РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ
РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ
объяснение поведения человека, исходя из его роли (отца, матери, учащегося, специалиста и т. д.). Каждая роль регулируется представлениями самой личности и ожиданиями окружающих о необходимом поведении и качествах. Р. т. объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Личность может возвышаться над своей ролью, обладать способностями, выходящими за ролевые предписания. Теорию ролей разрабатывал Я. Л. Морено. Им проведена систематизация понятий роли и разработана модифицированная теория, позволяющая рассматривать роль как исходное понятие для прикладной психологии и социологии. Р. т. наиболее применима к строго формально регламентированной деятельности, хотя и в этом случае за внешним поведением могут скрываться неадекватные выполняемой человеком роли мотивы и отношения к действительности.
РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ
(ТЕОРИЯ РОЛЕЙ) / РОЛЕВАЯ ТЭОРЫЯ / ROLE THEORY– теория в социологии и социальной психологии, согласно которой личность описывается посредством усвоенных и принятых социальных функций и моделей поведения– ролей в соответствии с социальным статусом индивида в данном сообществе. Понятие роли вошло в науку в 1920–1930-е гг. в работах Дж. Мида, Р. Парка, Г. Зиммеля и Р. Линтона и активно развивалось в 1950-е и начало 1960-х гг. Р. т. стала основой структурной социологии и антропологии, применялась в экспериментальной социальной психологии. Базовые понятия Р. т.: ролевой конфликт (несовместимые ожидания поведения человека), принятие роли, конформность (соответствие принятым моделям поведения), консенсус (совпадение мнений в отношении моделей поведения в рамках одной социальной роли), девиантность (нежелание индивида следовать стандартам социальных ролей). Р. т. широко используется для изучения личности, разрабатываются различные социально-психологические концепции личности (например, Я-концепция, современная концепция личностного самосознания), для понимания коммуникативных процессов между людьми и группами людей, отношений руководства и подчинения. Также Р. т. импользуется в гендерных исследованиях. Р. т. наиболее применима к строго формально регламентированной деятельности, хотя и в этом случае за внешним поведением могут скрываться неадекватные выполняемой человеком роли мотивы и отношения к действительности. С. Л. Кандыбович