Ретардация

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Ретардация
Явление, противоположное акселерации. Р. проявляется в замедлении темпов развития детей и подростков, наиболее активно начавшем проявляться в некоторых странах (в частности бывшего СССР) в 90-х годах ХХ в. в связи, как предполагается, со снижением уровня жизни населения.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

РЕТАРДАЦИЯ
– незавершенность отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными. Характерна для олигофрении и ЗПР. Например, Р. Е. Левиной в 1936 г. описаны примеры общего речевого недоразвития, когда происходит не своевременный переход от автономной речи к обычной, а расширение самой автономной речи.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

РЕТАРДАЦИЯ
замедленное развитие какого-либо органа, тела в целом, по сравнению с предками или сверстниками; отставание в умственном развитии (в относительном смысле) несоответствие умственного развития молодого человека его физической зрелости. Предполагаемые причины: 1) энергия организма расходуется на физическое развитие в ущерб умственному; 2) обилие электронной техники позволяет работать без умственного напряжения, а телевидение заменяет чтение.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Ретардация
лат. retardatio – замедление, задержка) – 1. в биологии – более поздняя закладка органа и замедление его развития по сравнению с предками; 2. в психиатрии – а) замедленное, частичное или неполное созревание личности и психической сферы, что проявляется такими явлениями, как инфантилизм, недоразвитие речи и школьных навыков, умственная отсталость (в противоположность акселерации), б) замедление времени реакции, наступления некоего патологического события (например, ретардированная амнезия).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Ретардация
(от лат. retardo - замедление). Отставание физического и психического развития в сравнении со средними нормами. Психическая и физическая Р. не всегда связаны друг с другом. Кроме того, в обеих областях следует иметь в виду разницу между полной и частичной ретардацией, в зависимости от размеров расстройства. Полной ретардацией обозначается целостное замедление в развитии психики или физики. Частичная Р. бывает в тех случаях, когда одна из нескольких психических или физических функций, напр. развитие речи, прорезывание зубов и др., отстает от нормальных темпов развития. Подобные формы ретардации, безусловно, не приводят к тяжелым последствиям и длительному влиянию на развитие личности. Они могут быть компенсированы в различной степени.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Ретардация
(от лат. retardatio — «замедление, задержка»). Наряду с акселерацией представляет акцентуированные варианты развития человека. Акселерация — ускорение биологического, психофизиологического созревания, что проявляется в опережении развития по сравнению со среднестатистической нормой. Р., напротив, — замедление биологического и психофизиологического созревания с сопряженным отставанием в нервно-психическом развитии по сравнению со среднестатистической нормой.
Ребенок-ретардант выглядит на 1—2 года младше своих сверстников. Несмотря на необходимый для освоения учебной программы первого класса уровень мышления и знаний, у ребенка-ретарданта существуют незрелые психофизиологические механизмы адаптации и недостаточная степень физической зрелости, что создает риск психосоматических заболеваний.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

РЕТАРДАЦИЯ
РЭТАРДАЦЫЯ / RETARDATION– это запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения. При этом, как правило, не отмечается прогрессивного ухудшения познавательных функций. Если умственные расстройства происходят на фоне уже сформированных познавательных процессов и носят прогрессирующий характер, то такие нарушения в развитии называются слабоумием (деменцией). Выделяют две разновидности Р.– общую (тотальную) и частичную (парциальную). В последнем случае речь идет о незрелости отдельных функций, сторон психики, в частности школьных навыков– чтения, счета, письма, или свойств личности. Р.– понятие, противоположное акселерации. По своему значению частично совпадает с инфантилизмом. Р. предполагает, что отставание со временем можно наверстать, тогда как во многих случаях инфантилизма некоторые его признаки сохраняются и у взрослых. К тому же бывает Р. психического развития, а при инфантилизме интеллект не затрагивается. Выделяют две основные причины Р.: наследственные факторы и органические нарушения, врожденные или приобретенные в постнатальном онтогенезе, а также всевозможные социальные факторы. Если отставание происходит в результате наследственного фактора или после перенесенного заболевания, то, как правило, наблюдается временная задержка роста, и после окончательного выздоровления темпы роста ускоряются, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий период. Негативное влияние на рост и развитие ребенка может оказывать социальный фактор. И это не столько невысокий материальный доход, сколько негативный эмоциональный микроклимат в семье или в детских учреждениях. Установлен факт, что дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, в детских домах или в условиях дефицита внимания со стороны родителей, отстают в развитии на полтора-два года от своих сверстников. Р. приобретает особое значение при определении того, готов ли ребенок к школе, т. к. от его психофизиологического созревания напрямую зависит успеваемость и то, каким образом будут складываться отношения с одногодками. Очень часто детей с задержкой развития обучают в индивидуальном порядке. Также стоит отметить, что Р. и акселерация могут быть гармоничными и негармоничными, т. е. у каждого ребенка наблюдается индивидуальный темп роста и развития. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
353.83 кб

Ретардация визуального восприятия как критерий раннего выявления дислексии

Мошкова Ольга Михайловна
Цель исследования выявить возможности диагностики несформированности последовательного визуального сканирования печатного текста и холистической стратегии опознания зрительных стимулов, влияющих на успешное формирование у детей на
Читать PDF
8.37 мб

Экзогенные и эндогенные факторы ретардации и ускорения физического развития у детей с атопическим де

Градинаров A. M.

Похожие термины: