Ролевая диффузия это что такое Ролевая диффузия: определение — Психология.НЭС
Ролевая дифференциация Ролевая игра детей

Ролевая диффузия

Найдено 1 определение:

Ролевая диффузия

лат. diffusio - распространение) - в психопатологии - принятие ролей, неадекватных конкретной жизненной ситуации.Например, пациент воображает себя кондуктором автобуса и во всеуслышание объявляет его остановки. В старой литературе этот феномен обозначается термином "ситуационное слабоумие", а сам этот симптом рассматривается как свойственный шизофрении. Нечто подобное происходит, повидимому, в описываемых отечественными исследователями у детей патохарактерологических реакциях: адекватная в анормальных ситуациях модель поведения переносится в ситуации, где она становится явно дезадаптивной и воспринимается окружающими как совершенно неуместная. Психотические роли, которые пациенты принимают под влиянием бреда и галлюцинаций, могут, повидимому, сохранять свое влияние и после того, как исчезают бред, обманы восприятия, то есть оказываться надолго или навсегда включенными в личность пациента.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Ролевая диффузия — 0

Найдено научных статей по теме — 9

Ролевая игра и развитие социально-психологической компетентности студентов

Кононенко Ирина Михайловна
В условиях стремительно развивающегося общества происходит и изменение социального заказа, предъявляемого вузу. Важнейшей задачей вуза на современном этапе является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных не только в профессиональном, но и в социально-психологическом отношении. Решению этой задачи, по мнению автора, способствует применение в учебном процессе ролевой игры. Рассматривается структура ролевой игры: сфера игры, игровое состояние, игровая позиция, игровая ситуация, неопределенность развития результата, содержание и сюжет игры, игровая роль, игровые действия (операции), правила игры, конфликт в игре, риск, орнаментальный элемент игры, результат (цель) игры. Автор пытается проследить влияние этих компонентов ролевой игры на развитие социально-психологической компетентности. Кроме того, оговариваются условия, при которых возможно применение этой техники. Библиогр. 11.
Скачать PDF

Ролевая игра как средство развития социально-психологической компетентности будущего специалиста

Кононенко Ирина Михайловна
Социально-экономические изменения, происходившие в конце XX в., неизбежно сказались и на сфере образования, в том числе и высшего. Изменения в обществе и требования к специалисту, прописанные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», ориентируют высшую школу на использование компетентностного подхода. Его целью является компетентный специалист, в том числе и в социально-психологическом отношении. Ориентация на развитие социально-психологической компетентности делает целесообразным не только применение в педагогическом процессе традиционных, но и разработку инновационных технологий. Инновациями в вузе, на наш взгляд, может быть не только изобретение новых методов, технологий обучения, но и использование хорошо забытых активных методов обучения. Одним из таких методов, дающих толчок развитию у студентов социально-психологической компетентности, является ролевая игра. Библиогр. 17.
Скачать PDF

Ролевая типизация как социально-психологический механизм формирования эмоционально-ценностного отнош

Рягузова Елена Владимировна
В статье обобщены исследования различных типов эмоционально-ценностного отношения личности к ингрупповому Другому, раннее проведенные автором. Выделены ключевые дихотомии, с помощью которых репрезентируются межличностные взаимодействия и взаимоотношения с различными видами ингруппового Другого: «доверие – недоверие», «понимание – непонимание», «принятие – отчуждение», «интерес – равнодушие», «признание – непризнание», «открытость – изолированность», «ориентация на удержание в группе – ориентация на изгнание из группы». Обосновывается, что ролевая типизация выступает социально-психологическим механизмом, обеспечивающим специфику репрезентаций взаимодействия личности с Другими, социальную перцепцию и межличностное оценивание.
Скачать PDF

Статусно - ролевая структура межличностных отношений футболистов

Алехина С.В.
В статье исследуется содержание и ролевая структура команды. Рассмотрено соотношение статусных позиций с ролями в юношеской футбольной команде и команде младших подростков, ролевые позиции формальной и неформальной структуры в команде футболистов младших подростков и в команде юношей основного запаса. Самооценка изучается как опосредующий фактор формальной и неформальной структуры ролевых отношений в команде спортсменов футболистов.In article the maintenance and role structure of a command is investigated. The parity of status positions with roles in a youthful soccer team and a command of younger teenagers, role positions of formal and informal structure in a command of football players of younger teenagers and in a command of young men of the basic stock is considered. The self-estimation is studied as mediating factor of formal and informal structure of role relations in a command of sportsmen football players.
Скачать PDF

Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к

Васильева Е.Н., Орлов А.В.
В статье рассматриваются исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме ролевого взаимодействия членов семьи. Учитывая имеющиеся работы в сфере семейной психологии, авторами статьи разработаны определения родительской и детской функциональных ролей, восполняющих недостаток теоретических знаний в данной области. На основе созданной концепции ролевой структуры детско-родительского взаимодействия, сконструированы и апробированы психодиагностические методики «Социальные семейные роли» и «Социальные роли ребенка». В статье представлены результаты исследования, посвященного определению отношения молодых девушек к своим будущим родительским ролям и ролям своего будущего ребенка как составляющим когнитивно-рефлексивного компонента психологической готовности к родительству. В результате анализа полученных данных, были определены характерные особенности структуры образов будущих родительских ролей девушек и их представлений о ролях своего будущего ребенка. Разработанный авторами инструмент измерения ролевой структуры детско-родительских отношений может быть рекомендован специалистам, занимающимся вопросами семьи и подготовкой молодежи к семейной жизни и родительству.
Скачать PDF

Лидерство, Руководство, ролевая структура управления персоналом в организационной практике отечестве

Завьялова Е.К.
В статье обсуждается перспектива использования ролевой теории лидерства для совершенствования процессов управления и руководства поведением группы. Анализируется специфика лидерства, привносимая национальными особенностями в культуру организаций, приводятся аргументы для доказательства актуальности технологий ролевой дифференциации в российских условиях. Представлены экспериментальные данные о применении ролевой теории лидерства М. Белбина (M. Belbin) в целях научного исследования и практического консалтинга в сфере командообразования.
Скачать PDF

Импазо-ролевая социализация личности

Перевозкина Юлия Михайловна
В статье отражены основные принципы и подходы к феномену бессознательного детерминирования социализации личности. Обсуждаются базовые методологические основы к пониманию бессознательных тенденций социализации. Раскрываются суть и содержание нового понятия «импозит» в современной психологии, отражающего ролевые инварианты социализации личности на разных этапах. Дается анализ, демонстрирующий, что в основе социализации личности лежат глубинные ролевые детерминанты импозиты, на основании которых возможно предсказание характера социализации. Описываются виды 10 ролевых импозит и их основная линия поведения в трехмерном пространстве: возраст, пол и аспект. Материалы статьи позволяют более глубоко понять бессознательные основы социализации личности.
Скачать PDF

Импазо-ролевая модель диагностики социализации личности

Перевозкина Юлия Михайловна
Материалы статьи раскрывают основы импазо-ролевой диагностики особенностей социализации личности. Отражены основные принципы и подходы к феномену социализации личности. Подведены методологические основания к процессу социализации в контексте символического интеракционизма, рассматривающие личность как набор социальных ролей, реализующихся в межличностном взаимодействии. Отражены основные диагностические направления особенностей социализации субъекта. Обсуждаются базовые методологические основы к пониманию бессознательных тенденций социализации. Обосновывается, что в основе социализации личности лежат глубинные ролевые детерминанты импозиты, посредством которых возможно предсказание характера социализации. Раскрываются суть и содержание нового понятия в современной психологии: «ролевой импозит», отражающего ролевые инварианты социализации личности на разных этапах. Предлагается диагностическая импазо-ролевая модель социализации личности, основывающаяся на концептуальных положениях теории архетипов и психологических типах К. Г. Юнга, ролевой обусловленности процесса социализации Дж. Мид, теории цветовых типов, и их проекции в мотивационной, эмоциональной и личностной сферах М. Люшера. Подробно описываются диагностические положения импазо-ролевой социализации личности в пяти сферах. Делается вывод об эффективности диагностики социализации личности в различных сферах, определение адекватности восприятия социальной роли и успешности социализации посредством диагностической импазо-ролевой модели.
Скачать PDF

Ролевая игра как один из инструментов развития социальной креативности студентов

Зарубина Ю.Н.
В статье рассматриваются возможности использования ролевой игры как метода активного обучения для развития социальной креативности студентов. Раскрываются понятия «социальная креативность» и «активные методы обучения». Выделяются преимущества ролевой игры как метода обучения и формирования социальной креативности.
Скачать PDF