Рефлексия патологическая РЕФЛЕКСИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Найдено 2 определения термина РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

понимание другого путем размышления за него.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Социально-психологическая рефлексия

понимание другого человека путем размышления за него.

Ср.:

Он послал предписание своему бурмистру насчет жениной пенсии, приказывая ему в то же время немедленно принять от генерала Коробьина все дела по имению…и распорядиться о выезде его превосходительства из Лавриков; живо представил он себе смущение, тщетную величавость изгоняемого генерала и, при всем своем горе, почувствовал некоторое злобное удовольствие (И. Тургенев, Дворянское гнездо).

Нет, теперь он чувствовал, что поступил нехорошо, трусливо и неискренно, свалив всю нравственную вину на ограниченную и жалкую женщину, и воображал себе ее горечь, растерянность и бессильную злобу, воображал ее горькие слезы и распухшие красные глаза… (А. Куприн, Поединок)

Том надулся в углу, преувеличивая свои обиды. Он знал, что тетка в сердце своем стояла на коленях перед ним, и находил мрачное удовлетворение в этом сознании (М. Твен, Похождения Тома Сойера).

Ср. попытки адвоката Ф. Плевако представить в защитительной речи психическое состояние своей подзащитной:

Она почувствовала горе. Она узнала его… Кратковременное счастье только больнее, жгучее сделало для нее ее пустую, бесприютную, одинокую долю. Будущее с того шага, как захлопнется навсегда дверь в покой ее друга, представлялось темным, далеким. Не озаренным ни на одну минуту, неизвестным… Но ей еще раз хотелось взглянуть на Байрашевского. Она пошла. Точно злой дух шепнул ему новым ударом поразить грудь полуребенка, страдалицы: он сказал ей, что приехала та, которую он любит, что он встретил ее, был с ней… И представилось ей – в разрезе с ее горем, ее покинутой и осмеянной любовью, молодое чужое счастье (Ф. Плевако, Речь в защиту Качки).

Ср. рефлексия, эмпатия.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Лидерство и экзистенциальная рефлексия в системе социально-психологической адаптации личности

Моров А.В.
В статье рассматривается лидерство как интегральное свойство личности, характеризующееся ее способностью осмысленно и целенаправленно влиять на людей и социальнопсихологические процессы через создание ценностей и сообразную им деятельность. При этом автор подчеркивает важность ответа на вопрос, для чего индивид становится лидером, и анализирует роль лидерства в системе социально-психологической адаптации личности. Автор вводит понятие «экзистенциальной рефлексии», на основании которой личность совершенствует свои адаптивные механизмы и достигает ступени лидерства, на которой становится возможным активное ценностное воздействие на окружающую среду.
Скачать PDF

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Буренкова Елена Валентиновна
В статье рассматривается один из способов развития профессиональной рефлексии психолога в рамках феноменологического практико-ориентированного подхода. Основа обучающей модели состоит из следующих компонентов: телесности познания, мультимодальности творческого выражения, безоценочного образовательного пространства.
Скачать PDF

Технологии формирования рефлексивной культуры личности клиента в практике социальной работы

Гуляевская Наталья Вениаминовна
В статье рассматривается специфика социальной работы и одна из стратегий решения социально-психологических проблем стратегия личностного самосознания.
Скачать PDF

Рефлексивно-развивающая технология преодоления эмоционального выгорания у социальных работников

Меркулова Надежда Николаевна
Описывается процедура использования рефлексивно-развивающей технологии для преодоления эмоционального выгорания у социальных работников, которая была реализована в виде коррекционной программы. Раскрываются основные этапы программы, направления реализации, основанные на экспериментальном исследовании эмоционального выгорания среди социальных работников.
Скачать PDF

Интеграция методов активного социального обучения и технологии индивидуального рефлексивного воспита

Суркова Елена Владимировна
В данной статье раскрывается содержательная характеристика понятия «интеллектуальная активность», рассматриваемого в качестве единицы анализа творчества. Выделяются основные структурные компоненты интеллектуальной активности. Обозначаются приоритетные направления, современные педагогические формы и методы развития интеллектуальной активности.
Скачать PDF

Социально-педагогическая рефлексия студентов психолого-педагогических специальностей

Карагачёва Мария Валерьевна, Кедич Светлана Игоревна, Ситников Валерий Леонидович
В статье рассматриваются результаты сравнительного исследования рефлексивных социально-перцептивных образов будущих педагогов и психологов, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Точность и эффективность рефлексивных образов особенно важна для педагогов и психологов. Целью исследования являлось определение структур и содержания рефлексивных и актуальных Я-образов студентов, а также сравнительный анализ их соотношения с образами преподавателей в сознании студентов. Вводятся понятия «социально-педагогическая рефлексия», «рефлексивный Я-образ». «Рефлексивный Я-образ» определяется как фиксированное представление человека о том, как он воспринимается тем или иным конкретным субъектом. Установлено, что Рефлексивные Я-образы имеют сходную структуру и содержание с актуальными Я-образами. При этом установлено, что рефлексивные Я-образы полярной модальности значительно больше взаимосвязаны с образами «любимого» и «нелюбимого» преподавателя, чем с Я-образами. Выявлены принципиальные различия рефлексивных Я-образов у студентов средних и высших учебных заведений.
Скачать PDF

Социальная рефлексия как движущий фактор развития личности

Рябышева Е.Н.
В данной статье рассмотрены проблемы исследования феномена рефлексии. Проанализированы характерные особенности ее проявления во взаимодействии участников групповых процессов. Рассмотрено понятие социальной рефлексии и ее механизмы в процессе общения.This article deals with the problems of research of the phenomenon of reflection. It focuses on the characteristic features of its manifestation in the interaction of participants of group processes. Considered the concept of social reflection and mechanisms in the process of communication
Скачать PDF

Социальная рефлексия в гуманитарном знании

Чекушкина Елена Николаевна
В статье анализируется роль и виды социальной рефлексии в гуманитарном знании.
Скачать PDF

От дисциплинарных исследований рефлексии к трансдисциплинарной методологии социальной рефлексивности

Анистратенко Татьяна Григорьевна
В статье автором рассмотрено понятие рефлексивности в контексте социальных и гуманитарных дисциплин, а также представлены различные конкретные дисциплинарные подходы в исследовании данного феномена. Автором рассмотрены и проанализированы основные дисциплинарные подходы в исследовании рефлексивности, дана оценка достоинств и ограниченности дисциплинарной методологии и обоснование необходимости более общей методологической матрицы. Применение трансдисциплинарной методологии исследования социальной рефлексивности обусловлено тем, что оно не ограничивается рамками какой-либо одной дисциплины и осуществляет расширение представления о предмете исследования посредством обобщенного представления о нем.
Скачать PDF

Связь рефлексии и социального интеллекта у студентов первого курса

Мацута Валерия Владимировна, Богомаз Сергей Александрович
Рассматриваются теоретические представления о рефлексии и социальном интеллекте. На основании обзора отечественных и зарубежных работ и результатов эмпирического исследования определена связь данных феноменов. Показано, что у первокурсников системная рефлексия положительно связана с выбором компромисса и сотрудничества как оптимальных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Данные стратегии указывают на развитость социального интеллекта.
Скачать PDF

Рефлексия социальных норм как условие успешной социализации детей с высоким креативным потенциалом

Леутина Антонина Леонидовна
Цель. Статья посвящена проблеме рефлексии социальных норм и влиянию наличия / отсутствия данной рефлексии на процесс социализации детей с высоким креативным потенциалом. Методы и методология. Процессы социализации и рефлексии социальных норм рассматриваются на основе методологии системно-мыследеятельно-го анализа, разработанного основателем Московского методологического кружка Г.П. Щедровицким. Сравнительный анализ адаптационного и деятельностного подходов к социализации детей с высоким творческим потенциалом проводится по таким параметрам, как объект, механизмы социализации, характеристики социальных норм, социальные регуляторы, личностные регуляторы, личностные качества, уровень социальной мобильности и характер процесса социализации. Результаты и научная новизна. Автор выдвигает тезис об иррациональном характере и «табуированности» осмысления большинства социальных норм в современном обществе и показывает различие социальных и личностных регуляторов рефлексии этих норм. Один из главных выводов работы сводится к следующему: рационализация и рефлексия социальных норм являются важными условиями социальной динамики и социального развития. Установлено, что неосознанное принятие личностью социальных норм, характерное для адаптационного подхода к воспитанию, приводит к двум противоположным результатам: 1) успешной социализации за счет некритического принятия ребенком социальных норм, но уменьшению разнообразия способов деятельности и нестандартности ее продуктов и, как следствие, к нереализации креативного потенциала; 2) десоциализации ребенка при условии сохранения уровня креативных способностей и возможности их реализации. Принципиально другие методологические возможности для решения проблемы социализации детей с высоким креативным потенциалом предоставляет деятельностный подход к образованию, основывающийся на рефлексивных механизмах. Данный подход способствует формированию инструментального отношения личности к процессу социального взаимодействия, авто-номизации и сохранению личностной идентичности человека за счет возможности конструирования этого взаимодействия и реконструкции социальной нормы в группе. Практическая значимость. Представленные в статье подходы к социализации помогут педагогам-практикам более эффективно и качественно организовать свою работу.
Скачать PDF

Социальная рефлексивность в контексте методологии социальных и гуманитарных наук

Анистратенко Татьяна Григорьевна
Статья посвящена философскому осмыслению социальной рефлексивности в контексте социальных и гуманитарных дисциплин. Сделан вывод о том, что дисциплинарные методологические подходы исследования социальной рефлексивности дают частные, локальные проекции форматов исследования, что обусловлено самой спецификой дисциплинарного строя понятий и особенностями конкретных специальных дисциплинарных методов. Выявлена и обоснована необходимость использования трансдисциплинарной методологии при исследовании социальной рефлексивности, что определено потребностью выхода за пределы конкретных предметных подходов и разработкой понятийного строя, охватывающего всю многогранность данного явления.
Скачать PDF

Похожие термины: