РИСУНКА СЕМЬИ МЕТОДИКИ

Найдено 1 определение
РИСУНКА СЕМЬИ МЕТОДИКИ
(Drawing-Family Techniques) — группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Основана на анализе н интерпретации рисунков. «Р. с.» м., как правило, применяются при обследовании детей.
Рисуночные методики являются одними из наиболее распространенных среди проективных тестов (см. «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА» ТЕСТ, «ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК» ТЕСТ и др.). Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у
ряда исследователей. Подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые были разработаны для теста «Нарисуй свою семью» (В. Вульф, 1947). Опыт применения рисуночной методики в этих целях был накоплен в работах В. Хьюлса
(1951—1952 гг.).
Согласно схеме интерпретации по В. Вульфу, в рисунке анализируются: а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; б) отличия в формах и пропорциях отдельных фигур. Согласно
В. Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи. Пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально-неприемлемого лица. Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии,
то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В. Вульф обращал внимание также на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями.
В работах В. Хьюлса были предложены интерпретационные схемы «Р. с.» м., базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии).
Дальнейшее развитие «Р. с.» м. получили в работах Л. Кормана (1964), Р. Бернса и С. Кауфмана (1972). В инструкции к методике Л. Кормана предусмотрено задание нарисовать не «семью» или «свою семью», как в методиках В. Вульфа и В. Хьюлса, а «семью,
как ты ее себе представляешь». Благодаря такой установке имеется возможность использовать менее структурированный объект (стимул) (см. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ). При интерпретации результата авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый
рисует большую или меньшую семью, чем она является на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов; чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией). В рисунках,
по Л. Корману, анализируют: а) его графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание (анализ смысла рисунка).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагаются специальные вопросы, подталкивающие испытуемого на обсуждение темы отношений в семье (напр.: «Кто в семье самый плохой?»), предусматривающие прямой
положительный или отрицательный выбор (напр.: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточняющие смысл нарисованной ситуации для ребенка.
Вариантом Р. с. м., получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является «Кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала
основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики, основана на принципах психоанализа.
Техника «Рисунка семьи» в советской психодиагностике нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаровым (1977) предложен вариант методики, состоящий bз двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах»,
расположенных на двух «этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится рядом с ребенком (т. е. является эмоционально наиболее
близким). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.
Вариант Р. с. м. со сложной и дифференцированной интерпретационной схемой предложен Г. Т, Хоментаускасом в 1985 г.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.