РИВИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

Найдено 1 определение
РИВИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
1877-1944) Педагог-новатор, автор коллективной формы обучения («диалогические сочетания», «талгенизм», «сочетательный диалог», «организованный диалог», «корнинский диалог») (в современной дидактике – работа в парах сменного состава). Открытие А.Г. Ривина – событие мирового значения для развития школы, развития теории и практики обучения. Образование получил в Одесском политехническом институте, но по специальности не работал, а стал учителем с инженерным мышлением. Еще в 1911 г. его заинтересовал вопрос: почему в области физического труда наступает время механизации и автоматизации производства, а учебно-умственный труд оставался «первобытным»: учитель учит сразу всех, целую группу школьников, всех одинаково. Как облегчить труд учителя и одновременно сделать его более результативным? Ученики должны тратить времени и сил меньше, а знать и уметь больше. Овладевать науками надо быстрее и в то же время качественнее. Ривин ввел сотрудничество учеников друг с другом. Впервые апробировал в небольшом украинском местечке Корнин в 1918 г. Ученики работали в парах и очень редко – группами. Состав пар постоянно менялся. Если брать всю группу, то все работают с каждым и индивидуально. Он разработал методику изучения научных статей (текстов), решения задач и т.д. Из-за военных действий школа была закрыта. В начале 20-х гг. оказался в Москве, где работает заведующим учебной частью ФЗУ химиков. Занятия здесь организуются по методу содиалога. После закрытия ФЗУ Ривин продолжает работу по распространению и внедрению оргдиалога в разных кружках и в частях Красной Армии. В 1928 г. стал инициатором создания «Дикого вуза» (Объединение групп по высшему техническому образованию), который просуществовал вплоть до 1932 гг. – до периода начала массовых репрессий. После – практиковал частные уроки, занимался репетиторством. В 1941 г. эвакуировался в Рязань, где 5 марта 1944 г. умер в доме престарелых в полной безвестности от нищеты и голода.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
267.86 кб

Этапы становления метода содиалога Александра Григорьевича Ривина (1878-1944)

Захаров Константин Павлович, Гулк Елена Борисовна
В настоящей статье представлено исследование жизни и творчества Александра Григорьевич Ривина (1877-1944), русского, советского педагога, просветителя, создателя методик коллективного взаимообучения.