Рисунки Поппельрейтера Рисунок как средство психодиагностики

РИСУНОК ДЕТСКИЙ

Найдено 3 определения термина РИСУНОК ДЕТСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

РИСУНОК ДЕТСКИЙ

продукт деятельности изобразительной ребенка. Предпосылки к овладению рисованием - прежде всего осознание того, что некоторые предметы могут оставлять следы - возникают в возрасте раннем в контексте деятельности предметно-манипулятивной. Первые рисунки являют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом рисунок содержит не только образы зрительные предмета и представления о нем, но и двигательные представления о том, как нужно строить изображение предмета.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Детский рисунок

Категория. Продукт изобразительной деятельности ребенка.

Генезис. Предпосылки к овладению рисованием - прежде всего в виде осознания того, что некоторые предметы могут оставлять следы - возникают в раннем возрасте в контексте предметно-манипулятивной деятельности.

Первые рисунки представляют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом графический образ включает в себя не только зрительные образы предмета и представления о нем, но и двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета.

В дальнейшем развитие детского рисунка происходит при все более активном использовании общественно выработанных значений и операций.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Рисунок детский

продукт изобразительной деятельности ребенка. Ребенок раннего возраста открывает для себя назначение бумаги и орудийный смысл пишущих предметов. Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период, когда ребенок черкает на листе бумаги свои первые каракули. Умение воспроизводить собственные каракули становится предпосылкой развития графического образа — представления о том, как предмет должен быть изображен. Графический образ (на первом этапе — еще каракули) включает зрительные образы, а также двигательные представления о том, как следует действовать, чтобы получить на бумаге те или иные каракули. Р. д. — результат освоения разных форм опыта. Рисование для ребенка раннего возраста выступает как своеобразная деятельность, в которой представлены каракули (которым приписывается значение знака, схемы); изображения письменной речи («Я пишу!»), собственно изображения — узнаваемые другими людьми графические построения. В дошкольном возрасте ребенок изображает всю действительность, какой он ее представляет, он рисует то, что видит, то, что знает и то, что чувствует. Под влиянием отношения взрослого к Р. постепенно происходит дифференциация изобразительной деятельности. Особенности развития Р. отражают специфику развития восприятия ребенка, характер применяемых им эталонов цветов и форм («красное», «круглое»), особенности сложившихся графических образов («крыша треугольная», «голова круглая» и т.д.). Р. — результат продуктивной деятельности. Здесь можно иметь в виду два вида продуктивности: 1) сам рисунок как продукт деятельности ребенка; 2) продуктивность развития познавательной сферы самого ребенка — ведь благодаря рисованию интенсивно развиваются восприятие, внимание, память, образное мышление и воображение. Р. д. является показателем общего развития ребенка. Кроме того, само рисование развивается по направлению ко все более адекватному отображению действительности. Являясь одним из видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Все развитие рисования обусловлено разными формами усваиваемого ребенком социального опыта. В этом развитии переплетается присвоение общих человеческих свойств и способностей (символической функции сознания, форм восприятия, основанных на использовании сенсорных эталонов), овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера игровой деятельности на специфику развития изобразительной деятельности. Графическое построение, соединяясь с изображаемым предметом и словом, обозначающим этот предмет, по-новому трансформирует словесное содержание. Детское рисование вводит ребенка в специальную деятельность, отработанную долгой историей человеческой культуры. Содержание детских рисунков зависит от общей умственной активности рисующего ребенка. Детские Р. свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и государства, оказывающих влияние на ребенка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребенка. Обращаясь к тому или иному содержанию, ребенок стремится выразить свое отношение к изображению. Наряду с достижениями в рисовании существует тенденция к закреплению привычных графических образов, которые постепенно из живых средств постижения мира превращаются в застывшие образы — шаблоны. Изобразительные шаблоны представляют собой весьма прочные образования, т.к. они отвечают элементарным требованиям изображения и вполне удовлетворяют неспециалистов. Распространенными шаблонами в детских рисунках являются изображения домиков, цветов, деревьев и т.п. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью: они часто становятся основным содержанием рисования ребенка. Усваивая графический образ, ребенок начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его совершенствовании. Закрепление графических образов в виде шаблонов представляет большую опасность для развития детской изобразительной деятельности. В.С.Мухина

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено научных статей по теме — 12

Детский рисунок как форма игры

Трифонова Екатерина Вячеславовна
В статье анализируется сюжетное детское рисование как проявление игровой деятельности ребенка. Раскрывается его генезис, структурные компоненты, специфика по отношению к изобразительной деятельности и другим видам деятельности ребенка, отмечается значение для развития ребенка дошкольного возраста.
Скачать PDF

Применение рисуночных методов в диагностике невынашиваемости беременности

Миронова Е. С., Чуйкова Т. С.
В статье представлены результаты эмпирического исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости, обследованных с помощью рисуночных методов. Проанализированы возможности применения методов рисования в работе с беременными, выделены типы рисунков, соответствующих особенностям переживания беременности в ситуации материнства, согласно концепции Г. Г. Филипповой. Проведен сравнительный анализ результатов исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости.
Скачать PDF

Рисуночные тесты в диагностике психоэмоционального состояния ребенка

Анисимова Надежда Викторовна
Среди разнообразных методов педагогической психологии особое место занимают рисуночные тесты. Символическое изображение является по своей психологической функции своеобразнографической формой речи.
Скачать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга I. мотивационный

Виноградова Марина Геннадьевна, Рыжов Андрей Леонидович
Рассматриваются возможности использования метода рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в клинической психологии. Предлагается и обосновывается применение метода качественного анализа к материалам методики, что подразумевает отход от формальной схемы, внимание к способам выполнения задания, учет последовательности ответов, контекста и модификации инструкции. В соответствии с традициями отечественной патопсихологии при рассмотрении особенностей и нарушений психической деятельности, выявляемых методикой, выделаются четыре аспекта: мотивация, контроль и критичность, динамика, а также инструментальный аспект. Подробно описываются феномены, наблюдаемые при рассмотрении мотивационного аспекта
Скачать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга II. Контроль и кр

Виноградова Марина Геннадиевна, Рыжов Андрей Леонидович
Авторы продолжают рассматривать возможности метода качественного анализа данных теста «Рисуночная фрустрация» С. Розенцвейга. Подробно описываются феномены, проявляющиеся при анализе контроля и критичности, динамики, а также инструментального аспекта деятельности испытуемого. Обсуждаются ограничения интерпретации результатов методики в терминах гипотезы фрустрации-агрессии.
Скачать PDF

Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников

Грозина Василиса Александровна
В статье доказывается необходимость разработки и внедрения в образовательные программы дошкольных учреждений модуля, ориентированного на развитие эмоционального интеллекта посредством рисуночных и игровых техник как наиболее соответствующих возрастным особенностям дошкольников. Представлен опыт реализации такой программы. В результате анализа данных входящей и итоговой диагностики детей в экспериментальной и контрольной группах автор приходит к выводу, что в дошкольном возрасте эмоциональный интеллект активно развивается, особенно под влиянием рисуночных и игровых техник, что выражается в формировании способности вербализировать эмоции, опознавать лицевую экспрессию.
Скачать PDF

Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов

Зинченко Елена Валерьевна
В данной статье в фокусе внимания автора оказывается психодиагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночного теста Сильвер и цветограммы «Моя жизнь». Эмпирическим путем определены различия в эмоциональной и когнитивной сферах подростков и юношей, установлены половые различия по критерию гибкости мышления в юношеском возрасте. Выявлены значимые жизненные сферы подростков и юношей, которые подробно описаны с точки зрения их цветовых предпочтений и эмоционального отношения к ним. В целом автор раскрывает широкие возможности применения арт-терапевтических методик для диагностики эмоциональных и когнитивных особенностей российских школьников разного возраста.
Скачать PDF

Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании

Лебедева Людмила Дмитриевна
Продемонстрирована диагностическая ценность рисуночных тестов при использовании их в психологической диагностике. Рассказывается об оригинальной авторской проективной методике «Рисунок семьи в образах цветов», которая может применяться как мягкий, гуманный способ психодиагностики.
Скачать PDF

Исследование образа матери у дошкольников посредством методики «Рисунок семьи»

Пономарева Елена Витальевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования образа матери у старших дошкольников через анализ изображения ребенком собственной матери.
Скачать PDF

Анализ показателей психологических рисуночных тестов

Зобнина Людмила Яковлевна
В статье рассматриваются результаты и ряд ключевых показателей психологических рисуночных тестов; на основе факторного анализа устанавливается связь между ними. Приводится анализ механизмов создания изображения в психологических рисуночных тестах.
Скачать PDF

Проективная методика «Рисунок успешной женщины и успешного мужчины» в диагностике гендерных особенно

Лопухова Ольга Геннадьевна, Беглова Эльмира Ильдусовна
В статье представлены результаты валидизации проективной методики «Рисунок успешной женщины и успешного мужчины», предназначенной для диагностики гендерных особенностей субъективного образа «успешной личности».
Скачать PDF

Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики

Кузьмина Софья Ивановна, Голубь М.С.
В статье рассматриваются особенности проективных методик и их применение в психологических исследованиях. В современной психологической практике особое распространение получил рисуночный метод диагностики: в данной статье рассмотрены его достоинства и недостатки.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16