РОЛЬ КАТАМНЕЗА В ПСИХОТЕРАПИИ это что такое РОЛЬ КАТАМНЕЗА В ПСИХОТЕРАПИИ: определение — Психология.НЭС
РОЛЬ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РОЛЬ ЛИДЕРА

РОЛЬ КАТАМНЕЗА В ПСИХОТЕРАПИИ

Найдено 1 определение:

РОЛЬ КАТАМНЕЗА В ПСИХОТЕРАПИИ

catamnesis - от греч. katamnemoneno - запоминать). Совокупность сведений о состоянии больного и дальнейшем течении болезни после установления диагноза и выписки из стационара или завершения лечения. Термин "катамнез" предложил немецкий психиатр Хаген (Наgen W.). Различают ближайший катамнез (сбор сведений через несколько недель или месяцев) и отдаленный (получение сведений через год). В психиатрии при сборе катамнеза пользуются данными, полученными в беседе с больным во время катамнестического осмотра (в стационаре, амбулаторно, на дому), а также сведениями, полученными от родных, знакомых, сослуживцев, из различных медицинских документов, в случае надобности - при проведении повторных лабораторных (в том числе психологических) исследований.

Катамнез используется для подтверждения установленного диагноза, изучения динамики заболевания, сравнения непосредственных и отдаленных результатов лечения. Большое значение катамнестический метод имеет при оценке эффективности различных видов психотерапии, прежде всего личностно-ориентированных. Это относится и к личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова при неврозах, где степень клинического улучшения и его устойчивость во многом определяются дополнительными (помимо собственно клинического) психологическими критериями, степенью осознания пациентом психологических механизмов своей болезни, степенью изменения нарушенных отношений личности, степенью улучшения социального функционирования пациента (Федоров А. П., 1977; Кайдановская Е. В., 1982, Карвасарский Б. Д., 1990). Достигаемые в ходе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии личностные изменения, связанные с перестройкой нарушенной системы отношений больного неврозом, ведут в катамнезе к устойчивому и часто возрастающему клиническому улучшению через реализацию этих изменений в реальной жизни пациента, что находит свое отражение в повышении социально-психологической адаптированности больных неврозами.

Метод катамнеза не только позволяет более объективно оценивать эффективность непосредственных и отдаленных результатов различных видов психотерапии (Абабков В. А.), но и адекватно решать вопросы о целесообразности проведения поддерживающей психотерапии.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено рефератов по теме РОЛЬ КАТАМНЕЗА В ПСИХОТЕРАПИИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Компенсирующая роль телесной психотерапии при нарушениях ранних структур характера детей со зрительн

Быкова Елена Борисовна
Психотерапевт Лизбет Марчер создатель бодинамического подхода считала особой роль ощущений в развитии каждого человека и утверждала, что именно ощущения являются своего рода мостом между когнитивными и экспрессивными формами психотерапии. После изучения психологического содержания каждой мышцы и обозначения периода, когда каждая из них впервые активируется в последовательности психомоторного развития любого человека, ученые-психологи сошлись во мнении, что благодаря телесной психотерапии возможно выстраивание телесной осознанности пациента, которая обеспечит формирование телесного эго. Последнее, в свою очередь, служит основой в работе с возрастными движениями, эмоциональным выражением и активацией ресурсов. Нарушения ранних структур характера детей со зрительной депривацией могут быть связаны со сложными, чаще всего хронически негативными взаимоотношениями в семье, с продолжительной депрессией матери, в результате чего происходит естественная выработка ребенком характерологических защит. Кроме того, нарушение функций зрения сказывается на активности ребенка, в том числе на исследовательском и ориентировочно-поисковом характере его деятельности, что может напрямую повлиять на когнитивное развитие ребенка. Во время двух начальных стадий развития характера (структуры потребности и автономии) вследствие несоответствующего поведения родителя (сверхопеки или, наоборот, попустительского отношения) ребенок с нарушением зрения подвержен опасности формирования невозможности удовлетворить свою потребность (из-за ограниченного стремления познавать мир) или несформирования чувства реальности (баланса, освоения пространства). Скорректировать развитие ребенка в обоих случаях помогут занятия с использованием элементов телесной психотерапии, которая носит коррекционно-компенсирующую направленность. При этом важно исследовать и восстановить движения предыдущего возрастного уровня, прежде чем переходить к решению обнаруженной проблемы, соответствующей биологическому возрасту ребенка.
Скачать PDF

Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании

Гареева Р. Г., Хуснутдинова З. А., Хамитов Э. Ш.
Исследована ситуация наркотизации учащейся молодежи подросткового возраста, осуществлен обзор существующих программ антинаркотического воспитания. Раскрыта структура и содержание ценностного сознания, отношения и поведение подростков как комплекс мировоззренческих детерминант при формировании здорового образа жизни. Описана авторская программа антинаркотического воспитания учащихся начального профессионального образования.We have studied the situation of drug habit among teenage and surveyed the existing programs of anti-drug upbringing. We have disclosed the structure and contents of value consciousness, teenagers' attitude and behavior as a complex of world outlook determinants when forming the healthy way of life. We have also described a genuine program for students' anti-drug upbringing in initial vocational training.
Скачать PDF

Индивидуальные особенности цветопредпочтений и их роль в изучении иностранных языков

Хохлова Лариса Александровна, Дерягина Лариса Евгеньевна
В статье представлены результаты исследования особенностей функционирования мозга в условиях цветового воздействия. Установлено, что именно диапазон альфа ритма наиболее вовлекается в процесс восприятия цвета. Изучается влияние четырех цветов (красный, черный, синий, зеленый) на процессы памяти и внимания. Анализируется роль цветопредпочтений студентов левои правополушарного типа в овладении иностранными языками.
Скачать PDF

Роль центрального серотонина в регуляции полового поведения самцов

Амстиславская Т.Г.
На основе собственных и литературных данных обсуждается роль центральной серотониновой (5-НТ) системы в регуляции мужского полового поведения. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно раннем включении 5-НТ системы в регуляцию мужского полового поведения и дают основание предполагать, что для осуществления стереотипа полового поведения уже на мотивационной стадии необходимо определенное соотношение активирующих и ингибирующих влияний 5-НТ системы мозга. Установлено, что 5-НТ-рецепторы вовлечены в регуляцию поведенческой и гормональной составляющих полового мотивационного возбуждения самцов мышей и крыс. Через 5-НТ2А-подтип, 5-НТ3-тип опосредуются активирующие влияния серотонина, а 5-НТ1А-, 5-НТ1В-, 5-НТ2С-рецепторы вовлечены в ингибирующие механизмы, препятствующие возникновению полового возбуждения. Сделан вывод о модулирующей роли серотонергической системы в реализации полового поведения самцов с самых ранних его этапов.
Скачать PDF

Роль психорегулирующей тренировки в реализации индивидуальной программы подготовки стрелка к соревно

Находкин Василий Васильевич
Раскрывается значение психорегулирующей тренировки в процессе учебно-тренировочных сборов спортсмена-стрелка из лука по индивидуальной программе к главным соревнованиям. Успешность психологической подготовки стрелка к ответственным соревнованиям зависит от комплексной организации учебно-тренировочных сборов и умелого использования психорегулирующей тренировки (ПРТ) и обеспечивает надежность.
Скачать PDF

Роль инструментально-динамического аспекта инициативности в формировании профессиональных качеств со

Сафина Р. Б., Карамова Э. И., Муратшина Я. Б.
В статье рассматривается проблема формирования регуляторно-динамического аспекта инициативности как системного свойства личности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными динамического, регуляторного и эмоционального компонентов инициативности, выявлены особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы. Анализ индивидуальных особенностей инициативности сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутренней структуры изучаемого свойства личности.
Скачать PDF

Роль гендерных характеристик личности в социальной адаптации спортсменов

Дамадаева Анжела Сергеевна
В статье представлены данные, показывающие, что гендерные характеристики личности, оказывающие существенное влияние на показатели социальной адаптации спортсменов мужского и женского пола, затрагивая преимущественно социальный аспект психологического благополучия. Маскулинность является фактором социальной адаптированности у мужчин и дезадаптированности у женщин. Гендерная идентичность и гендерная роль в их оптимальных значениях оказывают позитивное, а гендерная стереотипизированность мышления отрицательное влияние на социальную адаптацию спортсменов обоего пола. Специфика влияния гендерных характеристик на удовлетворенность различными аспектами жизни в некоторой степени опосредована полом спортсменов.
Скачать PDF

Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков

Корнилова Ирина Геннадиевна
Статья посвящена изучению роли зрительного дефекта в формировании когнитивных и эмоциональных компонентов «Образа Я» подростков. В работе рассматриваются результаты исследования системы эмоционально-ценностных отношений подростков, в которых зрительный дефект и его последствия играют роль индивидуально-психологических и социально значимых детерминант.
Скачать PDF

Роль ментальности в развитии произвольной активности личности

Шабаловская Марина Владимировна
В статье рассматривается влияние ментальности на произвольную активность человека. Ментальность рассматривается как социально-личностное образование, выступающая в качестве критериальной основы развития произвольной активности и являющаяся детерминантой содержательной стороны и динамических особенностей регуляторных процессов. Выделяются базовые компоненты в структуре ментальности, которые непосредственно связаны с развитием произвольной активности личности. Выдвигается гипотеза о том, что сформированность компонентов ментального опыта определяет уровень развития произвольной активности личности
Скачать PDF

Роль этнокультурной компетентности менеджера в условиях полинационального региона

Хаштыров Я.М.
Скачать PDF

Роль тренинга креативности в развитии параметров самоактуализации личности студентов

Быкова А. В.
Целью работы является выявление роли тренинга креативности в развитии особенностей самоактуализации личности студентов. Креативность рассматривается как неотъемлемая характеристика личностного роста и самоактуализации. Результаты исследования свидетельствуют о значимости развития особенностей самоактуализации личности посредством занятий тренинга креативности.
Скачать PDF

Роль ценностей в саморегуляции психических состояний студентов

Мухрыгина Ольга Ивановна
Проведено исследование роли ценностей в саморегуляции психических состояний студентов (на примере психологических факультетов вузов г. Самары): по типу мотивационной цели, по ценностям-целям и ценностям-средствам
Скачать PDF