теория, обосновывающая рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и доказывающая, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Разработана российским ученым и мыслителем-материалистом, создателем физиологической школы, член-корреспондентом (1869), почетным членом (1904) Петербургской АН Иваном Михайловичем Сеченовым и изложена в его труде "Рефлексы головного мозга" (1866).
Рефлекторная теория
Рефлекторная теория
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ
система естественно-научных воззрений, согласно которым центральной нервной системе при посредстве рефлекторных механизмов принадлежит ведущая роль в регуляции внутренней деятельности организма и его взаимоотношений с внешней средой; рефлекторный принцип деятельности мозга был сформулирован французским философом Р. Декартом в XVII в.; сам термин «рефлекс» вошел в науку благодаря работам английского невролога Т. Виллиса и чешского физиолога И. Прохазки; И.П. Павловым введено разделение рефлексов на условные рефлексы и безусловные рефлексы, а также выделен ориентировочный рефлекс
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Рефлекторная теория
понятие о рефлексе возникло в XVII в. и связано с именем Р. Декарта (1596—1650). Декарт представлял себе нервные процессы по образцу системы кровообращения, используя существовавшие в то время принципы оптики и механики. Под рефлексом он понимал движение животных духов от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Причину двигательного акта философ видел в материальных изменениях на кожной периферии тела, а нервный процесс сравнивал с перемещением крови по сосудам. Р. Декарта по праву можно считать родоначальником детерминистической психофизиологии.
Основные теоретические положения Декарта, используемые современной физиологией, таковы:
орган ощущений, эмоций и мыслей — мозг;
мышечный ответ порождается процессами в примыкающем к мышце нерве;
ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувств с мозгом; движение в сенсорных нервах отражается на моторных, и это возможно без участия воли (рефлекторный акт);
вызванные посредством сенсорного нерва движения в веществе мозга создают готовность вновь производить такое же движение (обучаемость).
По Декарту, тело и душа — самостоятельные субстанции. Дуализм мыслителя, его трактовка сознания препятствовали последовательному детерминизму, ибо он допускал акты воображения, мышления, воли, происходившие от нематериальной субстанции. Поведение и сознание превращались в два независимых явления.
Учение чешского анатома и физиолога И. Прохазки (1749—1820) стало важным этапом в формировании детерминистических представлений о нервно-психической деятельности. Сущность взглядов Прохазки на рефлекс состоит в утверждении, что внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, очень быстро распространяются по всей их длине. Их отражение подчинено определенному закону, они переходят на соответствующие им двигательные нервы и по ним очень быстро направляются к мышцам, посредством которых производят точные и строго ограниченные движения.
Учение Прохазки дополнило представление Декарта о рефлекторной структуре поведения понятием о биологическом (а не механическом) назначении самой структуры рефлекса, о зависимости ее усложнения от изменений живых существ под воздействием среды, о пригодности ее для анализа всех уровней сознательной деятельности, о детерминирующем влиянии чувствования.
Тщательное анатомическое изучение нервной системы послужило мощным импульсом к развитию и укреплению рефлекторной концепции в XIX в. Английский анатом и врач Ч. Белл (1774—1842) установил, что передние корешки спинного мозга содержат двигательные волокна, тогда как задние — чувствительные. По сути дела, Белл открыл механизм действия простейшей анатомо-физиологической рефлекторной дуги.
Таким образом, понятие о рефлексе как о закономерном двигательном ответе на раздражение сенсорных нервов приобрело статус естественно-научного факта. Переход же нервного возбуждения по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы получил название закона Белла—Мажанди.
К изучению рефлексов спинного мозга обращались разные клиницисты, среди которых наиболее важными фигурами были английский врач М. Холл и немецкий физиолог И. Мюллер. Именно Холлу принадлежит термин «рефлекторная дуга», которую образуют:
афферентный нерв;
спинной мозг;
эфферентный нерв.
Само понятие о рефлекторном характере нервной деятельности претерпело существенные изменения в учении И. М. Сеченова (1829—1905). Рефлекс понимался им как универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой. Сеченов поставил вопрос о существовании двух типов рефлекса. Во-первых, имеет место постоянный, врожденный Р., осуществляемый низшими отделами нервной системы, который он назвал «чистым рефлексом». Во-вторых, речь идет о существовании рефлексов головного мозга — изменчивых, приобретенных в индивидуальной жизни. Их ученый представлял и физиологическим, и психологическим явлением одновременно.
Таким образом, была впервые показана как неотделимость психических процессов от мозга, так и обусловленность их внешним миром. Учение о рефлексах претерпело существенное уточнение: реакция поставлена в непосредственную зависимость не только от наличных раздражений, но и от всей суммы прежних воздействий, оставивших длительно сохраняющиеся следы в нервных центрах (по Сеченову, «средний член рефлекса»).
По вопросу о соотношении физиологического и психического И. М. Сеченов занял совершенно определенную позицию, которую выразил следующими словами: «Для нас как для физиологов достаточно и того, что мозг есть орган души, т. е. такой живой механизм, который, будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот же ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность» (Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М.; Л., 1974. С. 112).
Основные теоретические положения Декарта, используемые современной физиологией, таковы:
орган ощущений, эмоций и мыслей — мозг;
мышечный ответ порождается процессами в примыкающем к мышце нерве;
ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувств с мозгом; движение в сенсорных нервах отражается на моторных, и это возможно без участия воли (рефлекторный акт);
вызванные посредством сенсорного нерва движения в веществе мозга создают готовность вновь производить такое же движение (обучаемость).
По Декарту, тело и душа — самостоятельные субстанции. Дуализм мыслителя, его трактовка сознания препятствовали последовательному детерминизму, ибо он допускал акты воображения, мышления, воли, происходившие от нематериальной субстанции. Поведение и сознание превращались в два независимых явления.
Учение чешского анатома и физиолога И. Прохазки (1749—1820) стало важным этапом в формировании детерминистических представлений о нервно-психической деятельности. Сущность взглядов Прохазки на рефлекс состоит в утверждении, что внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, очень быстро распространяются по всей их длине. Их отражение подчинено определенному закону, они переходят на соответствующие им двигательные нервы и по ним очень быстро направляются к мышцам, посредством которых производят точные и строго ограниченные движения.
Учение Прохазки дополнило представление Декарта о рефлекторной структуре поведения понятием о биологическом (а не механическом) назначении самой структуры рефлекса, о зависимости ее усложнения от изменений живых существ под воздействием среды, о пригодности ее для анализа всех уровней сознательной деятельности, о детерминирующем влиянии чувствования.
Тщательное анатомическое изучение нервной системы послужило мощным импульсом к развитию и укреплению рефлекторной концепции в XIX в. Английский анатом и врач Ч. Белл (1774—1842) установил, что передние корешки спинного мозга содержат двигательные волокна, тогда как задние — чувствительные. По сути дела, Белл открыл механизм действия простейшей анатомо-физиологической рефлекторной дуги.
Таким образом, понятие о рефлексе как о закономерном двигательном ответе на раздражение сенсорных нервов приобрело статус естественно-научного факта. Переход же нервного возбуждения по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы получил название закона Белла—Мажанди.
К изучению рефлексов спинного мозга обращались разные клиницисты, среди которых наиболее важными фигурами были английский врач М. Холл и немецкий физиолог И. Мюллер. Именно Холлу принадлежит термин «рефлекторная дуга», которую образуют:
афферентный нерв;
спинной мозг;
эфферентный нерв.
Само понятие о рефлекторном характере нервной деятельности претерпело существенные изменения в учении И. М. Сеченова (1829—1905). Рефлекс понимался им как универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой. Сеченов поставил вопрос о существовании двух типов рефлекса. Во-первых, имеет место постоянный, врожденный Р., осуществляемый низшими отделами нервной системы, который он назвал «чистым рефлексом». Во-вторых, речь идет о существовании рефлексов головного мозга — изменчивых, приобретенных в индивидуальной жизни. Их ученый представлял и физиологическим, и психологическим явлением одновременно.
Таким образом, была впервые показана как неотделимость психических процессов от мозга, так и обусловленность их внешним миром. Учение о рефлексах претерпело существенное уточнение: реакция поставлена в непосредственную зависимость не только от наличных раздражений, но и от всей суммы прежних воздействий, оставивших длительно сохраняющиеся следы в нервных центрах (по Сеченову, «средний член рефлекса»).
По вопросу о соотношении физиологического и психического И. М. Сеченов занял совершенно определенную позицию, которую выразил следующими словами: «Для нас как для физиологов достаточно и того, что мозг есть орган души, т. е. такой живой механизм, который, будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот же ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность» (Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М.; Л., 1974. С. 112).