РОРШАХА ТЕСТ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Роршаха тест
Метод экпериментального исследования личности, основанный на анализе толкований исследуемым представленных ему десяти стандартных «чернильных» пятен с разнообразными очертаниями.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Тест Роршаха
Метод эксперментально-психологического исследования личности, основанный на анализе истолкования испытуемым предъявленных ему 10 стандартных чернильных пятен с различным очертанием их контура. Описал швейцарский психиатр Rorschach.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Роршаха тест

один из проективных тестов, позволяющий исследовать личность на основе анализа результатов интерпретации ею разноообразных пятен, провоцирующих проявление фантазии при создании зрительных образов. В данной фантазии проявляются установки личности, свойственная ей мотивация, что и служит основанием для ее психодиагностики.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Тест Роршаха
(Rorschach test). Тест для исследования аспектов личности, состоящий из десяти цветных пятен, половина которых окрашена в различные цвета, а остальная половина - черно-белая. Отношение к различным пятнам используется для создания гипотез о субъекте. Применение теста диагностики мозгового повреждения или шизофрении уже не везде принимается. См. Проективный тест.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

РОРШАХА ТЕСТ
rorschach test) Вероятно, наиболее изощренный ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ, в котором индивиду предлагается описать, что он видит в серии симметричных, частично цветных чернильных пятен. Его ответы рассматриваются как свидетельства его фантазийной жизни, личностной структуры, психиатрического диагноза и даже интеллекта. Тест создан в 20-е гг. швейцарским психоаналитиком Роршахом.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Тест Роршаха
Проективный тест, когда участникам предлагается рассмотреть десять горизонтально симметричных чернильных пятен. Затем человека просят объяснить, что он видит. Ответы указывают на различные характеристики, такие как эмоциональная отзывчивость, или черты личности. Увлечение тестом Роршаха частично обусловлено тем, что для многих людей он символизирует сущность психологии: способность опытных профессионалов рассказать о нас самих то, чего мы никогда не узнали бы самостоятельно.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ТЕСТ РОРШАХА
Rorschach test) - тест, позволяющий оценить различные аспекты личности человека; в состав этого теста входят десять предметов, половина из которых выполнена в цвете, а другая половина имеет черно-белую окраску. Реакция пациента на различные цвета используется им в процессе формирования представления о рассматриваемом предмете. В настоящее время данный тест все реже используется для диагностирования различных поражений головного мозга или шизофрении. См. также Тест проекционный.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

РОРШАХА ТEСТ
Rorschach H., 1921]. Проективный метод исследования личности с помощью 10 специальных таблиц ("пятен"). В ответах обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах, обращают внимание на такие показатели, как форма, цвет, величина деталей пятна, привлекших его внимание, кинетичность образа и т.д., и интерпретируют эти показатели. При анализе результатов руководствуются следующими основными критериями:
1) что видит обследуемый в предъявляемых ему пятнах -изображениях (силуэты людей, зверей, предметов);
2) использует ли он при создании образа отдельные детали или изображение в целом;
3) что преобладает в ответе - цвет, форма, движение и т.д.
В отечественной клинической психологии Р.т. разрабатывали в исследованиях Л.Ф. Бурлачука [1975, 1979], И.Г. Беспалько [1978], И.И. Белой [1978].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Роршаха тест
один из первых проективных тестов, разработанный швейцарским психоаналитиком Г. Роршахом (1921). Существует чрезвычайно сложная формализованная система подсчета и интерпретации ответов испытуемых на стимульный материал (пять - ахроматических, два - окрашенных в какой-то один цвет и три - разного цвета чернильных пятен). При анализе результатов тестирования руководствуются следующими основными критериями: 1. что видит обследуемый в предъявленных ему парах-изображениях (силуэты людей, зверей, предметов); 2. использует ли он при создании образа объектов отдельные детали или изображение в целом; 3. что преобладает в ответе – цвет, форма, движение и др. Предполагается, что реакции на цвет отражают эмоциональную чувствительность к стимуляции, реакции на форму и расположение пятен рассматриваются как показатель общей ориентации в жизни, ответы с упоминанием реакции на некое движение указывают на тенденцию к интроверсии, оригинальность ответов свидетельствует о развитом интеллекте, причудливый характер реакций выявляет невротические тенденции и т.п. Фактически до сих пор, несмотря на необозримую литературу о результатах применения психологами и клиницистами теста Роршаха, не имеется никаких доказательств хотя бы удовлетворительной степени валидности этого метода исследования. Тем не менее нельзя исключить возможность того, что в клинических условиях тест вполне способен существенно расширить знание о личности и возможных реакциях пациента, однако это, полагают, связано не столько с разрешающей способностью теста, сколько с проницательностью самого клинициста.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Роршаха тест
Rorschach Test)— проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Занимает одно из ведущих мест среди других проективных методик. Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями ("пятна" Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено, или на что похоже то, что изображено. Основным теоретическим предположением Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешним побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности, в которой личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипизированы вызывающие ее стимулы, автор Р. т. вводит понятия интроверсии и экстраверсии, соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности. Соотношением между параметрами интроверсии и экстраверсии определяется "тип переживания" — показатель Р. т. Тип переживания указывает на то, "как", а не "что" переживает индивидуум, как он взаимодействует с окружением. Помимо установления общей направленности личности ("тип переживания"), Р. т. позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность индивидуума (Л.Ф. Бурлачук, 1979). Диагностические показатели Р. т. не имеют строго однозначного психологического значения. Однозначность достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением. Дифференциально-диагностическое значение данных, получаемых при использовании Р. т., тем определеннее, чем большая совокупность показателей (относящихся к конкретной задаче) изучается. Л.Ф. Бурлачук

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

РОРШАХА, ТЕСТ
Дедушка всех проективных тестов, разработанный швейцарским психиатром Германом Роршахом. Этот тест состоит из структурного интервью с использованием серии из десяти стандартизированных, двухсторонне симметричных чернильных пятен. Пять из них ахроматические, два окрашены в какой-то цвет и три других имеют различные цвета. Каждое пятно предъявляется субъекту, которого просят в свободной форме рассказать, что он видит или в пятне в целом или в любой его части. Разработана чрезвычайно сложная система подсчета и интерпретации, и для того, чтобы научиться его правильно использовать, требуется длительное обучение. Согласно классической интерпретации, реакции на цвет, предположительно, отражают эмоциональную чувствительность субъектов к окружению; реакции на форму и расположение рассматриваются как показатели общей ориентации в жизни; реакции на движение, как предполагается, отражают тенденции к интроверсии; оригинальность, теоретически, отражает интеллект, но причудливая оригинальность рассматривается как показатель невротических тенденций и т.д. Этот тест обладает некоторой притягательной силой, воздействующей на всех, как профессионалов, так и дилетантов. В некотором смысле, особенно среди непрофессионалов, он рассматривается как символ самой психологии. Он отражает странное убеждение многих, что психологи и психиатры могут каким-то образом сообщить вам что-то о вас самих, что вы никогда не могли бы установить сами, будто бы они обладают некоторой таинственной способностью читать сквозь завесы защит и поз, которые являются непроницаемыми для всех, кроме этих шаманов и тестовых процедур. Профессионалы так же испытывают на себе магнетические свойства теста. Литература по Роршаху просто огромна, и буквально десятки других проективных тестов были разработаны на основе подобных теоретических принципов. Однако фактически нет какого бы то ни было свидетельства того, что этот тест имеет хотя бы какую-то степень валидности. Его сторонники демонстрируют почти религиозный пыл при его защите, и их утверждения часто звучат как теологические рассуждения, а не научные исследования; его противники беспощадны и утверждают, что он совершенно ничего не стоит и, возможно, даже вреден, потому что может сбивать с толку клинициста. Похоже, что в обеих точках зрения есть доля правды. Кажется не безосновательным считать, что этот тест может представлять некоторую ценность в клинических условиях, но, возможно, не обязательно из-за какого-то свойства самого Роршаха или способа его применения. Скорее, это случайность, что этот тест предоставляет возможность для расширенного, неограниченного взаимодействия между клиентом и терапевтом, при котором чернильные пятна выступают в качестве средства взаимодействия. Создавая такую становку, когда клиент верит, что этот тест играет значительную психологическую роль в происходящем диалоге, проницательный клиницист может проникнуть в личностные характеристики клиента. Таким образом, полезность теста Роршаха зависит от чувствительности, эмпатии и проницательности тестерующего и полностью независима от самого Роршаха. Интенсивный диалог относительно обоев или коврика дал бы то же самое, при условии, что обе стороны верят в это.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Тест Роршаха
— «Методика чернильных пятен» — одна из самых популярных проективных методик разработана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1942 г. Используется для диагностики изучения личности, в частности, эффективности интеллекта, независимости, когнитивного стиля, особенностей решения проблемных задач, эмоциональности и др. Тест Роршаха также является наиболее распространенной методикой определения творческих показателей через сферу перцепции. В тесте используется 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. 5 пятен выполнены в серо–черных тонах. 2 содержат дополнительные штрихи ярко–красного цвета, остальные представляют собой сочетания цветов пастельных тонов.
В экспериментальной практике используется также упрощенный вариант стимульного материала — белый лист бумаги 11 формата с чернильным пятном в центре Инструкция: внимательно рассмотреть изображение и сказать на что оно похоже, что оно напоминает. Испытуемому разрешается поворачивать изображение как ему удобно. Особое внимание обращается на то, что все ответы будут правильными, если же появится несколько вариантов ответов, это будет даже хорошо. Исследователь, фиксируя все ответы, поддерживает активность воображения похвалой каждого ответа, а также стимулирующими вопросами типа «А что еще ты здесь увидел?». Время тестирования не ограничено. Экспериментатор фиксирует время ответа, положения, в которых держались карточки, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения в поведении испытуемого. Во время повторного опроса испытуемый может уточнить или дополнить прежние ответы. После предъявления карточек экспериментатор опрашивает испытуемого относительно деталей каждого пятна, вызвавшего ассоциации.
Основные показатели, по которым интерпретируются результаты — локализация, детерминанты, содержание. Локализация указывает на ту часть пятна, с которой ассоциируется ответ (часть, все пятно, необычная деталь, цвет). Детерминанты включают форму, цвет, оттенок и «движение». Внутри этих категорий проводится более подробная дифференциация. Трактовка содержания меняется в зависимости от системы определения показателей, но некоторые из них (инвариантные категории) используются постоянно. Это — человек, животный мир, природные явления, растения, географические карты, символы. Дальнейший анализ в тесте Роршаха основан на относительном числе ответов, попадающих в различные категории, а также на определенных отношениях и взаимосвязях различных категорий. Тип высококачественных интерпретаций включает связь ответов в целом с концептуальным и художественным мышлением, «цветные» ответы связаны с эмоциональностью, ответы на «движение» — с креативностью. Чернильные пятна в их классическом цветовом варианте дают возможность проследить разные стороны активного творческого восприятия. К числу таких показателей относятся: 1) количество кинестетических ответов (внесение движения в статическое пятно); 2) способность интегрировать разрозненные элементы и цветовые пятна в единую систему (гештальт); 3) сензитивность, способность видеть образы «внутри цвета» и чистый цвет; 4) широта перцептивного поля; 5) количество ассоциаций на одно пятно, как способность выделять новое в объекте (вариативность); 6) переконструирование пятен для получения нового образа (степень преобразований); 7) количество мелких деталей в пятне как способность к активному анализу объекта.
Корреляционный анализ всех параметров позволяет создать многогранную модель креативных свойств личности (компьютерная система интерпретации показателей теста Роршаха, известная как вариант Пиотровского, используется с 1974 г.). На весьма значительной выборке Роршахом были получены следующие характеристики:
1. Систематическое стремление к четкому восприятию формы говорит об устойчивости внимания, способности к его концентрации и последовательности, упорядоченности анализа объекта.
2. Если при разглядывании пятна сначала дается целостный ответ, интерпретация всего пятна, а потом внимание переносится на детали, это говорит о дисциплине логического мышления.
3. Когда при интерпретации всей совокупности пятен количество целостных ответов не менее 70 % и большинство из них хорошо оформлены, то это свидетельствует о предрасположенности к абстрактному мышлению.
4. Баланс между оригинальными и тривиальными ответами говорит о хорошем соотношении аффективных и ассоциативных компонентов интеллекта.
5. В наибольшей степени о способностях к творчеству свидетельствуют ответы, включающие мотив движения.
Данные наблюдения Роршаха коррелируют с креативными свойствами личности, зафиксированными в последующих экспериментах, что свидетельствует о валидности методики. В целом экспериментальная практика показала, что идея Роршаха оказалась чрезвычайно продуктивной. Появились различные варианты и модификации теста. В частности, в практике педагогики творчества используются «художественные» варианты теста (Т. А. Барышева, Е. П. Крупник, В. Ф. Петренко, В. И. Петрушин и др.).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014