РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
См. ретроактивная интерференция.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТОРМОЖЕНИЕ РЕТРОАКТИВНОЕ
снижение способности к припоминанию старого (ранее выученного) материала из-за полученной позже информации. См. торможение проактивное.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ретроактивное торможение

(от лат. retro – обратно, назад и activus – действительный) – эффект забывания ранее заученного материала после изучения последующего.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ТОРМОЖЕНИЕ РЕТРОАКТИВНОЕ
от лат. retro - назад и aktivus деятельный] - торможение в виде интегрального нервного процесса, замедляющего научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние, т.е. происходит забывание ранее усвоенного материала под влиянием последующего заучивания

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Ретроактивное торможение
Словообразование. Происходит от лат. retro - назад + actio - действие.
Категория. Негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации.
Специфика. Сила ретроактивного торможения увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности (при значительной ее интересности, связью с эмоциями, или повышенных требованиях к энергозатратам). В качестве механизма ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
от лат. retro — назад, activus — действующий...) — отрицательное влияние деятельности, следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала. Р. т. тем сильнее, чем больше сходства между деятельностью заучивания и последующей деятельностью как по содержанию, так и по условиям их осуществления. Вместе с тем Р. т. уменьшается, если в двух последовательно запоминаемых материалах увеличивается количество не сходных, а тождественных элементов. Р. т. возникает также тогда, когда деятельность, выполняемая вслед за запоминанием материала, требует больших умственных усилий и вызывает утомление либо если она чрезвычайно занимательна, связана с сильными положительными или отрицательными эмоциями. В этом случае механизм Р. т.— запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов. Р. т. в ряде случаев выступает совместно с проактивным торможением.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
негативное воздействие деятельности, кот. следует сразу за заучиванием информации, оказывающее влияние на пострепродукцию-поствоспроизведение ранее зафиксированного-усвоенного материала-информструктур-информации; феномены Р.т. интенсивны тогда, когда фиксируется-инкарнируется аналогия между деятельностью освоения-заучивания информации и последующей деятельностью, а часто наблюдается снижение-уменьшение кондиций-факторов Р.т., если в двух сукцессивно-усваиваемых материалах-информструктурах увеличивается экстенсивное количество не сходных, а тождественных компонентов; феномены Р.т могут продуцироваться и тогда, когда активность-деятельность, реализуемая вслед за освоением информации-информмоделей, требует от субъекта интенсивно-повышенных ментальных усилий и тем самым вызывает утомляемость или же в том случае, когда деятельность-активность индивида, благоприятна-комфортабельна для его чувственно-эмотивно-мотивационной сферы, в данном случае, механизмы-корреляции Р.т. — это механизмы запредельного торможения или же матрица отрицательной индукции нервных процессов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ТОРМОЖЕНИЕ РЕТРОАКТИВНОЕ
торможение регрессивное) - негативное влияние деятельности, шедшей вслед заучиванию, на последующее воспроизведение заученной информации. Обусловлено интегральным процессом нервным, замедляющим научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относимые к предшествующим его элементам - происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания. Термин предложен М. Фуко (1928).
Многочисленные исследования установили, что влияние торможения ретроактивного на ответ тем сильнее, чем большее число элементов было заучено после подлежащего воспроизведению элемента и чем более сложной и сходной с воспроизводимой была последующая деятельность. Сила торможения ретроактивного возрастает:
1) при высокой степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности;
2) при значительной интересности этой деятельности;
3) при ее эмоциональной насыщенности;
4) при повышенных требованиях к энергозатратам при ее выполнении. В качестве механизма торможения ретроактивного выступает торможение запредельное или отрицательная индукция процессов нервных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998