. Философско-педагогические работы: «Сумерки просвещения», «Три главные принципы образования», «Педагогические трафаретки», «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свыше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литературе, культуре, педагогике. Разрабатывал вопросы философии образования, понимая под ней «обсуждение самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов». Ввел три принципа образования и воспитания: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа.. Воспитание и образование для него были слитны и неразделимы. Как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего русского общества. Считал, что человек в процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа: античной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний о себе и о природе. Одним из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государственных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в психологию термин понимание.