выступающий в качестве объекта, факта или события, на которое ссылаются в подтверждение некоторых идей; служащий источником этих идей, образцом для подражания.
Референтный
Референтный
РЕФЕРЕНТНЫЙ
1. Являющийся чем-либо таким (объектом, фактом, событием и т. п.), на что обычно ссылаются в подтверждение некоторых идей. 2. Служащий источником идей или являющийся образцом для подражания. См. группа референтная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
РЕФЕРЕНТНЫЙ
РЭФЕРЭНТНЫ / REFERENCE– способность группы или отдельной личности косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение индивида. Это понятие ввел Г. Хайман, который понимал его как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев, связано с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или воображаемый. То есть функцию Р. объекта могут выполнять литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и пр. В отечественной психологии в основу трактовки понятия Р. положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций– мнений, позиций, оценок. Поэтому Р. понимается как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей, выступающее также фактором персонализации. Референтность как качество субъекта или группы всегда существует лишь в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах некоего лица. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними мотивами человека). В психологии существует методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии. Референтная группа служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые он использует впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной. Различают референтные группы нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума); положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающим неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации. Информационная– группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности. Ценностная– это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая). Утилитарная– группа, которая способна к награждению и наказанию и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания. Группа самоидентификации– реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения, ею одобряемых. Референтные группы являются эталонными, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение личности и ее проявлений. Сверхориентация человека на выбранное им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей, принятых в этой группе, у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр. Понятие Р. используется также в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Принцип референтности используют для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в от дель но взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Е. Г. Баранов