Рефлексия как механизм общения это что такое Рефлексия как механизм общения: определение — Психология.НЭС
РЕФЛЕКСИЯ В КОНФЛИКТЕ Рефлексия патологическая

Рефлексия как механизм общения

Найдено 1 определение:

Рефлексия как механизм общения

Рефлексия (Р.) (лат. reflexio - обращение назад) - сложное понятие, к-рое является предметом изучения в разных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др. Понятие Р. возникло в философии и первоначально обозначало процесс самопознания субъектом внутр. психич. актов и состояний. В отеч. психологии Р. была предметом анализа многих авторов. Так, Л. С. Выготский считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в кач. своей основы Р., отражение собственных процессов в сознании». Р. отводится ведущая роль в самодетерминации человека в субъектно-деятельностном подходе С. Л. Рубинштейна, к-рый подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания Р. на окружающий мир и на самого себя». О важности рассмотрения рефлексивной деятельности в психологии субъекта писали Б. Г. Ананьев, Я. А. Пономарев, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и др. В социальной психологии Р. выступает в форме осознания человеком или общностью того, как они воспринимаются и оцениваются др. индивидами или общностями. Традиция исследований Р. в зап. социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули. В отеч. психологии рассмотрением Р. как существенной составляющей развитого О. и межличностного восприятия занимался А. А. Бодалев и его последователи, где Р. характеризуется как специфическое качество познания человека человеком. Изучению специфики коммуникативного аспекта Р. посвящены исследования Н. И. Гуткиной, И. Е. Берлянд, К. Е. Данилина, Л. А. Петровской и др. Вместе с тем в данном контексте, как было показано Г. М. Андреевой, слово «рефлексия» употребляется достаточно условно: «В социальной психологии под Р. понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по О.». В настоящее время в отеч. науке Р. исследуется в 4-х осн. аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. При этом первые 2 аспекта выделяются в исследованиях коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессах О., а 2 др. - в индивидуальных формах проявления мышления и сознания. Одним из первых механизмы рефлексивной деятельности изучал Г. П. Щедровицкий, авторами наиболее известных совр. теорий рефлексивной деятельности являются А. В. Карпов, И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов. В целом в социальной перцепции Р. выделяется среди механизмов межличностного восприятия, к-рые лежат в основе восприятия и оценки др. людей. Сущность Р. в данном контексте - познание себя при О. с другими и познание других. Т. о., под Р. понимается выяснение того, как другие «видят» и понимают «рефлектирующего»: его когнитивные, личностные, индивидуально-психол. особенности и эмоциональные реакции. В сложном процессе Р. авторы выделяют 6 осн. позиций, характеризующих взаимное отражение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же 3 позиции со стороны др. субъекта. Считается, что Р. - это процесс удвоенного взаимоотражения людьми друг друга, содержанием к-рого выступает моделирование особенностей друг друга. Т. о., Р. - механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время О. познавать самого себя, одновр. понимать и предполагать, насколько собеседник понимает его. По определению И. С. Кона, Р. - это «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием к-рого является воспроизведение внутр. мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутр. мире в свою очередь отражается внутр. мир первого исследователя». Лит.: Андреева Г. М. Современная социальная психология. М., 1981; Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983; Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004; Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002; Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы исследования // Вопр. психологии. 1985, № 3; Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. Т. П. Скрипкина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Рефлексия как механизм общения — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Опосредствующие механизмы стилеобразования педагогического общения будущих учителей

Кагермазова Лаура Цараевна
Анализируется индивидуальный педагогический стиль общения будущих преподавателей. Делается вывод, что этот процесс является результатом взаимодействия природно и личностно обусловленных факторов индивидуальности в результате специализированного обучения социально активными методами.
Скачать PDF

Идентификация-обособление как двуединый психологический механизм развития личности студента в общени

Васюра Светлана Александровна
Статья посвящена вопросам преодоления психологических трудностей общения и взаимопонимания студентов факультета удмуртской филологии УдГУ с помощью социально-психологического тренинга.
Скачать PDF

О понимании социопсихологического механизма делового общения

С. А. Ярушева
Деловое общение – это специфическая форма взаимодействия людей в решении задач совместной деятельности и включающая в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии поведения, характеризующаяся преобразованием профессионального сознания.
Скачать PDF

Рефлексивные механизмы сохранения психологического здоровья в студенческом возрасте

Амосова Н.О.
В статье предлагается авторский подход к определению рефлексивных механизмов сохранения психологического здоровья студентов, исходя из сущности психологического здоровья, особенностей возраста, идеи о конструктивной и неконструктивной рефлексии.
Скачать PDF

Рефлексия как механизм ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей

Молчанова Людмила Николаевна
В статье дается концептуальное обоснование рефлексивного механизма ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей с опорой на психологические теории смыла, смысловой регуляции психических состояний, рефлексивной регуляции деятельности, функциональной психологической системы деятельности и др. Представленная методология позволяет эмпирически представить рефлексию как психологический механизм ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей через взаимообусловленность структурных компонентов психологической рефлексивности и состояния психического выгорания. Профиль профессиональной деятельности врачей проецируется на рефлексивность и определяет специфику её структурной организации.
Скачать PDF

Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции состояния психического выгорания

Молчанова Людмила Николаевна
Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции (возникновения, трансформации) состояния психического выгорания позволяет выявить общие и специфические закономерности его проявлений, что определяет перспективное направление исследований психологических механизмов возникновения и трансформации сходных с состоянием психического выгорания функциональных состояний (стресса, утомления и т.д.) в другую группу психических явлений в свойства.
Скачать PDF

Рефлексия в структуре затрудненного общения педагога

Вишневская Оксана Николаевна
В статье обсуждается рефлексия как трудность педагога в коммуникативной деятельности и причины развития. Приводятся и обсуждаются результаты исследования затрудненного общения педагога.
Скачать PDF

Рефлексия в общении как условие социализации дошкольников с общим недоразвитием речи

Амвросова Ольга Айваровна, Леханова Ольга Леонидовна
В статье представлен краткий анализ литературных источников по теме исследования, раскрывается актуальность изучения рефлексии в общении у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР); уточняются сущностные характеристики основных понятий и категорий.
Скачать PDF

Высшие рефлексивные и духовные способности как основа межличностного познания и общения

Ожиганова Галина Валентиновна
В статье рассматриваются рефлексивные и духовные способности, дается их определение, отмечается их взаимосвязь и важная роль в процессах межличностного познания и общения. Проводится систематизация и обобщение современных исследований, посвященных этой теме.
Скачать PDF

Рефлексия как базовый психологический механизм развития этнического самосознания личности

Петрова Ксения Александровна
В статье раскрывается сущность психологического механизма рефлексии, предлагается авторская модель рефлексии как базового механизма развития этнического самосознания личности, выделяются функции данного механизма. Статья может быть интересна психологам, педагогам и специалистам других областей знаний, по роду своей деятельности сталкивающихся с проблемой развития этнического самосознания. Высказанные теоретические положения особо значимы для Омского региона, который по своему составу относится к полиэтничным, и потому проблема развития этнического самосознания для него является крайне актуальной.
Скачать PDF

Рефлексия и целеполагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов

Кардовская Екатерина Константиновна
В статье рассматриваются рефлексия и целе-полагание как механизмы развития профессионального самосознания студентов. Описывается методика исследования и развития профессионального самосознания, основанная на этих механизмах, и приводятся результаты ее применения.
Скачать PDF

Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков

Рапацкий Богдан Иларионович
В статье рассматривается феномен рефлексии в культурно-историческом аспекте. Обосновывается влияние рефлексии на развитие личности подростка, на становление у него нового уровня самосознания. Целью работы является анализ феномена рефлексии как одного из механизмов развития личности детей подросткового возраста. Представлена структура рефлексии. В теоретическом обзоре на достаточно большом материале дана трактовка понятия рефлексии в философской и психологической литературе. Выделены аспекты разработки проблемы рефлексии в советской психологии. Подробно проанализированы функции рефлексии как компонента самосознания человека. Обоснована её значимость в подростковом возрасте. Рефлексия позволяет подростку осознать себя, свой внутренний мир, понять внутренний мир других людей, делает подростка способным к полноценной саморегуляции. Определены этапы развития рефлексии подростка.
Скачать PDF

Похожие термины: