РЕЛИЗЕР Релизинг-фактор

Релизеры, или ключевые раздражители

Найдено 1 определение:

Релизеры, или ключевые раздражители

от англ. to release - освобождать, отпускать, сбрасывать), - признаки компонентов среды, в т. ч. признаки, носителями к-рых являются сами животные, а также демонстрации, выполняемые ими, к-рые являются сигналами-стимулами, запускающими ответные реакции. Склонность животных подавать такие сигналы и отвечать на них опр. действиями - врожденная. Ответная реакция при действии ключевого раздражителя неизбежна, если животное находится в соответствующем мотивационном состоянии и рецептивно в отношении данного стимула. Однако показано для многих видов птиц и млекопитающих, живущих сообществами, что члены сообщества реагируют на релизеры своего вида, только когда он исходят от опр. особей, известных данному животному лично. В данном случае это результат установления индивидуальных связей в процессе научения. Как релизеры могут функционировать звуки (крики лягушек и жаб), запахи (пахучие чешуйки у самца бабочки), прикосновения (мягкие касания партнера у виноградной улитки, энергичное толкание самки самцом колюшки), разнообразные зрительные стимулы (красное пятно на клюве взрослой серебристой чайки), движения (при демонстрациях, связанных с угрозой и ухаживанием у серебристой чайки). Н. Н. Мешкова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Ключевые компетенции менеджера педагогического университета

Белан Е.П.
Скачать PDF

Ключевые методы и технологии диагностики характеристик деловой успешности менедждеров высшего звена

Клиников Станислав Викторович
Основным элементом систем оценки, перемещения, развития менеджеров является эталонный профиль (профиль успешности) менеджера. Несмотря на высокую значимость профиля обычно этот элемент упускается из виду как чрезмерно сложный для изучения и дорогой в разработке. Предлагаем рассмотреть основные психологические особенности менеджмента и обсудить основные методы оценки характеристик деловой успешности менеджеров высшего звена.
Скачать PDF

Атрибуция успеха в системе ключевых категорий современной психологии

Балецкая Людмила Николаевна
В статье осуществлена систематизация современных подходов к проблеме определения психологических особенностей атрибуции успеха. Особенности изучения феномена успеха рассматриваются в существующих бинарных взаимосвязях между концептуальными составляющими в системе атрибутивных процессов. Атрибуция успеха рассматривается в ракурсе изучения следующих психологических явлений: локус контроля, ответственность, мотив, межличностные отношения, ценность. В процессе теоретического анализа выделен как внутренний механизм атрибуции и законы функционирования (моносистемность), так и системно-формирующее явление более сложной структуры успеха.
Скачать PDF

Границы и контексты как ключевые аспекты социально-психологического ракурса исследования идентичност

Лукьянченко Наталья Владимировна
В статье описываются причины актуальности и сложностей исследования идентичности в социальной психологии. Предлагается использовать привлечение наработок смежных гуманитарных дисциплин и системного анализа для преодоления концептуальных противоречий. Сущностная природа идентичности определяется как цельность с многослойными границами. Вводится понятие контекстуальности. Описываются её уровни: моноцентрическая, дихотомическая, гомеостатическая, открытая.
Скачать PDF

Становление модели ключевых компетенций безработных (слушателей курсов переподготовки)

Струк Наталья Максимовна, Большедворская М.В.
Компетентность авторы рассматривают как социальное и профессиональное качество личности, которое позволяет человеку проявить свою способность эффективно взаимодействовать с окружающими в профессиональном пространстве. Ключевые компетентности, необходимые для функционирования человека в современном обществе, анализируются в сфере самостоятельной познавательной деятельности, социально-трудовой деятельности, бытовой сфере.
Скачать PDF

Личность психолога-консультанта: теоретико-эмпирическая модель ключевых компетенций

Костригин А.А.
Рассмотрена роль личностных особенностей психолога-консультанта в успешности его практической деятельности, и обоснована идея о том, что личность консультанта и компетенции психолого-консультативной деятельности необходимо рассматривать как самостоятельные феномены. Разработана теоретическая модель компетенций психолога-консультанта. Представлены результаты эмпирического исследования, уточняющие теоретическую модель, выделены ключевые компетенции консультанта: «решение задач», «ценности», «эффективное поведение».
Скачать PDF

Ключевые подходы к проблеме личности в нейропсихологии

Плужников Илья Валерьевич
В статье представлен обзор основных подходов, концепций и направлений исследования личности в нейропсихологии. Нейропсихиатрический подход основывается на феноменологическом описании нарушений личности у больных с различной локализацией очагов поражения головного мозга. Собственно нейропсихологические исследования личности в школе А.Р. Лурия, представленные преимущественно работами, выполненными под руководством Е.Д. Хомской, предлагают для экспериментального изучения мозговой организации личности структурно-функциональную модель, включающую в себя эмоциональные, мотивационно-регуляторные процессы и самосознание. В афазиологии постулируется, что нарушения личности вторичны по отношению к затруднениям общения, возникающим при патологии речи. Наконец, нейропсихоанализ делает предметом своих исследований церебральные механизмы бессознательных процессов и личностного функционирования на различных патологических моделях. В статье приводятся данные собственного исследования. С использованием нейропсихологического метода синдромного анализа были изучены 50 больных мужского пола с расстройствами патохарактерологического спектра юношеского возраста, разделенных на две группы: шизоидное расстройство личности (30 больных) и шизотипическое расстройство личности (20 больных). Было установлено, что для обеих групп больных характерны специфические когнитивные нарушения, указывающие на дисфункцию фронто-таламо-париетальных связей. Выявлены латеральные различия: нейропсихологическая симптоматика, связанная с дисфункцией левого полушария, характерна для больных с шизотипическим расстройством личности, а нейрокогнитивный дефицит, указывающий на дисфункцию правой гемисферы - для больных с шизоидным расстройством личности. Обсуждаются перспективы развития нейропсихологии личности.
Скачать PDF

Понятие здоровья в контексте ключевых категорий культурно-деятельностного подхода

Чеснокова Милена Григорьевна
В статье рассматриваются возможности использования важнейших категорий и принципов культурно-деятельностного подхода в области психологии здоровья. Соотносится биологическое и психологическое понимание здоровья. Дается современное научное определение здоровья человека. Рассматриваются основные методологические подходы к исследованию здоровья личности. На основе идей Л.С. Выготского выдвигается и обосновывается представление о здоровье человека как высшей психической функции (ВПФ). Раскрывается содержание понятия здоровья как ВПФ, его связь с традиционным системным и уровневым подходами. Понимание здоровья как ВПФ сопоставляется с существующими направлениями, использующими идеи Выготского и культурно-исторической теории в области психологии здоровья, в частности с клинической психологией телесности. Заключительная часть статьи посвящена проблемам профессионального здоровья. В ней прослеживается связь структуры, развития и индивидуального стиля деятельности и профессионального здоровья с позиций деятельностного подхода, анализируются проблемы мотивации укрепления здоровья. Подчеркивается методологический потенциал понятия здоровья как ВПФ и идей деятельностного подхода для психологии здоровья и психологической науки в целом.
Скачать PDF

Отношение детей из разных конфессиональных групп к ключевым религиозным понятиям

Рощупкина Екатерина Игоревна
В статье рассматривается психолого-педагогическая, социальная проблема, касающаяся вопросов становления религиозного сознания личности детей из разных конфессиональных групп. В работе исследуются особенности межэтнических взаимоотношений в полиэтнических условиях современной средней школы. Раскрыты отношения младших школьников к основным религиозным понятиям, обнаружено общее и специфическое для разных групп детей, дифференцированных по конфессиональной принадлежности.
Скачать PDF

Когнитивная психотерапия в наркологии. Ключевые моменты

Гребнев С.А.
Когнитивная психотерапия является основной в работе с зависимыми людьми. В статье обозначены основные (ключевые) моменты, на которые необходимо особо обратить внимание, чтобы эффективность работы с клиентом была максимальной. Помимо работы с убеждениями пациента, его возражениями и формированием новых привычек, необходимо обратить внимание на его стиль мышления и научить его анализировать, сопоставлять, видеть перспективы, в деталях видеть главное. Для этого важным моментом в работе является владение специалистом 4-5 разными стилями мышления, умение подводить пациента к новым убеждениям и делать их стабильными. В этом помогает авторский метод "Кристаллизация мышления"
Скачать PDF

Ключевые аспекты отбора и подготовки сержантского состава в вузе МЧС России

Медведева Л.В., Евдокимов А.С.
Скачать PDF

Поиск взаимосвязей между раздражительностью, уравновешенностью и уровнем здоровья

Левицкий Алексей Григорьевич, Матвеев Дмитрий Александрович, Поципун Анатолий Антонович, Шабаев Александр Владимирович
В этой статье рассматривается эксперимент, посвященный исследованию взаимосвязи между личностными чертами раздражительностью, уравновешенностью и уровнем здоровья. Для диагностирования раздражительности и уравновешенности использовалась модифицированная форма В опросника FPI. Показатели раздражительности и уравновешенности измерялись в баллах. При этом показатели ото 1-3 баллов считались низкими, от 4-6 средними и от 7-9 высокими. Для диагностирования уровня здоровья использовалась анкета самооценки психосоматического здоровья В.П. Войтенко. Количественная оценка уровня здоровья также давалась в баллах. При обработке данных показатели самооценки психосоматического здоровья делились на 2 интервала: 6 баллов и менее, 7 баллов и более. В эксперименте приняли участие юноши и девушки, обучающиеся на естественных факультетах Санкт-Петербургского государственного университета. Полученные результаты говорят о том, что между исследуемыми личностными чертами и уровнем здоровья существует зависимость. Анкетированные показавшие высокие показатели по шкале раздражительности чаще показывали более высокие значения самооценки психосоматического здоровья. Студенты, показавшие низкие значения по шкале уравновешенности чаще оказывались на интервале с более высокими самооценками психосоматического здоровья. Результаты эксперимента могут быть использованы при организации учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ, спортивных секциях вузов, в процессе решения воспитательных задач в общеобразовательных школах на уроках физической культуры и ОБЖ.
Скачать PDF