Рисунок как средство психодиагностики это что такое Рисунок как средство психодиагностики: определение — Психология.НЭС
РИСУНОК ДЕТСКИЙ Рисуночная методика фрустрации  Розенцвейга

Рисунок как средство психодиагностики

Найдено 1 определение:

Рисунок как средство психодиагностики

в клинической психологии) — совокупность методов, использующих различного рода изображения в исполнении клиента в психодиагностических целях (диагностика индивидуально-психологических особенностей клиента). К наиболее распространенным рисуночным методикам относятся (Т. Лаак, 1988): а) спонтанный рисунок, сделанный по собственной инициативе; б) свободный рисунок, выполненный по неопределенной инструкции; в) копирование, срисовывание реального объекта; г) завершение рисунка, дорисовывание некоторых предварительно изображенных элементов; д) конструирование, выполнение изображения с помощью выбора и сложения из набора готовых элементов. В России исследования с применением рисунка в качестве тестового материала были начаты в 1909 году отечественным психоневрологом Г. И. Россолимо. Изучение элементарных изобразительных способностей проводилось с целью выявления индивидуальных различий в норме и патологии на различных группах обследуемых. В 1920—1930 гг. клинические исследования с использованием рисуночного метода были проведены Л. С. Выготским (1927). А. Р. Лурия (1935) предложил пиктограмму в качестве метода опосредованного запоминания, который заключается в том, что для запоминания слов или выражения человек должен сам придумать образ, пригодный для запоминания, и нарисовать его. Этот метод нашел широкое применение при изучении различных расстройств мышления и памяти и активно используется сейчас в психологических исследованиях. Среди психологов-практиков рисуночные методики приобрели особенно большую популярность в 1950—1960 гг. Авторы обзорных работ в этой области исследований отмечают, что использование рисунка человека в клиниках и больницах США по частоте применения уступало лишь тесту пятен Роршаха. Особое внимание в рисуночных методиках уделяется рисованию человеческой фигуры как одному из самых устойчивых и легко актуализируемых архетипов. Определение показателей изображенной человеческой фигуры носит качественный и количественный, формальный характер. Среди факторов, которые поддаются формализации: абсолютный и относительный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, заданный фронтальный или профильный угол восприятия изображения, положение рук, изображение одежды, наличие фона, "висит ли фигура в воздухе" или стоит на земле. Специальное внимание обращается на такие детали рисунка, как отсутствие различных частей тела, диспропорция, штриховка, качество и распределение деталей, направления движений и другие особенности стиля. Учитывается также место, отводимое в рисунке каждому из основных частей тела: голове, чертам лица, волосам, шее, плечам, груди, торсу, бедрам и конечностям. Подчеркивается принцип полового диморфизма, согласно которому учитывается ряд характерных особенностей графических изображений для представителей обоих полов (например, для женщин характерно более частое по сравнению с мужчинами изображение волос, зрачков, бровей, одежды в рисунках человека). Одной из первых попыток формализации результатов рисуночных методик является исследование Р. Шутейна (1904) в области поиска основ периодизации развития рисунка. Шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка фигуры человека разработала Ф. Гудинаф (1926). Затем Д. Харрис (1963) дополнил оценочную шкалу теста "Нарисуй человека", которая уже включала в себя 71 пункт. Принцип, лежащий в основе оценочной шкалы, — нарастание детальности рисунка. Выделяется еще одна группа рисуночных методик, центральными сюжетами которых являются дерево, дом и т. д. в сочетании с человеческой фигурой и без нее. Анализу подвергаются результаты так называемых автоматических рисуночных тестов, основное содержание которых составляет срисовывание определенных геометрических фигур, предметов, либо дорисовывание начатых конкретных и абстрактных элементов. Некоторые из этих методик позволяют диагносцировать последствия травматических изменений центральной нервной системы, делать предположения о специфике развития субъекта, например, степени зрелости ЦНС. В ряде исследований, выполненных с позиций проективного подхода, выделяется формальный аспект анализа изображений, связанный с клиническими проявлениями: зачернение фигур у неврастенических обследуемых, установление скошенных осей, характерных для эпилептических и психопатических индивидов. Интерпретация большинства методик исходит из психоаналитических трактовок человеческого поведения. В контексте существующих теорий развития интерпретация рисунков основывается на двух основных подходах, рассматривающих Р. как проекцию личностных черт и как индикатор эмоциональных состояний. Структурный или формальный подход применительно к анализу графических изображений не исключает изучения феноменов, являющихся следствием влияния механизма проекции. Индивидуальные особенности самого "рисовальщика" не остаются без внимания. Роте (1939) выделяет два их основные типа: 1) конструкторов, экспрессионистов — рисующих аналитически, формирующих фигуру из частей, рисующих скорее то, что они знают, а не то, что видят; 2) наблюдателей, импрессионистов — воспринимающих очертания и точные пропорции фигур и изображающих их контурной линией, синтезирующих увиденное.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Рисунок как средство психодиагностики — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Рисуночные средства как метод изучения особенностей психики студентов

Логвинова Ирина Владимировна, Усатенко Оксана Николаевна
В данной статье ставится актуальная проблема использования рисуночных средств при изучении особенностей психики студентов. В статье обосновывается, что рисунок как психодиагностическое средство активно используется психологами в работе со студентами, превращая неявное, недоступное в явное и доступное сознанию и способствует объективированию личностной проблемы студента. В статье обосновывается эффективность использования психорисунков в диагностико-коррекционной работе со студентами по методу активного социально-психологического познания (АСПП). Методологическое обоснование данного метода осуществляется в соответствии с психодинамической теорией академика Т. С. Яценко. Психодинамический подход обеспечивает целостное познание психики с учетом ее символической презентации в рисунке. Содержание работы с использованием психорисунка в глубинной психологии, в группе АСПП, определяется ориентацией психокоррекционного процесса на выявление внутренних противоречий психики субъекта. Соответственно, смысл психологического анализа рисунков в группе АСПП находится в плоскости целостного изучения психики в ее сознательных и бессознательных проявлениях, чем выгодно отличается от психологических исследований с помощью тестовых рисуночных методик. Психорисунком называют рисунок, в котором автор пытается целенаправленно передать психологическое содержание, определенный темой рисунка с целью дальнейшей рефлексии изображения в диалоге с психологом. Рисунок позволяет отображать в образах действительность и проектировать содержание психики в символы. Сильная сторона рисунка заключается в возможности объединить в образах и определенных символах внешний и внутренний миры, а это дает возможность наблюдателю (психологу) проникать во внутренние характеристики психики субъекта.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Гипермедийная технология как средство создания ситуаций успеха при изучении органической химии студе

Шматов Юрий Николаевич
Преподаватель в своей деятельности должен создавать условия, при которых студенты испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Создание таких условий возможно только при использовании ситуации успеха. В статье рассматривается влияние ситуаций успеха, созданных с использованием гипермедийных технологий, на качество обучения органической химии студентов педагогического вуза. Выявлены особенности процесса повышения качества знаний с учетом гипермедийных возможностей применения ситуации успеха.
Скачать PDF

Индивидуальные технические средства психотренинга

Хало П.В.
Скачать PDF

Арттерапия как средство коррекции личностных качеств определяющих девиантное поведение подростков

Кузьмина Наталья Евгеньевна
В статье автор определяет эффективность воздействия средств коррекции на личностные составляющие, определяющие девиантное поведение подростков.
Скачать PDF

Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков

Сайкина Л.В., Шарапова О.В.
The article considers the peculiarities of correction of teenagers' deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity socio-cultural animation, which presupposes realization of programmes of creative rehabilitation, intensive rest, socio-psychological consolidation of social groups based on the cultural values.
Скачать PDF

Психологические механизмы и средства развития художественного сознания личности

Пархоменко М.В.
Скачать PDF

Занятия физкультурой как средство коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот

Гаврилова Елена Анатольевна
В статье представлен опыт коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот. Занятия физической культурой наиболее серьёзно способствуют повышению адаптированности сирот и оптимизации их самоотношения, при условии осуществления их психологического сопровождения.
Скачать PDF

Музыка как средство эмоционально-психологического развития женщин

Григорьева Е.Н.
В статье дан краткий обзор научных исследований, посвященных психологическим проблемам материнства и возможностям психологической поддержки женщин в период беременности и после родов. Представлены музыкальные программы для прослушивания и непосредственного звукового воспроизведения, что содействует развитию навыков глубокого дыхания, активизирует психофизиологические процессы и поддерживает кислородный баланс в организме женщины.
Скачать PDF

Авторская программа «я в мире, мир во мне» как средство построения зоны ближайшего развития и самора

Швалёва Н.М.
Скачать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Теоретическая модель социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средств

Протопопова В. А.
Скачать PDF

Похожие термины: