РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТА РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

Найдено 1 определение:

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

mental representation) - ключевое понятие когнитивной науки, относящееся как к процессу представления (репрезентации) мира в голове человека, так и к единице подобного представления, стоящей вместо чего-то в реальном или вымышленном мире и потому замещающей это что-то в мыслительных процессах. Последнее определение указывает на знаковый или символический характер репрезентации и связывает ее исследование с семиотикой. Первый период в истории когнитивной науки был особенно тесно связан с полемикой о том, в какой форме «существуют» репрезентации в памяти человека и о каких типах репрезентации может идти речь при их описании. Первоначально ментальная репрезентация описывалась в психологии как имеющая дело только с языковыми структурами. Признание репрезентаций другого типа - образных - связано с именем А.Пейвио, в многочисленных работах которого была выдвинута теория двойного кодирования мира. Согласно Пейвио, все репрезентации могут быть расклассифицированы на картиноподобные и языкоподобные. В настоящее время говорят поэтому либо об аналоговых репрезентациях (тех, которые сохраняют свое подобие оригиналу) и репрезентациях пропозициональных (имеющих аргументно-предикативную структуру). Некоторые считают, что именно вторая форма хранения знаний является главной, но это мнение разделяется далеко не всеми. Иногда различают также просто аналоговые репрезентации, в большей или меньшей степени редуцированно изображающие фрагменты мира, и символические, условные, поскольку считается, что репрезентации - это особые когнитивные модели объектов и событий, воспроизводящие лишь часть сведений о них, иногда сведенную до конвенционального минимума. Совокупность репрезентаций образует то, что называется памятью, а поэтому и в ней различают словесную и образную память; совокупность вербальных репрезентаций называют ментальным лексиконом, и, наконец, совокупность всех репрезентаций именуется концептуальной системой, или же концептуальной моделью (картиной) мира. Особое значение в анализе репрезентаций придается их генезису и происхождению у отдельного человека. Когнитологи до сих пор спорят о том, с чего начинается формирование репрезентаций и каково то исходное состояние психики, которое характеризует родившегося и вступающего в мир человека - tabula rasa или же некие врожденные предпосылки для их образования, или, наконец, уже сложившаяся врожденная система таких репрезентаций. Ярким представителем своеобразной компромиссной точки зрения по этому вопросу был Ж.Пиаже, выдвинувший идею о постепенном складывании разных типов репрезентаций по стадиям - сперва сенсомоторной, затем образной и позднее всего - языковой. Несмотря на множество исследований по когнитивному развитию ребенка вопрос о том, как возникают «первые» репрезентации и как из более простых репрезентаций рождаются более сложные (ведь не могут быть у младенца и школьника одинаковые представления даже достаточно простых объектов и событий), до сих пор не вполне ясен, и адекватная теория репрезентаций пока отсутствует. Исследование репрезентаций послужило поводом для сближения разных наук (психологии, философии, моделирования искусственного интеллекта, нейронаук и формальной семантики) в рамках единой когнитивной парадигмы знания. Однако, вплоть до последнего времени идея репрезентации не получила адекватного освещения из-за того, что рассмотрению подвергались изолированные аспекты этого феномена. Ни символические модели мозга, ни коннекционистские модели по отдельности не смогли объяснить, как действует человек с такими репрезентациями, которым нет соответствий в объективной действительности - с планами, убеждениями, интенциями, но о существовании которых мы должны говорить, поскольку в языке может идти речь и о них: ведь при восприятии речи их область активизируется человеком так же, как и область реального мира. Это означает, что должны быть пересмотрены взгляды на то, что именно репрезентируют репрезентации, а также и модели, которые описывают их организацию. Часть такой организации была описана в терминах ассоциативных сетей, часть - в терминах коннекционизма, наконец, часть - в терминах фреймов, скриптов и сценариев. Но все эти описания охарактеризовали лишь отдельные аспекты когниции с помощью ментальных репрезентаций. Наступило время объединить и синтезировать эти попытки, представив более глобальную картину функционирования репрезентаций в еще большем разнообразии их форм и типов.  
Оцените определение:

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М., 1997

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование ментальных репрезентаций в контексте прототипов

Лобанов Александр Павлович, Радчикова Наталия Павловна
Опираясь на прототипный подход и теорию двойного кодирования А. Пайвио, рассматривается роль типизации и классификации на разных уровнях обобщенности категорий. Экспериментально обосновывается ведущая роль характерного (ассоциативного или понятийного) способа группировки вербального материала с точки зрения эффективности и продолжительности формирования ментальных репрезентаций.
Скачать PDF

Образ старости: особенности ментальных репрезентаций молодых поколений

Старчикова Маргарита Валерьевнаа
Анализизуются особенности формирования образа старости в представлениях молодого поколения по материалам восприятия русских пословиц о старости с использованием психосемантического подхода. В качестве шкал для построения семантического пространства использовались категории, описывающие особенности образа старости на основе ментальных представлений, выраженных в пословицах русского языка, сосредоточенных на представлении старости и старого человека. Образ старости в сознании молодого поколения дифференцируется в зависимости от восприятия категориальных характеристик образа, представленных следующими смысловыми блоками: «Старшее поколение», «Молодое поколение» «Я в настоящем», «Когда я буду старым», включая когнитивный, поведенческий, эмоциональный и мотивационный компоненты и концептуальные блоки: мудрости, глупости, опыта.
Скачать PDF

Ментальные репрезентации транскрипционных знаков английского языка студентов с различной этнической

Кожевникова Оксана Вячеславовна
Рассматривается современное состояние проблемы изучения образной сферы человека. Анализируются результаты эмпирического исследования специфики ментальных репрезентаций транскрипционных знаков английского языка у представителей удмуртской и русской этногрупп, осуществленного с применением психосемантического метода.
Скачать PDF

К проблеме изучения ментальных репрезентаций учебных текстов подростков с разной организацией учебно

Кибальченко Ирина Александровна, Астахова Армини Аветиковна
Целью исследования является изучение особенностей ментальных репрезентаций учебных текстов подростками, с разноуровневой организацией учебно-познавательного опыта. Проведен анализ изучения структуры, форм, моделей организации и развития ментальных репрезентаций в познавательной деятельности подростков, а их результат представлен в репрезентациях учебных текстов и задач, опыте обучающихся. Изученные особенности ментальных репрезентаций подростков направлены на разрешение рассогласованности развития ментальных репрезентаций в аспекте их актуализации при решении учебных текстов (задач). Полученные результаты подтвердили актуальность, и определи задачи дальнейшего исследования.
Скачать PDF

Ментальные модели репрезентации риска и безопасности в массовом сознании

Янова Наталья Геннадьевна, Климашин Вячеслав Михайлович
Представлен семантико-когнитивный подход к исследованию ментальной репрезентации на примере понятий «риска» и «безопасности» как категорий научного и обыденного сознания
Скачать PDF

Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения

Втюрина Татьяна Анатольевна
В статье обосновывается введение категории «ментальная репрезентация», рассматриваются подходы к ее определению, соотношение с понятиями «образ мира», «ментальный опыт». Представлены результаты эмпирического исследования ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании.
Скачать PDF

Анализ понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании

Левченко Елена Васильевна, Втюрина Татьяна Анатольевна
В статье обсуждаются особенности содержания и структуры ментальных репрезентаций мотивации на понятийном уровне. Показано общее и особенное для понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании. Реконструированы модели ментальных репрезентаций мотивации понятийного уровня для научного и обыденного сознания.
Скачать PDF

Модели репрезентации образа матери в российской ментальности

Газизова Юлия Сергеевна
Анализируются особенности репрезентации образа матери в российской ментальности в разные исторические периоды, описаны результаты, раскрывающие содержание моделей репрезентации образа матери в России на современном этапе. На основании теоретического анализа и экспериментальной проверки гипотезы автор доказывает, что динамика формирования материнского образа в российской ментальности неоднозначна, во многом ее своеобразие определено культурно-историческим контекстом, внедрением глобальных общественно-политических и социокультурных процессов, а также степенью отражения и характером принятия в мировоззрении россиян ценности материнства. В рамках функционирования и воздействия данных факторов при выраженном признании материнства как высшего предназначения женщины содержание образа матери приобретает неоднородное ценностно-смысловое наполнение.
Скачать PDF

Суверенность как индикатор ментальной репрезентации когнитивной оценки нарушения границ идентичности

Смирнова Яна Константиновна
В статье предложен анализ феномена суверенности через категорию когнитивной оценки и атрибуции процессов контроля границ идентичности психологического пространства. При этом суверенность раскрывается как ментальная репрезентация в атрибутивном анализе когнитивных моделей границ идентичности и психологического пространства. Исследуется возможность диагностики ментального порога контролируемости пространства жизнеосуществления через локус атрибуций сохранности границ идентичности; проявление ментального конфликта в оценке уравновешивания внешних и внутренних контекстуальных аспектов среды. Выделены маркеры в атрибутивной оценке и интерпретации пространства жизнеосущест-вления. Верифицирована структура системы суверенизации и ее влияние на модус временных ориентаций как стратегии субъективной регуляции времени. Выявлены особенности проявления суверенизации в бифуркационный для ее становления подростковый период и найдены отличия структуры самодетерминации подростков, воспитывающихся в семьях и детских домах.
Скачать PDF

Ментальная репрезентация психических состояний: эксплицитный и имплицитный ассоциативные компоненты

Алексеева Екатерина Михайловна
В статье представляются и обсуждаются результаты научного исследования, проведенного в рамках изучения эксплицитного и имплицитного компонентов ассоциативного уровня репрезентации психических состояний. Описаны эксплицитные вербальные ассоциативные связи 26 психических состояний с жизненными ситуациями, а также закономерности и особенности имплицитного ассоциирования состояний радости, душевной боли, веселости, печали, угнетенности, восторга с ситуациями ссоры и общения с друзьями. Показано, что психические состояния ассоциативно неразрывно связаны с ситуациями жизнедеятельности как эксплицитно, так и имплицитно.
Скачать PDF

Событийно-ситуативный аспект образного уровня ментальной репрезентации психического состояния

Артищева Лира Владимировна
Цель работы отразить образный уровень ментальной репрезентации психических состояний различной модальности и уровня психической активности: радость, гнев, спокойствие, утомление. С помощью методики «Рельеф психического состояния» раскрыта специфика протекания психического состояния, связанного с конкретным событием, в течение суток. Было выявлено, что при относительной стабильности образа психического состояния имеется внутренняя динамика, связанная со структурной реорганизацией образа, которая определяется подструктурами образа состояния. Обнаружено, что изменение образа состояния в связке с событием обусловлено текущими событиями и состояниями.
Скачать PDF

Ментальные репрезентации эмоций у инвалидов с астено-депрессивным синдромом

Вагизова Русина Рустамовна
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16