Рефлексивные характеры

Найдено 1 определение:

Рефлексивные характеры

термин К.Ясперса, обозначает «типы, своим происхождением обязанные самоосознаванию Я, вниманию, обращаемому личностью на собственную природу, в сочетании с целенаправленным желанием конструировать свое бытие по тому или иному типу»: «истерики», «ипохондрики» и «не уверенные в себе» или «сверхчувствительные».

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Рефлексивный портрет педагога с гипертимической акцентуацией характера

Гасанова Диана Имиралиевна
В статье излагаются результаты оригинального исследования рефлексии педагогов и ее взаимосвязи с акцентуациями характера, для чего на основе комплексного изучения рефлексии (защитной и педагогической) и акцентуаций воспитателей детских садов делается вывод о своеобразии рефлексии педагогов с гипертимической акцентуацией характера.
Скачать PDF

Рефлексивные адаптации характера и социометрический статус

Балабина Арина Дмитриевна
В рамках пятифакторной теории личности Р. Мак-Крея и П. Косты изучается вклад рефлексивных адаптаций характера во взаимосвязь черт личности и социометрического статуса студента. Проведено эмпирическое исследование на выборке в 300 человек - студентов в возрасте от 17 до 23 лет (240 женщин и 60 мужчин) с применением модификации опросника BigFiveInventory. Установлено, что экстраверсия оказывает эффект на социометрический статус только через установку на экстраверсию. Итоги структурного моделирования и анализа медиаций свидетельствуют, что установка на экстраверсию представляет собой более надежный предиктор высокого социометрического статуса, чем собственно экстраверсия. Влияние этого предиктора выходит за рамки как собственно черт личности, так и иных рефлексивных адаптаций характера (диспозициональной эффективности, отраженной черты и отраженной установки на черту). Наряду с положительной установкой на экстраверсию высокий статус также предсказывали положительная установка на нейротизм и отрицательная - на добросовестность. Ключевые слова. пятифакторная теория личности; рефлексивные адаптации характера; саморефлексия; социометрический статус; архитектура личности.
Скачать PDF

Черты личности и рефлексивные адаптации характера: изоморфизм или полиморфизм?

Изучался возможный изоморфизм структуры рефлексивных адаптаций в отношении черт личности. 1030 студентов заполняли «Вопросник Большой Пятерки» и ряд его модификаций, измеряющих рефлексивные адаптации характера, включая диспозициональную эффективность, отраженные черты, «прямые» и отраженные установки на черты. Изоморфизм предполагал, что при факторизации пунктов вопросника черт и его модификации произойдет конвергенция пяти факторов, получаемых в двух соответствующих версиях теста. Полный изоморфизм был получен для отраженных черт. Для диспозициональной эффективности изоморфизм наблюдался по трем чертам (добросовестность, нейро-тизм и открытость). Для установок на черты было получено лишь сходство по четырем чертам, а для отраженных установок лишь по добросовестности. Вопрос об альтернативной структуре рефлексивных адаптаций решался посредством одновременного использования семи критериев определения числа факторов: очень простой структуры, минимальной средней остаточной корреляции, корня из средней квадратической ошибки аппроксимации, параллельного анализа, иерархического кластерного анализа, метода каменистой осыпи и критерия Кайзера. Были разработаны тактические критерии для выбора наиболее адекватного решения. Было показано, что для диспозициональной эффективности оптимальным является 7-факторное решение. Наряду с соответствующими «Большой Пятерке» двумя факторами поведения в «добросовестных» и «нейротических» ситуациях оно предполагало разделение открытости опыту на факторы поведения в ситуациях креативности и эрудированности, а также факторы поведения во враждебных ситуациях, ситуациях сдержанной тактичности и позитивной общительности. «Прямые» и отраженные установки на черты наилучшим образом описывались 2-факторными моделями, факторы в которых соответствовали метачертам пластичности и стабильности.
Скачать PDF

Взаимосвязь личности и кратковременной памяти: роль черт и рефлексивных адаптаций характера

Хотя взаимосвязь познавательной и личностно-мотивационной сфер традиционно привлекает внимание исследователей, анализ литературы показывает, что связи черт личности с кратковременной памятью уделяется крайне мало внимания в сравнении с исследованиями роли центральных исполнительных структур рабочей памяти (Baddeley, 2003). Кроме того, в этих исследованиях речь преимущественно идет об отдельных чертах личности или о традиционных личностных таксономиях, но не об их производных. В этой связи в работе рассматривается роль рефлексивных адаптаций характера как структурного элемента системы личности в терминах пятифакторной теории (McCrae, Costa, 1996, 2013). На выборке в 1030 человек было установлено, что пространственная кратковременная память, измеренная тестом Корси, коррелировала с нейротизмом и низкой открытостью опыту. Напротив, вербальная кратковременная память, измеренная задачей Стернберга, коррелировала с низкими значениями добросовестности и доброжелательности. Таким образом, в отличие от центрального исполнителя рабочей памяти увеличение значений ее подчиненных систем пространственной и вербальной кратковременной памяти сопровождалось низкими значениями доброжелательности, добросовестности и открытости опыту. Кроме того, кратковременная память демонстрировала прямые, опосредованные чертами личности и компенсаторные (в сравнении с чертами) связи с рефлексивными адаптациями характера. В частности, хотя нейротизм не коррелировал с вербальной кратковременной памятью, с последней была связана отрицательная установка на эту черту личности. Аналогично, хотя доброжелательность не коррелировала с пространственной кратковременной памятью, с ней коррелировало отрицательное отношение к доброжелательности, приписываемое родителям (отраженная установка на доброжелательность). Отрицательная связь добросовестности с вербальной кратковременной памятью дополнялась положительной отраженной установкой на эту черту личности. В статье осуществляется анализ результатов в сопоставлении с результатами ранее проведенных исследований и определяются дальнейшие перспективы.Although investigators traditionally pay attention to the relationship between cognitive processes and personality, the review of the existing literature uncovers a lack of research on the links between personality traits and short-term memory, as compared to the ample studies of the role which the working memory’s central executive (Baddeley, 2003) plays regarding personality. In addition, these studies mostly examined particular traits or conventional personality taxonomies rather than their possible derivatives. In this regard, the present study addresses the role of reflexive characteristic adaptations as a structural element of personality system in terms of the five-factor theory (McCrae & Costa, 1996, 2013). Spatial short-term memory, measured with Corsi test, correlated (N = 1,030) with neuroticism and low openness to experience. On the contrary, verbal short-term memory, measured with the Sternberg task, correlated negatively with conscientiousness and agreeableness. Therefore, as compared to central executive, an increase in its slave subsystems spatial short-term memory and verbal short-term memory correlated with decreased agreeableness, conscientiousness, openness, and emotional stability. Moreover, short-term memory demonstrated a range of links with reflexive characteristic adaptations including direct, indirect (mediated by traits), and compensatory (compared to traits) correlations. In particular, although neuroticism did not relate to verbal short-term memory, a negative attitude toward neuroticism did relate to this type of memory. In a similar fashion, although agreeableness did not relate to spatial short-term memory, a negative meta-attitude toward agreeableness (i.e., an attitude ascribed to one’s parents) did relate to this type of memory. A negative link between conscientiousness and verbal short-term memory was supplemented with a positive attitude toward conscientiousness. The present findings are analysed in the context of previous studies, future implications and perspectives are discussed.
Скачать PDF

Характеристика особенностей рефлексивности у слушателей дополнительного образования с различной этно

Ольга В. Мануйлова, Каринэ А. Бабиянц, Асланбек А. Саидов, Анна Е. Москаленко
В статье рассматриваются психологические характеристики особенностей рефлексивности слушателей дополнительного профессионального образования с различной этноконфессиональной принадлежностью. В качестве объекта исследования выступают 250 человек – студенты системы дополнительного профессионального образования в возрасте от 28 до 39 лет, 124 человека – слушатели Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ), 126 человек – слушатели Южного федерального университета (ЮФУ). Из них 40 % мужчин и 60 % женщин. Профиль образовательной программы в обоих вузах – психологические науки. Представители 60 % респондентов – педагоги средних образовательных и специальных учебных заведений, 40 % – преподаватели вузов. В исследовании используется следующий методический инструментарий: методика «Определение уровня рефлексивности» А. В. Карпова и В. В. Пономарева, «Методика по устранению причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности для отдельных субъектов» К. А. Бабиянц, методика индивидуально-типологических особенностей Л. Н. Собчик, методика «Определение рефлексивности мышления» О. С. Анисимова. В статье обосновываются выводы о том, что слушатели дополнительного образования вне зависимости от этноконфессиональной принадлежности предпочитают не возвращаться к анализу уже решенных проблем. Рефлексивная способность к самокритике также не зависит от культурологических различий и может быть выражена в различной степени как у представителей чеченского вуза, так и у русских слушателей. Обосновывается перспектива дальнейших исследований рефлексивности в сравнительном аспекте респондентов, проживающих в регионах, имеющих различный уровень психологической и физической жизненной безопасности – конфликтных и постконфликтных, пограничных, крупных мегаполисах с большой угрозой террористических актов, а также исследование различных проявлений рефлексивности у респондентов, принадлежащих к различным профессиональным, половым и гендерным группам.
Скачать PDF

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ АДАПТАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

Щебетенко Сергей Александрович
В статье рассматривается общая идея концепции рефлексивных характерных адаптаций (РХА) и дан обзор ее текущих исследований. РХА представляют собой Я-схемы, ответственные за организацию и мониторинг человеком информации о чертах личности. РХА являются также компонентом структуры личности. Посредством РХА осуществляется декомпозиция черт, их «вертикальная» разработка (если под «горизонтальной» понимать традиционную разработку структуры черт личности). В современных исследованиях представлены четыре вида РХА: установки на черты, мета-черты, мета-установки на черты и диспозициональная эффективность. Было установлено, что РХА могут вносить дополнительные вклады во взаимосвязи черт личности с жизненными и поведенческими критериями. РХА обнаруживают и новые связи с различными критериями, которые не наблюдались в случае с чертами личности. Показана содержательная специфика разных РХА. В частности, оценочные РХА (установки и мета-установки на черты) вносят вклад в формирование социальной среды индивида, в то время как идентификационные РХА (мета-черты и диспозициональная эффективность) могут производить инкрементные, добавочные вклады во взаимосвязи черт с критериями.
Скачать PDF

ДИНАМИКА РЕФЛЕКСИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Акименко Анастасия Константиновна
Изложены имеющиеся в научной литературе подходы к анализу феномена профессионального выгорания, описаны факторы, симптомы и детерминанты. Представлены результаты сравнительного исследования рефлексивных характеристик сотрудников дома-интерната в зависимости от уровня их эмоционального выгорания (n = 55; 38-52 года; стаж работы от 4 до 22 лет). Применение опросников «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко, «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон и др., методики, направленной на выявление уровня эмпатии, В. В. Бойко и Торонтской шкалы алекситимии (TAS) Г. Тейлора дало возможность выявить своеобразие рефлексивных особенностей и эмоциональных проявлений специалистов на каждой из стадий их эмоционального выгорания. Проанализированы взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и рефлексивными характеристиками личности респондентов: эмпатией и алекситимией. Показано, что на разных стадиях профессионального выгорания эмпатия и алекситимия могут выступать как защитными механизмами психики, так и факторами, усугубляющими эмоциональное истощение специалистов. Описана специфика проявлений механизмов эмпатии в зависимости от стажа работы сотрудников в учреждении. Зафиксирована тенденция роста алекситимии по мере увеличения эмоционального истощения респондентов. Показано, что способность к идентификации эмоциональных переживаний и их вербализация снижают риск профессионального выгорания, повышая стрессоустойчивость личности. Полученные данные позволяют прояснить возможные детерминанты профессионального выгорания сотрудников сферы помогающих профессий и могут быть использованы специалистами в практике консультативной терапии.
Скачать PDF

Маргинальность как характеристика молодежных неформальных объединений в границах концепции «Упорядоч

Шабанов Л. В.
В предложенной статье дается краткий анализ проблемы, связанной с молодежной субкультурой и ее нонконформной картиной мира, которую мы склонны рассматривать как следствие искусственно созданной обществом позиции «вынужденной маргинальности», которая усугубляется проблемами переходного периода, изобилующими различными «точками бифуркации», вблизи которых социальные системы начинают вести себя неупорядоченно и непредсказуемо.
Скачать PDF

Структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов гуманитарн

Буравцова Наталия Владимировна
В статье представлены структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов педагогов и психологов, специфика психологического пространства личности рассматривается в зависимости от уровней личностной суверенности, доказано, что уровень личностной суверенности студентов-гуманитариев определяет уровень эмпатии.
Скачать PDF

Взаимосвязь стратегий поведения в условиях ролевого конфликта с личностными характеристиками спортсм

Монастырев Сергей Николаевич
Прогнозирование и предупреждение конфликтов в индивидуальных видах спорта невозможно без изучения личностных характеристик спортсменов. В статье дается анализ одной из таких характеристик, которой является локус контроля, позволяющий определять стратегии поведения спортсменов в условиях ролевого конфликта.
Скачать PDF

Психологическая характеристика женщин на поздних этапах беременности

Карташова К. С., Шелехов И. Л., Мытникова М. Н., Кожевников В. Н.
В статье дается характеристика психологической картины поздних этапов беременности, обсуждаются вопросы, связанные с формированием готовности к родам. Приводятся результаты собственных исследований психологических особенностей беременных женщин, предлагается схема психологической подготовки к родам.
Скачать PDF

Характеристика коммуникативной компетентности

Зотова И.Н.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!